Урок по теме Фонетика
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Ламатханова Лариса Сергеевна

урок по теме Фонетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fonetike.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Повторение изученного по теме:

«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Задачи урока:

Образовательная: 

создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Воспитательная: 

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования  личности  обучающихся  через  трудолюбие,  внимания  на  уроке,  интереса к урокам русского языка, воспитания  любви  к  русскому языку.

Развивающая:  

создать условия для развития  умений  и  навыков  обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Тип  урока: повторение  и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Форма  урока: урок-практикум.

Ведущая  компетенция:  культуроведческая (знание  обучающимися  орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий  принцип: доступности, научности.

Подход: личностно – ориентированный.

Технологии: технология разноуровневой дифференциации,  технология информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока: видеопроектор,компьютеры.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слайд № 1.

Запись числа и классной работы с ошибками.

3. Слайд №2

Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н.В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Н'изнай'у / фкакой'  другой' л'ит'иратур'э  паказал'и ст'ихатворцы  такой'э б'искан'эч'най'э  разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш]

Запись учащимися высказывания.

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Николай Васильевич Гоголь

Слайд № 3

4. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.

Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?

Слайд №4

5. Слайд №5

Словарная работа

Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Слайд №6

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

              Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.

Слайд №7  Физкульминуткадля глаз

6. Задание на повторение тем

Задание по орфоэпии

1 компьютер

Поставь ударение

БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.

Задание по фонетике и орфоэпии

2 компьютер

[Й'эсл'и  вынач'н'от'э  суд'ит'  л'уд'эй'/  увас н'ихват'ит  вр'эм'ин'и  нато  штобы  л'уб'ит' их]

Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.

[Какда  мал'ин'к'ий'  ч'илав'эк  задумываит  в'ил'икай'э  пр'итпр'ий'ат'ий'э / он вс'игда канч'аит  т'эм / што ум'ин'шаит й'иво дауровн'а сфай'эй' паср'этств'энаст'и]

Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон Бонапарт

Задание по фонетике и орфоэпии

3 компьютер

Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[какда ч'илав'эка бран'ат / эта абыч'на азнач'аит / што он абладаит й'асна выражэным характ'иром]

Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде

[ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у ка-торавъ 'н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'а]'ит сфа]'о направл'эн'ирэ с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра//]

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С. Смайлс

Задание по фонетике

4 компьютер

Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  2. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
  4. В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
  2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
  3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
  2. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
  3. В слове БОИТСЯ нет звука [с'].
  4. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
  2. В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
  3. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
  4. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
  2. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
  3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
  4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
  2. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
  4. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7 .Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
  4. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
  2. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
  3. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
  4. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
  2. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове КРОВЬ есть звук [ф].
  4. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
  2. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
  3. В слове ВХОДЯТ первый звук - [ф].
  4. В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

задания

ответы

1

2

2

1

3

2

4

4

5

1

6

1

7

3

8

1

9

3

10

4

5 компьютер

Тренажёр по орфографии

Работа по карточкам

Карточка 1

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

4. Произведите фонетический разбор слова объясниться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Берн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать - значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость - не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, испечься.

4. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Сомнение - камень пр..ткновения на пути к пр..движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д..ньгах, а в том, как их пр..умножить. (амер. пословица.) 3) Большое пр..пятствие для счастья - это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель.)4) Зависть об..няет и судит без д..казательств, пр..умножает нед..статки, дает малейшим оши..кам громкие ..звания; язык ее н..полнен желчи, п..ув..личения и несправедливости. (Вовенарг.) 5) В старости нач..наешь пр..давать значение не столько творч..ству, сколько жизни. (Э. Григ.) 6) Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев.) 1) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характ..рного человека. (Лаборюйер.)

Слайд №8.  Это интересно

7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

(Мы сегодня повторили изученный материал  по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)

Слайд №9. Домашнее задание. Стр.  221-223. Упражнение 303

Слайд №10.  Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по теме «Фонетика»

Презентация к урокам по теме «Фонетика»Презентация «Фонетика» может быть использована на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении, при сопутствующем повторении орфографии ...

Презентация к уроку по теме: "Фонетика"

Повторить раздел русского языка: "Фонетику"...

Обобщающий урок по теме "Фонетика" в 5 классе

Это урок-путешествие по сказочному городу. Урок состоит из заданий, связанных с правилами, изучаемыми в разделе "Фонетика"....

Методическая разработка урока по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Методическую разработку  урока  можно использовать для повторения сложных вопросов по теме "Фонетика. Орфоэпия"....

Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс

В презентации содержатся таблицы и схемы по теме "Фонетика": классификации гласных и согласных звуков, сильная и слабая позиции звуков, употребление букв Е, Ё, Ю, Я и т.д.. Представлен образец фонетич...

План урока по теме "Фонетика"

Урок повторения изученного материала на основе обрядового праздника "Сабантуй"...

Презентация к уроку по теме "Фонетика"

Презентация к уроку по теме "Фонетика". В ней представлены таблицы и задания для выполнения на уроке...