программа кружка "Основы культуры речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

программа кружка для 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_rus.yaz_.9_kl_1.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе «Основы культуры речи»

                                               Пояснительная записка

         Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение. Недаром в Государственной Думе обсуждался вопрос о чистоте русского языка, о неоправданном употреблении иностранных слов, ненормативной лексики - одним словом, о культуре речи российского общества.

        Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. В материалы и в тесты централизованного аттестационного тестирования по русскому языку включены задания на определение и упреждение речевых ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами как на теоретическом, так и на практическом уровне.                                                                                                                 Программа рассчитана на 34 часа в год.

 Цели и задачи курса:

-знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;

-выявлять, исправлять и упреждать речевые ошибки;

-научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи;

-научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;

-прививать стремление правильно, в соответствии и языковыми нормами, говорить и писать;

-формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.

    Формы занятий спецкурса различны. Преимущественно это уроки - практикумы, но занятия могут проходить в форме эвристических бесед, лекций учителя, а заключительное занятие проводится в форме творческой мастерской.

    В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

- знать действующие языковые нормы в разделах: словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;

- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать ее с точки зрения правильности;

-уметь пользоваться такими видами справочной литературы, как толковые словари, фразеологические словари, орфоэпические словари, словари синонимов и т.д.

- владеть навыками  устной и письменной речи.

   

умк:

Русский язык.  9 кл. под редакцией М.М. Разумовской, М. Дрофа, 2008г.

Программа курса (34часа)

1.

Введение. Понятие о культуре речи. Почему так не говорят по- русски.

2 час

2.

Речевые ошибки и их классификация. Понятие о нормах литературного языка. Словари и справочники.

3 час

3.

Словообразование. Ошибки сочинительства.

3 час

4.

Морфология. Морфологические нормы языка.

4 часа

5.

Синтаксис. Предупреждение ошибок «синтаксического строительства».

4 часа

6.

Лексика. Знакомство со словарями: толковым, словарем синонимов, словарем антонимов.

4 часа.

7.

Фразеология. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов. Знакомство со словарем фразеологизмов.

3 час

8.

Орфоэпия. Знакомство с орфоэпическим словарем

2 час

9.

Стилистика. Предупреждение стилистических ошибок.

3 час

10.

Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи.

3 час

11.

Заключение. Творческая работа« Берегите русский язык»; анализ творческой работы. Редактирование.

3 часа.

 Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Тема занятия

Форма проведения

Содержание работы и деятельность учащихся

1-2.

Введение в спецкурс.

Почему так не говорят по – русски? Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи.

Лекция учителя

Знакомство с программой.

Требования к занятиям.

Анализ речевых ошибок и пути их устранения.

3-4-5.

Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими.

Нормы литературного языка. Словари и справочники.

Практическая работа с готовым текстом.

Беседа

Серьезно и с юмором о речевых ошибках  и о приемах их устранения. Редактирование, работа со словарем.

Знакомство с нормами языка.

6-7-8.

Образование слов нормативного языка.

Видоизменения слов.

Слово учителя. Сообщение учащихся.

Урок- практикум.

Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Работа со словарями.

Сообщения учащихся.  Работа в группах. Редактирование.

9.

Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных.

Сообщения учащихся.

Ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа существи-тельных, с понятием одушевленности. Работа со словарем. Редактирование текстов.

10.

Имя прилагательное. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм имени прилагательного.

Слово учителя. Сообщение учащихся.

Ошибки,  связанные с образованием полной и краткой форм прилагате-льных, степеней сравнения. Пути их устранения. Редактирование текстов.

11.

Местоимения. Речевые ошибки, связанные с употреблением граммати-ческих форм местоимений.

Беседа.

Ошибки, связанные с упо-треблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных место-имений. Пути их устранения.

12.

Глагол. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола.

Причастие. Деепричастие. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм причастия.

Урок- практикум.

Слово учителя.

Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм, редактирование текстов.

Ошибки, связанные с употреблением временных форм действительных и страдательных причастий. Пути их устранения. Работа с текстом, классификация ошибок.

13.

Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании.

Слово учителя, тренировочные упражнения.

Ошибки, связанные с образованием и употреблением словосочетаний по способу управления и по способу согласования. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование.

14.

Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения.

Слово учителя.

Тренировочные упражнения.

Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Пути их устранения.

15.

Сложносочиненные предложения. Речевые ошибки в ССП.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением ССП. Роль соединительных союзов. Пути устранения ошибок. Редактирование текстов. Написание мини-

сочинений с грамматическим заданием.

16.

Сложноподчиненные предложения. Речевые ошибки в ССП.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением ССП и пути их устранения. Редактирование текстов. Написание связного текста с грамматическим заданием.

17.

Ненормированная речь. Что это такое?

Слово учителя. Сообщения учащихся.

Ошибки, связанные с использованием диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений. Пути их устранения. Класссификация ошибок, групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование.

18.

Архаизмы. Изменение значения слов нормативного языка.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с ис-пользованием архаизмов, а также связанные с из-менением значений неко-торых слов в процессе ис-торического развития об-щества и языка. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, со словарем.

19.

Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка.

Сообщение учащихся. Практикум

Ошибки, связанные с ис-пользованием неологизмов, с возникновением новых слов. Пути их устранения. Работа со словарем, с художественными текстами. Выявление функций неологизмов. Редактирование фрагментов из сочинений

 учащихся.

20.

Заимствованные слова.  «Свое» и «чужое» в русской речи.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с использованием заим-ствованной лексики. Упо-рядочивание употребления этих слов. Выявление функций заимствованных слов в речи и в тексте. Редактирование. Устранение неоправданного употребления иностранных слов, работа со словарем.

21-22-23.

Фразеологические ошибки.

Фразеологические обороты. « Подводные камни» фразеологии.

Сообщения учащихся. Интеллектуальная игра.

Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением фразео-логизмов. Пути их устра-нения. Групповые и ин-диивидуальные упражнения на использование фразеологизмов.

 Сочинения с исполь-зованием фразеологизмов. Редактирование.

24-25.

Орфоэпия. Нормы произношения.

Слово учителя. Практикум.

Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Пути их устранения. Работа со словарем. Групповое чтение сложных для произношения слов.

26-27-28.

Стилистика. Стилистические ошибки.

Слово учителя. Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Групповая и индивидуальная работа по

 редактированию.

29-30-31.

Логика.  Логическое ударение. Роль порядка слов.

Слово учителя. Практикум.

Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом.

32-33-34.

 Заключение. Творческая работа« Берегите русский язык»; анализ творческой работы. Редактирование.

       Практикум

.

Индивидуальная творческая работа; анализ. Редактирование.

Библиографическая литература.

1.Арефьева С. А.  К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся // РМИ. – 2000.-  № 2.

2.Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» // РМИ .- 2002.-  № 2.

3.Введенская А.А., Баранов Т.А., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу: Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1979.

4. ОГЭ. Русский язык, 2015 год: Учебно - тренировочный материал для подготовки к ОГЭ.- М.: интеллект- центр, 2015.

5.Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка.- М.: Просвещение, 1979.

6.Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? – М.,1999.

7. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- М. : Рольф, 2012.

8.Мохиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- М. : Высшая школа, 1990.

9. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

10. Розенталь Р.Э. Практическая стилистика русского языка.-

М.: Оникс 21 век. 2001.

11.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителя / Под редакцией В.Д. Бондалетова.- М.: Просвещение, 1978.

12. Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения.- М., 1997.

13. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб.:МИМ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА "КУЛЬТУРА РЕЧИ"

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА...

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа кружка "Культура речи"

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепере...

Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»

Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...

Рабочая программа по культуре речи

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.07 "Культура речи" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 "Народное худо...

Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.

Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой....