Лексико-фразеологические игры
занимательные факты по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Лексико-фразеологические игры
• Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
• Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз).
Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб).
Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея).
Длань - (ладонь).
Чрево - (живот).
Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец).
Десница - (правая рука).
Вежды - (веки).
Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки).
Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы).
Пясть - (ладонь с пальцами).
• Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто больше назовёт фразеологических оборотов, в которых встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
2) На дворе, на траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4) Она пуще неволи. (Охота пуще неволи.)
5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)
6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)
Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.
• Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА Ответ: вода, сахар
• Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Ответ: кипяток, айсберг
3-я игра «Темная лошадка»
(На доске - портрет поэта А. Пушкина)
Учитель. Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.
(Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)
1. Рукой подать. (Близко)
2. В час по чайной ложке. (Медленно)
3. Во весь дух. (Быстро)
4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)
6. Прикусить язык. (Замолчать)
7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)
8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
9. Сломя голову. (Быстро)
10. Зарубить на носу. (Запомнить)
11. При царе Горохе. (Очень давно)
12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
16. Бить баклуши. (Ничего не делать)
«Составь пословицу»
Игра «Нарисуй пословицу»
Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.
Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
Игра « Наборщик»
Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)
Команды по очереди зачитывают слова.
Игра «Следствие ведут знатоки».
Угадайте , о какой профессии идёт речь и докажите справедливость своей точки зрения.
Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пёстрый ковёр красок, переливающийся и искрящийся всеми цветами палитры
По набору слов угадайте, о какой профессии идёт речь?
- Фарватер, бакен, дебаркадер, чалка.
- Фонендоскоп, рецепт, аспирин, компресс.
- Корректура, рукопись, экземпляр, тираж.
Игра «Эрудит»
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
- Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)
- Участок земли, засаженный фруктовыми деревьями, цветами, кустами. (Сад)
- Проход, соединяющий отдельные части квартиры, здания. (Коридор)
- Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда. (Десерт)
Игра «Корректор»
Исправьте ошибки в толковом словаре Пети.
- Западня – квартира с окнами на запад.
- Ухажёр – человек, который много ест ухи.
- Маховик – регулировщик на перекрёстке.
Найдите лишнее слово.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- У ворот сидели старые старушки.
- Вася ушиб локоть руки.
Тема «Синонимы»
Артист занемочь
Безграничный предстоящий
Будущий Отечество
Великан исстари
Выносливый актёр
Заболеть бескрайний
Издавна старательно
Профессия гигант
Родина неутомимый
Усердно специальность
Тема «Антонимы»
Острый трусливый
Сладкий безделье
Скупой глупый
Умный жар
Храбрый тупой
Хвалить щедрый
Здороваться война
Смеяться ругать
Труд горький
Мир плакать
Холод прощаться
Найти значение фразеологизма.
При царе Горохе гордиться
Кот наплакал плохое настроение
Душа в душу очень давно
Как кошка с собакой надоедать
Заговаривать зубы дружно
Задирать нос очень мало
Встать с левой ноги слабая сторона у кого-либо
Ахиллесова пята ссориться
Мозолить глаза отвлекать
Вопросы-шутки
- Какое местоимение можно записать одной буквой?
- Какие два местоимения мешают автотранспорту?
- Какие три местоимения самые чистые?
- Какой остров Карибском море утверждает, что он одежда?
- Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков?
- Какой газ отрицает личное местоимение?
Игры по орфографии
Верните пропажу
Прочитайте шуточное стихотворение, в котором некоторые слова потеряли частицу не, а жить без нее не могут. Найдите эти слова и верните им пропажу.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
- «Самый внимательный»
Все мы знаем, насколько важно на уроках быть внимательным и сосредоточенным. Сейчас попытаемся определить самую внимательную команду. Напишите все возможные варианты прочтения следующей фразы:
ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ
(фраза прикреплена или спроецирована на доске)
За каждый вариант прочтения команда получает 0, 5 балла. Максимальное количество вариантов - 7:
под ним и теперь я
подними те перья
поднимите перья
под ними теперь я
под ним и те перья
под ними те перья
- Конкурс для болельщиков. Они отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл, который приплюсовывается команде. Задание даётся на скорость.
Блиц – опрос:
#1045;го вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют. (нос)
#1053;е цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают.(уши)
3. Ими можно стрелять. Они зеркало души. (глаза)
#1054;н в голове несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги. (ветер)
#1059; хорошего человека она бывает нараспашку. А иногда она уходит в пятки. (душа).
#1054;ни бывают разной высоты. Кое-кто живёт под ним. Иногда его называют шпилькой. (каблук)
- конкурс «Творческий»
Каждая команда получает задание проинсценировать пословицу. Угадывают болельщики команды. За угаданную пословицу команда получает 1 балл.
1 команда «Делать из мухи слона »
2 команда «Обжёгшись на молоке, дуют на воду»
3 команда «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры
формирование и совершенствование речевых навыков, активизация лексики...
Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»
Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....
Концепт «Любовь» в лексико-фразеологической системе немецкого языка.
Данное исследование посвящено анализу концептуализации понятия «Любовь» в лексико-фразеологической системе немецкого языка. Обращение к изучению эмоций в немецком языке в значительной мере предо...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...
XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.
Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...
Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)
Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...
«Игра, игра, Игра»
Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...