ПРОГРАММА КРУЖКА "КУЛЬТУРА РЕЧИ"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО НПО « Профессиональный лицей №75»
Программа
Кружка по русскому языку «Культура речи »
указать предмет
Количество часов 35
Программа разработана на основе
- Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» );
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
ПРОГРАММА
«Культура речи »
Содержание :
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Государственный экзамен требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
- писать изложения разных видов
- читать текст и анализировать его содержание
- выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к преодолению трудностей в изучении русского языка.
Задачи :;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит учащимся лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
- Лекции преподавателя с различными видами заданий
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Проведение деловых игр и практикумов;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство с содержанием курса «Культура речи »
Раздел 1.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы .
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней . Правописание приставок . Правописание суффиксов
Синтаксические нормы.
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении .
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении .
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении .
Синтаксический анализ сложного предложения .
Сложные бессоюзные предложения .
Сложные предложения с разными видами связи .
Раздел 2.
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников .
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста.)
Раздел 3
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общее количество часов: 35
ДАТА | № | ЧАСЫ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | |
1 | Раздел 1. 1 | Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование Нормы ударения и произношения Трудности современного русского произношения и ударения | ||
2 | 1 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Лексические нормы Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа | ||
3 | 1 | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа | ||
4-5 | 2 | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания. Тестовая работа | ||
6 | 1 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения . Тестовая работа | ||
7 | 1 | Правописание корней Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | ||
8 | 1 | Правописание приставок Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | ||
9 | 1 | Правописание суффиксов Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа | ||
10 | 1 | Словосочетание Синтаксические нормы. Тестовая работа Трудности грамматического управления в современном русском языке | ||
11-12 | 2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения Грамматические нормы. Тестовая работа | ||
13-14 | 2 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа | ||
15 | 1 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении .Тестовая работа | ||
16 | 1 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении . Тестовая работа | ||
17 | 1 | Синтаксический анализ сложного предложения . Тестовая работа | ||
18 | 1 | Сложные бессоюзные предложения . Тестовая работа | ||
19 | 1 | Сложные предложения с разными видами связи (В14) Тестовая работа | ||
20-21 | 2 Раздел II. | Изложение. Виды изложений. Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. | ||
22 | 1 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | ||
23 | 1 | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. | ||
24 | 1 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. | ||
25-26 | 1 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста ) Тестовая работа | ||
27-28 | 1 | Извлечение информации из различных источников .Тестовая работа Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) | ||
29-30 | 2 Раздел III. | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения . Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | ||
31-32 | 2 | Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. | ||
33-35 | 3 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему | ||
ИТОГО: 35 часов |
ЛИТЕРАТУРА
Подготовка к ЕГЭ-2011: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Львова С. И. ЕГЭ2011. Русский язык: Сборник заданий: 11 кл – М.: Эксмо, 2011.
Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 11 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, рекомендуется использовать следующие:
1) Государственная итоговая аттестация учащихся 11 класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010
2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2009.
3) Русский язык. 11 класс. . Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
Методическую помощь преподавателю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2011г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
- Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.
.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
- Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996. – 207с.
- Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
- Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
- Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2011 –М.: «Экзамен», 2011. – 112с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2011. –
[]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30194.jpg)
Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".
Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...
Учебно-тематическое планирование занятий по программе «Развитие речи» 1 ступень обучения (дети 5-6 лет)
Образовательная программа "Развитие речи" реализуется в учреждении дополнительного образования с целью подготовки детей дошкольного возраста к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-229027-1366131214.jpg)
Программа развития речи ребёнка от рождения до года
Система работы родителей с новорожденными детьми по развитию речи....
Рабочая программа "Культура речи"
Основная цель курса «Культура речи» в музыкальном колледже состоит в том, чтобы ознакомить студента с официальным описанием и признанием нормы русского литературного языка. Основные задачи заключа...
Дополнительная общеобразовательная программа «Сценическая речь» (2014-15 уч. г.)
Программа по сценической речи для детей 5-9 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607623-1426285322.jpg)
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-97952-1481040058.jpg)
Авторская программа «Секреты речи» (“Укучыларның сәнгатьле сөйләмнәре өстендә эшләү ”)
Рецензист - доктор филологических наук, доцент Ахатова Зифа Фаритовна, ФГБОУ ВПО “НИСПТР”. За авторскую программу во Всероссийском конкурсе программ внеурочной деятельности наг...