Учебный курс по русскому языку "Это непростое простое предложение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Учебный курс по русскому языку рассчитан для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа                                                                                                                                               учебного курса                                                                                                                                                        «Это непростое простое предложение»                                                                                                                                                                                8-а класс                                                                                               (расширенное изучение русского языка)                                                                                                                                                                                 на 2022-2023 учебный год

                                                                                                                                                        Составила Бурых И.М.,                                                                                                                                                        учитель русского языка и литературы

Пояснительная  записка

          Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

          Известно, что курс русского языка  в 8 классе вызывает трудности в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков.

          Данный курс позволяет подробнее изучить  синтаксис простого предложения.

Цель  курса:

- способствовать расширению и углублению знаний учащихся 8 класса и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию. 

Задачи курса:

- обобщить и углубить полученные ранее знания о простом предложении;

- совершенствовать умение определять вид предложения;

- активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Примерные программы по русскому языку;
  • Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 N 1394 (ред. от 15.05.2014) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31206);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

Региональный уровень

  • Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» от 23.04.2014 г. № 385;
  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном  учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014/2015 учебный год» от 16.04.2014 г. № ЮТ-1064;
  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009г. № 3499.
  • Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03 – 1905.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №1 г.Усмани Липецкой области им. Героя Советского Союза Б.А. Котова.
  • Учебный план лицея на 2014 – 2015 учебный год.
  • Годовой календарный учебный график лицея.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г. Усмани.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

    Данная программа является авторской, составлена с целью расширения и углубления знаний учащихся 8-а класса по синтаксису простого предложения.

Обоснование выбора программы

       Курс «Это непростое простое предложение» разработан с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.

       Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать  знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их. Кроме выделения грамматической основы  предложений, их синтаксического разбора, построения графических схем, характеристики элементов, осложняющих предложение, обучающиеся на основе данного курса овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими возможностями.

     В процессе прохождения курса обучающиеся работают одновременно со всеми видами осложнения простого предложения - однородными членами, обособленными оборотами, вводными словами и предложениями, обращением, междометием; разбирают не изолированные простые двусоставные и односоставные предложения, а в составе сложных, в диалогической и стихотворной речи, производят разбор предложений с прямой речью и т. д.  

       С целью подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе в материал занятий включены задания–тесты, проверяющие усвоение изученного материала, и упражнения  на обнаружение и исправление пунктуационных ошибок.

       В целом данный курс должен  способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 8 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.  

        Своеобразие и специфика данной рабочей программы состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и привязан к темам по синтаксису и пунктуации, которые изучаются по программе в 8 классе. Данный учебный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.   На данном курсе предполагается уделять большее внимание формированию синтаксической  и пунктуационной грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)

    Рабочая программа рассчитана на 1  час в неделю. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком лицея  –  35 часов в год.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

      Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано  на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на занятиях предметного курса предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Формы организации образовательного процесса

  • урок-лекция
  • урок-практикум
  • урок-беседа
  • урок – игра
  • урок-исследование
  • урок - контроля

Технологии обучения

Достижению  целей программы обучения  будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • ИКТ
  • игровых технологий
  • РКМЧП
  • проектной деятельности

Виды и формы контроля

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять с помощью

  • практических работ
  • контрольных тестов
  • творческих работ
  • проектов

Планируемый уровень подготовки на конец года

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью:
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием  стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
  • ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

Содержание курса

Простое предложение.

Повторение пройденного о предложении.

Грамматическая (предикатвная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова в предложении, выразительно читать предложения.

Главные члены предложения.

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом.

Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Структура текста, его языковые особенности.

Односоставные предложения.

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Простые предложения с однородными членами.

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Осложнённое предложение.

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные

приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой

речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки

препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки

препинания при цитировании.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую

речь косвенной.

Повторение и закрепление пройденного.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учебно - тематический план

Раздел программы

Количество

часов

1.

Простое предложение.

1

2.

Главные члены предложения

3

3.

Односоставные предложения

14

4.

Простое осложненное предложение

9

5.

Прямая  речь.

2

6.

Повторение и закрепление пройденного

6

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата фактически

1.

Простое предложение, его строение.

1

5.09

2.

Способы  выражения подлежащего.

1

12.09

3.

 Способы  выражения сказуемого.

1

19.09

4.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

26.09

5-6.

Односоставные предложения.

Определенно- личные предложения.

2

3.10

10.10

7-8.

Неопределенно-личные предложения.

2

17.10

24.10

9-10.

Обобщенно-личные предложения.  Их отличие от определенно- и неопределенно-личных.

2

31.10

14.11

11.

Тест по пройденному материалу.

1

21.11

12-13.

Безличные предложения.

2

28.11

5.12

14.

Инфинитивные предложения.

1

12.12

15.

Самостоятельная работа с текстом.

1

19.12

16-17.

Назывные предложения

2

26.12

16.01

18.

Особые типы простых предложений.

1

23.01

19-20.

Простые предложения с однородными членами, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами.

2

30.01

6.02

21.

Обособленные определения.

1

13.02

22.

Обособленные приложения.

1

20.02

23.

Обособленные обстоятельства.

1

27.02

24.

Уточняющие члены предложения.

1

6.03

25.

Предложения с обращениями.

1

13.03

26-27.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

2

20.03

3.04

28-29.

Прямая речь, знаки препинания при ней.

2

10.04

17.04

30.

Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговому тесту.

1

24.04

31.

Контрольный тест

1

1.05

32.

Анализ контрольного теста

1

8.05

33-34.

Обобщение и закрепление пройденного.

2

15.05

22.05

35.

Итоговое занятие

1

29.05

Список литературы

Для учащихся:

1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. «Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся». -М: Интеллект-центр, 2010.

2. Пичугова Ю.С., Фоминых Б.И. «Сборник задач и упражнений по русскому языку». -М.: Просвещение, 1991.

3. Розенталь  Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». -М.: Рольф: Айрис- пресс, 2000
4. Цыбулько И.П. «ЕГЭ. Русский язык 2010-2011».-М.: Просвещение, 2010.


Для учителя:

1.Арсирий А. Т.  "Занимательные материалы по русскому языку". -М.: Просвещение,1995.
2.Вахрушева Т.В., Попова Е.В., Тицкая Т.А. «Диктанты для старшеклассников и поступающих в вузы». -М.: АСТ-пресс, 1999.
3. Ганжина Н.Ю. Назарова Н.Ф. «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации». –Саратов : Лицей ,1998
4.Кастроль И.С., Скороход.  «Сборник диктантов по пунктуации». -М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"

материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...

Электив "Это непростое простое предложение"

Работа представляет собой краткую пояснительную записку и учебно-тематический план по углубленному изучению простого предложения....

Это непростое простое предложение

Урок русского языка в 5 классе посвящен обобщению и систематизации знаний о простом предложении...

Эти непростые простые предложения

Занятия проводились  в профильном летнем лагере г. Выборг (2014 г.)...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Это непростое простое предложение

Сборник таблиц по русскому языку по теме "Простое предложение" для 8 класса....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты простого предложения" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса «Секреты простого предложения» для 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12...