программа кружка "Основы культуры речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе «Основы культуры речи»
Пояснительная записка
Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение. Недаром в Государственной Думе обсуждался вопрос о чистоте русского языка, о неоправданном употреблении иностранных слов, ненормативной лексики - одним словом, о культуре речи российского общества.
Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. В материалы и в тесты централизованного аттестационного тестирования по русскому языку включены задания на определение и упреждение речевых ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами как на теоретическом, так и на практическом уровне. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Цели и задачи курса:
-знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
-выявлять, исправлять и упреждать речевые ошибки;
-научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи;
-научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;
-прививать стремление правильно, в соответствии и языковыми нормами, говорить и писать;
-формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.
Формы занятий спецкурса различны. Преимущественно это уроки - практикумы, но занятия могут проходить в форме эвристических бесед, лекций учителя, а заключительное занятие проводится в форме творческой мастерской.
В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- знать действующие языковые нормы в разделах: словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать ее с точки зрения правильности;
-уметь пользоваться такими видами справочной литературы, как толковые словари, фразеологические словари, орфоэпические словари, словари синонимов и т.д.
- владеть навыками устной и письменной речи.
умк:
Русский язык. 9 кл. под редакцией М.М. Разумовской, М. Дрофа, 2008г.
Программа курса (34часа)
1. | Введение. Понятие о культуре речи. Почему так не говорят по- русски. | 2 час |
2. | Речевые ошибки и их классификация. Понятие о нормах литературного языка. Словари и справочники. | 3 час |
3. | Словообразование. Ошибки сочинительства. | 3 час |
4. | Морфология. Морфологические нормы языка. | 4 часа |
5. | Синтаксис. Предупреждение ошибок «синтаксического строительства». | 4 часа |
6. | Лексика. Знакомство со словарями: толковым, словарем синонимов, словарем антонимов. | 4 часа. |
7. | Фразеология. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов. Знакомство со словарем фразеологизмов. | 3 час |
8. | Орфоэпия. Знакомство с орфоэпическим словарем | 2 час |
9. | Стилистика. Предупреждение стилистических ошибок. | 3 час |
10. | Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. | 3 час |
11. | Заключение. Творческая работа« Берегите русский язык»; анализ творческой работы. Редактирование. | 3 часа. |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема занятия | Форма проведения | Содержание работы и деятельность учащихся |
1-2. | Введение в спецкурс. Почему так не говорят по – русски? Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи. | Лекция учителя | Знакомство с программой. Требования к занятиям. Анализ речевых ошибок и пути их устранения. |
3-4-5. | Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка. Словари и справочники. | Практическая работа с готовым текстом. Беседа | Серьезно и с юмором о речевых ошибках и о приемах их устранения. Редактирование, работа со словарем. Знакомство с нормами языка. |
6-7-8. | Образование слов нормативного языка. Видоизменения слов. | Слово учителя. Сообщение учащихся. Урок- практикум. | Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Работа со словарями. Сообщения учащихся. Работа в группах. Редактирование. |
9. | Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных. | Сообщения учащихся. | Ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа существи-тельных, с понятием одушевленности. Работа со словарем. Редактирование текстов. |
10. | Имя прилагательное. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм имени прилагательного. | Слово учителя. Сообщение учащихся. | Ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм прилагате-льных, степеней сравнения. Пути их устранения. Редактирование текстов. |
11. | Местоимения. Речевые ошибки, связанные с употреблением граммати-ческих форм местоимений. | Беседа. | Ошибки, связанные с упо-треблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных место-имений. Пути их устранения. |
12. | Глагол. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола. Причастие. Деепричастие. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм причастия. | Урок- практикум. Слово учителя. | Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм, редактирование текстов. Ошибки, связанные с употреблением временных форм действительных и страдательных причастий. Пути их устранения. Работа с текстом, классификация ошибок. |
13. | Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании. | Слово учителя, тренировочные упражнения. | Ошибки, связанные с образованием и употреблением словосочетаний по способу управления и по способу согласования. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование. |
14. | Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения. | Слово учителя. Тренировочные упражнения. | Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Пути их устранения. |
15. | Сложносочиненные предложения. Речевые ошибки в ССП. | Сообщения учащихся. Практикум. | Ошибки, связанные с употреблением ССП. Роль соединительных союзов. Пути устранения ошибок. Редактирование текстов. Написание мини- сочинений с грамматическим заданием. |
16. | Сложноподчиненные предложения. Речевые ошибки в ССП. | Сообщения учащихся. Практикум. | Ошибки, связанные с употреблением ССП и пути их устранения. Редактирование текстов. Написание связного текста с грамматическим заданием. |
17. | Ненормированная речь. Что это такое? | Слово учителя. Сообщения учащихся. | Ошибки, связанные с использованием диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений. Пути их устранения. Класссификация ошибок, групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование. |
18. | Архаизмы. Изменение значения слов нормативного языка. | Сообщения учащихся. Практикум. | Ошибки, связанные с ис-пользованием архаизмов, а также связанные с из-менением значений неко-торых слов в процессе ис-торического развития об-щества и языка. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, со словарем. |
19. | Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. | Сообщение учащихся. Практикум | Ошибки, связанные с ис-пользованием неологизмов, с возникновением новых слов. Пути их устранения. Работа со словарем, с художественными текстами. Выявление функций неологизмов. Редактирование фрагментов из сочинений учащихся. |
20. | Заимствованные слова. «Свое» и «чужое» в русской речи. | Сообщения учащихся. Практикум. | Ошибки, связанные с использованием заим-ствованной лексики. Упо-рядочивание употребления этих слов. Выявление функций заимствованных слов в речи и в тексте. Редактирование. Устранение неоправданного употребления иностранных слов, работа со словарем. |
21-22-23. | Фразеологические ошибки. Фразеологические обороты. « Подводные камни» фразеологии. | Сообщения учащихся. Интеллектуальная игра. Практикум. | Ошибки, связанные с употреблением фразео-логизмов. Пути их устра-нения. Групповые и ин-диивидуальные упражнения на использование фразеологизмов. Сочинения с исполь-зованием фразеологизмов. Редактирование. |
24-25. | Орфоэпия. Нормы произношения. | Слово учителя. Практикум. | Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Пути их устранения. Работа со словарем. Групповое чтение сложных для произношения слов. |
26-27-28. | Стилистика. Стилистические ошибки. | Слово учителя. Практикум. | Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Групповая и индивидуальная работа по редактированию. |
29-30-31. | Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. | Слово учителя. Практикум. | Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом. |
32-33-34. | Заключение. Творческая работа« Берегите русский язык»; анализ творческой работы. Редактирование. | Практикум | . Индивидуальная творческая работа; анализ. Редактирование. |
Библиографическая литература.
1.Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся // РМИ. – 2000.- № 2.
2.Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» // РМИ .- 2002.- № 2.
3.Введенская А.А., Баранов Т.А., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу: Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
4. ОГЭ. Русский язык, 2015 год: Учебно - тренировочный материал для подготовки к ОГЭ.- М.: интеллект- центр, 2015.
5.Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка.- М.: Просвещение, 1979.
6.Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? – М.,1999.
7. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- М. : Рольф, 2012.
8.Мохиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- М. : Высшая школа, 1990.
9. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
10. Розенталь Р.Э. Практическая стилистика русского языка.-
М.: Оникс 21 век. 2001.
11.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителя / Под редакцией В.Д. Бондалетова.- М.: Просвещение, 1978.
12. Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения.- М., 1997.
13. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб.:МИМ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов "Культура речи. Нормы русского литературного языка"
для 10-11 классов...
ПРОГРАММА КРУЖКА "КУЛЬТУРА РЕЧИ"
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА...
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...
Рабочая программа кружка "Культура речи"
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепере...
Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»
Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...
Рабочая программа по культуре речи
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.07 "Культура речи" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 "Народное худо...
Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.
Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой....