Урок "Предлог" 7 класс
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Щепин Андрей Вениаминович

Конспект обобщающего урока по теме «Предлог»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_uroka_-_kopiya.docx27.84 КБ
Файл predlog_7_klass.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

 Конспект обобщающего урока по теме «Предлог»

(7 класс)

( по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, по учебнику под редакцией              

  М.Т. Баранова Русский язык: учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений /  – М., 2006г.)

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать изученное по теме «Предлог»

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания о служебных частях речи; систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог»

Развивающие:

  • развивать логическое и аналитическое мышление, речь,  навыки участия в коллективной деятельности, умения извлекать необходимую информацию из источников;
  •  развивать  умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать развитию в классном коллективе отношений, основанных на взаимопомощи, взаимоуважении;
  • воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

Эпиграф:

  Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

                                                                                                              А. П. Сумароков

I.Организационный этап.

1.Слово учителя:

Учитель

 Ученики, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнём скорей урок.

Здравствуйте!

 Наш урок мне бы хотелось начать со слов английского философа Френсиса Бэкона: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то у тебя и у меня остаётся по одному яблоку, но если у тебя есть мысль и у меня есть мысль, и мы обменяемся ими, то каждый из нас станет богаче на целую идею».

Вот и мы сегодня постараемся обменяться  знаниями  и успешно применить их на практике.

На нашем на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».

Мотивационный момент урока:

Учитель: 

22 февраля  в преддверии праздника я получил от операторов службы БВК  на свой сотовый телефон смс-сообщение: «Поздравляем  праздником! Желаем Вам счастья  жизни  День Защитников Отчизны» СЛАЙД 3

- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены? (ответы учащихся)

- Правильно, предлоги

Учитель:

- Значит, о какой части речи у нас пойдет сегодня  идет речь?

Учащиеся

-О предлоге

Учитель:

Это новая  для вас тема?

Нет.

Учитель: 

Это важная тема?

Учащиеся

Да  

Учитель:

Почему же так важна эта служебная часть речи?

Учащиеся:

Эта тема очень важна для изучения, так как предлоги  необходимые в нашей речи слова.

Учитель:

Совершенно с вами согласен. Интересно, что предлогов в русском  языке не так много: около 200. Конечно, имена  существительные, числительные, местоимения вполне самостоятельные части речи.

 Однако, без нас не уедешь далеко», - заметили бы  Предлоги.

Итак, давайте попробуем  точно сформулировать цель нашего урока

Учащиеся:        

Мы должны обобщить и систематизировать изученное по теме «Предлог»

Учитель:

А теперь попробуем  сформулировать задачи нашего урока по теме.  Помогут нам в этом глаголы-помощники, которые мы видим на слайде: 

  • закрепить…
  • совершенствовать…
  • выяснить …
  •  углубить …

Продолжите фразу…

Учитель:

Молодцы! Таким образом, сегодня нам предстоит обобщить  приобретённые  знания  о довольно сложной части речи  - Предлог. Закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь  отличать производные предлоги от других частей речи.

Каким образом будем работать?

Учащиеся:        

Группами, в парах, индивидуально.

Учитель

 Как же достичь цели нашего урока?

 Это можно сделать разными способами и

я предлагаю вам создать компьютерную программу,  героиней  которой является отважная  девочка, которая живет недалеко от  известного сибирского озера Байкал. А зовут девочку Маша.

Итак, только от вас зависит, насколько счастливым будет конец этой истории.

 Начнем?!

II Обобщающее повторение по теме, закрепление и совершенствование правописных навыков.

 (2 слайд) Маша очень любила отдыхать на берегах Байкала, но летние каникулы подходили к концу, нужно было оставлять любимых друзей, возвращаться в поселок, идти в школу, а там: уроки, домашние задания, контрольные работы… «Какой бы выдумать предлог, - подумала Маша, - чтобы не идти в школу? (3 слайд) А если обмануть родителей, сказать, что заболела?» И в то же самое мгновение Маша почувствовала шум в ушах, в глазах потемнело, голова закружилась, она полетела  куда-то вверх тормашками, а когда очнулась, то увидела себя посреди леса. (4 слайд) «Где это я? Как я попаду домой? – найти выход из данного положения, - подумала Маша. – Но не нужно отчаиваться, тогда всё получится». (5 слайд)             И Маша  отправилась по тропинке, оседлав коня, который неизвестно откуда появился.

I уровень (теоретический блок) «Возле избушки Бабы Яги».

(6 слайд) И вот дорожка привела его (как в сказке!) к избушке Бабы Яги. На пороге стояла сказочная старушка.

        Вот те на! Давно ко мне в гости не захаживали! Из какой же ты сказки, девочка?

        Да, не из сказки я, а из поселка Белореченский. Помоги мне, пожалуйста, в Белореченский  попасть, к папе и маме, дай какой-нибудь навигатор.

        Хорошо, есть у меня это техническое  чудо , но хранится он в сейфе. Подберёшь код – получишь навигатор.

(7 слайд , чтобы перейти к выполнению заданий , нужно нажать на соответствующую цифру)

1.        Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения).

2.        Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)

3.        Для чего служат предлоги? (Для связи слов в словосочетании и предложении, они выражают зависимость одних слов от других.)

4.        На какие группы делятся предлоги по строению? (Простые и составные)

5.        На какие группы делятся предлоги по происхождению? (Производные и непроизводные).

6.        На какие группы делятся предлоги по значению? (Пространственные, причинные, временные, целевые, образа действия, дополнительные).

7.        В каких предложениях выделенные слова являются предлогами? (при выборе правильных вариантов ответа исчезают неправильные).

        Вблизи вырыли пруд.

        Вблизи дома стояла машина(+).

        Мы говорили много и (в) пустую.

        Мы вошли (в) пустую комнату(+).

        (8 слайд) Ну, что же, с заданием ты справилась, получай навигатор. Иди за ним, он поможет тебе в дороге. Счастливого пути, смышлёная девочка!

II уровень (лексико-грамматический блок) «Переход через речку».

(9 слайд)

        А как бы хорошо было сейчас идти со школы по знакомым улицам, а не плутать по лесу, - думала Маша. – Или идти из школы? Как же правильно?

1.        Аудиословарь «Предлоги из – в, с – на» (прослушать запись, нажав на соответствующую надпись).

2.        Грамматические нормы употребления предлогов (самостоятельная письменная работа учащихся по вариантам с последующей взаимопроверкой, задание напечатано на листочках).

Допиши окончания существительных в соответствии с грамматическими нормами.

Вариант 1

Вопреки ожидани.., согласно решени.., поговорить по прибыти.., отдыхать по окончани.., благодаря решени…

Вариант 2

Благодаря совет.., согласно желани.., вопреки решени.., встретиться по прибыти.., сообщить по окончани.. .

Вариант 3

Вопреки предсказани.., благодаря влияни.., наперекор желани.., увидеться по прибыти.., встретиться по окончани..

Для проверки:

Вариант 1. Вопреки ожиданию, согласно решению, поговорить по прибытии, отдыхать по окончании, благодаря решению.

Вариант 2. Благодаря совету, согласно желанию, вопреки решению, встретиться по прибытии, сообщить по окончании.

Вариант 3

Вопреки предсказанию, благодаря влиянию, наперекор желанию, увидеться по прибытии, встретиться по окончании.

3.        Характеристика морфологических признаков предлогов (устная коллективная работа).

В записанных предложениях найди предлоги и охарактеризуй их:

        Я ушёл далеко в поле. («В» – простой, непроизводный, пространственный)

        Сосна росла около дома. («Около» - простой, производный, пространственный)

        Несмотря на непогоду, мы отправились на стадион. («Несмотря на» - составной, производный, имеет уступительное значение; «на» - простой, непроизводный, пространственный).

4.        Создание проблемной ситуации и её решение (переход по гиперссылке на 10 слайд, после выполнения задания возвращаемся на 9 слайд по направляющей кнопке, нажимаем на текст с заданием)..

        Когда папа Кристофера Робина начал рассказывать сказку про Винни-Пуха, он начал так: «Давным-давно – кажется в прошлую пятницу – Винни-Пух жил в лесу под именем Сандерс». Тут Кристофер Робин немедленно изумился: «Что значит «жил под именем»?  «Это значит, что на дощечке над дверью было золотыми буквами написано «Мистер Сандерс», а он под ней жил», - объяснил папа.

        Почему удивился Кристофер Робин? (Он не понял смысл предложения. Выражение «жить под именем» имеет переносный смысл – носить имя. Винни-Пух не может носить имя Сандерс, потому что он Винни-Пух. Папа  употребил это выражение в прямом смысле, в этом предложении предлог «под» указывает на положение предмета ниже чего-нибудь).

         О каком лингвистическом явлении говорит нам эта история? (Об омонимии предлогов).

5. Определение разрядов предлогов (каждое новое словосочетание появляется при нажатии на «ладошку», после выполнения – можно двигаться дальше).

        Поможем Аяне выполнить следующее задание: определить, на какие значения указывает предлог.

Остричь под машинку, операция под наркозом; появиться из-за леса, не прийти из-за болезни; пригласить в гости, пойти в школу; отойти от дома, шататься от усталости.

Комментарий. Остричь под машинку (объектный), операция под наркозом (образа действия); появиться из-за леса (пространственный), не прийти из-за болезни (причинный); пригласить в гости (целевой), пойти в школу (пространственный); отойти от дома (пространственный), шататься от усталости (причинный).

2.        Физминутка (11 слайд)

Если предлог производный – подняться на носки, руки вверх, если непроизводный – присесть, руки вперёд.

Навстречу, из-за, через, над, вдоль, от, над, вместо, по, у, для, напротив, благодаря, о, из-под.

(Производные: навстречу, вдоль, вместо, напротив, благодаря;

непроизводные: из-за, через, от, над, по, у, для, о, из-под.)

III уровень (орфографический блок) «Подъём из пещеры». (12 слайд)

1. Повторение правописания производных предлогов и их отличие от самостоятельных частей речи проводится с помощью интерактивных таблиц.

2. Словарная работа (переход на 13 слайд).

За границу, за границей (запоминание правописания данных слов основано на ассоциативных связях; учащиеся просматривают слайд, записывают слова в свои словарики).

3. Коллективная работа по упражнению  № 260.

4. Индивидуальная дифференцированная работа (Для учащихся низкого и среднего уровня обученности предлагается работа с тренажёром, для высокого уровня – проверочный тест. Задания одинаковые по уровню сложности, но при работе с тренажёром учащиеся перед выбором ответа могут обратиться к справочному разделу, оценку за выполнение работы они не получают. По желанию все ребята могут приступить к проверочному тестированию.)

Задания для тренажёра.

 1. Выберите верное утверждение.

        Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.

        Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.

        Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении (+).

        Предлог – это служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки предложениям или служат для образования форм слов.

2. Выберите верную морфологическую характеристику предлога.

        «К» – простой, непроизводный, пространственный.

        «Благодаря» - простой, производный, целевой.

        «Над» – простой, производный, пространственный.

        «В силу» – простой, производный, причинный.

3. Укажите словосочетание с причинным предлогом.

        появиться из-за угла;

        уйти из-за глупости (+);

        думать о друге;

        зайти по делу

4. Укажите словосочетание с целевым предлогом.

        встретиться в четверг;

        пойти в магазин;

        положить в стол;

        пригласить в гости (+)

5. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от наречия?

        поговорить насчёт работы;

        опоздать ввиду непогоды;

        быть впереди всех (+);

        выиграть благодаря нападающему

6. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от существительного?

        стоять напротив дома;

        беседовать в течение часа (+);

        идти вдоль дороги;

        помочь, несмотря на занятость

7.В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от деепричастия?

        остаться в силу обстоятельств;

        справиться благодаря другу (+);

        слушать в продолжение часа;

        находиться внутри помещения

8. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

        Прийти (на)встречу с писателем.

        Мы всматривались (в)след на снегу.

        Выйти (на)встречу гостям (+).

        Мы обошли дом (во)круг.

9. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

        У тебя брошка (на)подобие пчёлки (+).

        Обратить внимание (на)подобие фигур.

        Оправдываться, (не)смотря в глаза.

        Отвечать (в)течение урока.

     10. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

        Положить деньги (на)счёт.

        Телеграмма летела (в)след.

        (В)течении реки были крутые повороты.

        Поговорить (на)счёт работы (+).

Оценивание выполнения данной работы:

«5» – 10 правильных ответов

«4» – 8 – 9 правильных ответов

«3» – 5 – 7 правильных ответов

 «Переправа через пропасть». IV уровень (стилистико-синтаксический блок)

(14 слайд)

1.        Стилистический выбор предлога (переход по ссылке на 15 слайд).

 Задание. Распределить записанные на интерактивной доске предлоги на 2 группы: нейтральные и стилистически окрашенные (1 человек работает у доски, перенося с помощью маркера предлоги в соответствующую колонку, остальные учащиеся выписывают предлоги в тетрадь (1 вариант – нейтральные, 2 вариант – стилистически окрашенные): Благодаря, через, для, в силу, вокруг, ввиду, впереди, около, вопреки, напротив, возле, несмотря на.

Комментарий.

нейтральные        стилистически окрашенные

через, для, вокруг, впереди, около, напротив, возле        благодаря, в силу, ввиду, вопреки, несмотря на

2.        Проблемный вопрос.

        Какова синтаксическая роль предлогов? (Предлоги не являются самостоятельными членами предложения. При разборе подчёркиваются вместе со словами, к которым относятся).

        Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор: «Несмотря на» - производный предлог.

(«Несмотря на» - производный предлог.)

        Сформулируйте проблемный вопрос. (Почему предлог «несмотря на» является подлежащим в этом предложении?)

        Кто может ответить на этот вопрос? (В данном предложении «несмотря на» обозначает предмет речи, следовательно, употребляется в значении существительного).

4.  Итоги урока (16 слайд).

Итак, мы вместе с вами и девочкой Машей прошли  испытание на знание не самой легкой темы русского языка “Предлог”. Подведем итоги урока

        Каковы морфологические признаки предлогов? (Бывают простыми и составными, производными и непроизводными; указывают на пространственные, временные, причинные, целевые, объектные признаки, на меру и степень).

        Что нужно помнить при написании предлогов? (Со словами пишутся раздельно; правописание производных предлогов нужно запоминать; в предложении необходимо отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи).

        Что мы можем сказать о предлоге с точки зрения синтаксиса? (Предлоги не являются самостоятельными членами предложения. При разборе подчёркиваются вместе со словами, к которым относятся).

        Чему учит история, которая случилась с девочкой Машей? (Нужно быть честным, настойчивым, целеустремлённым, внимательным).

Спасибо за хорошие ответы и работу на уроке. Действительно большинство из вас показали отличные знания по теме правописания предлогов, навыки анализа, обобщения, языковой догадки. Сегодня на уроке мы отрабатывали те задания, которые предлагаются на экзамене по русскому языку.

Составить синквейн слова ПРЕДЛОГ:

Предлог.

 Служебный, простой.

Дополняет, связывает, объединяет.

Используется в устной и письменной речи.

Слово.

5. Домашнее задание (17 слайд).

Учащимся предлагается задание на выбор: 1) составить тест по теме «Предлог» (10 – 12 – заданий); 2) упражнение № 269, 270

6.  Рефлексия (18 слайд). 

- Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?

- Понравилось ли работать в группах? Были ли трудности в групповом взаимодействии?

- Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным на уроке?

 -Как вы сами оцениваете урок и  свою работу на уроке?

        Было интересно…

        Открытием стало…

        Наконец-то понял, что…

        Осталось непонятным…

        Хочется…

Учитель

Наш урок мне хотелось бы закончить небольшим напутствием: 

Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разве нужен нам предлог, чтобы выучить предлог? Урок-практикум русский язык 7 класс тема «Этот непростой предлог » Учитель русского языка и литературы МОУ Белореченской СОШ Щепин Андрей Вениаминович

Слайд 2

Нельзя , чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил А. П. Сумароков

Слайд 4

«Какой бы выдумать предлог, чтобы не идти сегодня в школу ?

Слайд 5

« А если обмануть родителей, сказать, что заболела?»

Слайд 6

«Ой, где это я? Кажется я заблудилась…» Не нужно отчаиваться, тогда всё получится».

Слайд 7

Маша поскакала по тропинке. Встреча с Бабой Ягой. I уровень (Теоретический блок)

Слайд 8

Да не из сказки я, а из посёлка Белореченский. Помоги мне, пожалуйста, домой к маме и папе попасть, дай какой-нибудь навигатор Вот те на! Давно мне девицы-красавицы не захаживали! Из какой же ты сказки, девочка? Хорошо, есть у меня это чудо техники, но хранится он в сейфе. Подберёшь код-получишь навигатор. 1 1. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Интерактивная таблица "Признаки служебных и самостоятельных частей речи» 2 2. Какие служебные части речи вы знаете? Таблица "Служебные части речи" 3. Для чего служат предлоги? 3 4. На какие группы делятся предлоги по строению? 4 5 5. На какие группы делятся предлоги по происхождению? Интерактивная таблица "Происхождение предлогов" 6 6. На какие группы делятся предлоги по значению? Интерактивная таблица "Разряды предлогов по значению» 7 7. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами? Вблизи дома стояла машина. Мы вошли (в) пустую комнату. Мы говорили много и (в) пустую. Ну что же, с заданием ты справилась, получай навигатор. Иди за ним, он поможет тебе в дороге. Счастливого пути, смышлёная девочка! Спасибо! Вблизи вырыли пруд. Привела тропинка Машу прямо к Бабе-Яге… Переход через реку. II уровень (лексико-грамматический блок)

Слайд 9

А как бы хорошо было сейчас идти со школы по знакомым улицам, а не плутать по лесу. Или идти из школы? Как же правильно? в на Предлоги - из - с 1 Поехал в Крым – вернулся из Крыма. Поехал на Кавказ – вернулся с Кавказа. Ушел в школу – пришел из школы. Допиши окончания существительных в соответствии с грамматическими нормами. Самостоятельная работа. Вариант 1. Вопреки ожидани.., согласно решени.., поговорить по прибыти.., отдыхать по окончани.., благодаря решени… Вариант 2. Благодаря совет.., согласно желани.., вопреки решени.., встретиться по прибыти.., сообщить по окончани.. . Вариант 3. Вопреки предсказани.., благодаря влияни.., наперекор желани.., увидеться по прибыти.., встретиться по окончани.. Проверка Вариант 1. Вопреки ожидани ю , согласно решени ю , поговорить по прибыти и , отдыхать по окончани и , благодаря решени ю . Вариант 2. Благодаря совет у , согласно желани ю , вопреки решени ю , встретиться по прибыти и , сообщить по окончани и . Вариант 3. Вопреки предсказани ю , благодаря влияни ю , наперекор желани ю , увидеться по прибыти и , встретиться по окончани и . Продолжить…

Слайд 10

2 4 В записанных предложениях найди предлоги и охарактеризуй их : Я ушёл далеко в поле. Сосна росла около дома. Несмотря на непогоду, мы отправились на стадион. Прочитать текст, какова его главная мысль? Выписать из текста словосочетания с предлогами. «Байкал» Байкал - одно из величайших созданий природы. Раз увидишь Байкал и навсегда сохранишь в памяти картину этого озера, окруженного высокими хребтами. Перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, открывается живописная картина, которая остается у него в памяти на всю жизнь. Холодная вода священного озера похожа на жидкое стекло. Раннее летнее утро. В лучах восходящего солнца над Байкалом поднимается голубоватая дымка тумана… Лениво прогуливается по прибрежному песку орел, изредка посматривая на рыбок, подплывающих к самому берегу. Всюду царит тишина, умиротворяюще действующая даже на коршуна, который со скалы наблюдает за быстро шныряющими чайками. (Н. Михайлов) Ответьте на вопросы: Можно ли назвать данный отрывок текстом ? К какому стилю речи текст относится? К какому типу речи? Поможем Маше выполнить следующее задание: определить, на какие значения указывает предлог. операция под наркозом появиться из-за леса не прийти из-за болезни пригласить в гости пойти в школу отойти от дома шататься от усталости 3

Слайд 11

Физминутка производный непроизводный из-под через и з-за над для от по у о навстречу напротив благодаря вместо вдоль

Слайд 12

2 Выполните упражнение 287. Поработайте с тренажёром. Словарная работа  1 3 Подъем из пещеры. III уровень (орфографический блок)

Слайд 13

Граница нашей области Граница России священна и неприкосновенна за границу можно ехать на поезде можно плыть на корабле можно лететь на самолёте ПОБЫВАТЬ за лесом за морем за горами за границей ГРАНИЦА ЗА ГРАНИЦУ ЗА ГРАНИЦЕЙ Побывать за границей и вернуться домой, на родину, в Россию. Граница нашей Родины

Слайд 14

Переправа через пропасть. IV уровень (Синтаксический блок) «Лови ошибку». Определите какие из утверждений являются истинными, а какие - ложными Условные обозначения: + истина - ложь Предлоги могут быть однозначными. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простыми и составными. Предлог благодаря является производным. В предложении предлог является дополнением. Предлог из-за является составным. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. Предлог в течение пишется слитно. Предлог – это служебная часть речи. ? Запишите и разберите по членам предложение «Несмотря на» - производный предлог. 2. Проблемный вопрос Проверим: « Несмотря на » - производный предлог . Сформулируйте проблемный вопрос и ответьте на него Вопрос: Почему предлог «несмотря на» является подлежащим в этом предложении? Ответ: В данном предложении «несмотря на» обозначает предмет речи, следовательно, употребляется в значении существительного. + + + - + + + - +

Слайд 15

Как же хорошо снова оказаться дома!

Слайд 16

Народная мудрость: Век живи – век учись Мудрому человеку вся земля открыта

Слайд 17

Рефлексия: Было интересно… Открытием стало… Наконец-то понял, что… Осталось непонятным… Хочется …

Слайд 18

Спасибо за работу на уроке !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....