Учебный курс по русскому языку "Это непростое простое предложение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Учебный курс по русскому языку рассчитан для учащихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «Это непростое простое предложение» 8-а класс (расширенное изучение русского языка) на 2022-2023 учебный год
Составила Бурых И.М., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Известно, что курс русского языка в 8 классе вызывает трудности в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков.
Данный курс позволяет подробнее изучить синтаксис простого предложения.
Цель курса:
- способствовать расширению и углублению знаний учащихся 8 класса и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.
Задачи курса:
- обобщить и углубить полученные ранее знания о простом предложении;
- совершенствовать умение определять вид предложения;
- активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Примерные программы по русскому языку;
- Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 N 1394 (ред. от 15.05.2014) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31206);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85);
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Региональный уровень
- Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» от 23.04.2014 г. № 385;
- Письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014/2015 учебный год» от 16.04.2014 г. № ЮТ-1064;
- Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009г. № 3499.
- Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03 – 1905.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №1 г.Усмани Липецкой области им. Героя Советского Союза Б.А. Котова.
- Учебный план лицея на 2014 – 2015 учебный год.
- Годовой календарный учебный график лицея.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г. Усмани.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Данная программа является авторской, составлена с целью расширения и углубления знаний учащихся 8-а класса по синтаксису простого предложения.
Обоснование выбора программы
Курс «Это непростое простое предложение» разработан с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.
Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их. Кроме выделения грамматической основы предложений, их синтаксического разбора, построения графических схем, характеристики элементов, осложняющих предложение, обучающиеся на основе данного курса овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими возможностями.
В процессе прохождения курса обучающиеся работают одновременно со всеми видами осложнения простого предложения - однородными членами, обособленными оборотами, вводными словами и предложениями, обращением, междометием; разбирают не изолированные простые двусоставные и односоставные предложения, а в составе сложных, в диалогической и стихотворной речи, производят разбор предложений с прямой речью и т. д.
С целью подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе в материал занятий включены задания–тесты, проверяющие усвоение изученного материала, и упражнения на обнаружение и исправление пунктуационных ошибок.
В целом данный курс должен способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 8 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.
Своеобразие и специфика данной рабочей программы состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и привязан к темам по синтаксису и пунктуации, которые изучаются по программе в 8 классе. Данный учебный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большее внимание формированию синтаксической и пунктуационной грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком лицея – 35 часов в год.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на занятиях предметного курса предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Формы организации образовательного процесса
- урок-лекция
- урок-практикум
- урок-беседа
- урок – игра
- урок-исследование
- урок - контроля
Технологии обучения
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- ИКТ
- игровых технологий
- РКМЧП
- проектной деятельности
Виды и формы контроля
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять с помощью
Планируемый уровень подготовки на конец года
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью:
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
- ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
Содержание курса
Простое предложение.
Повторение пройденного о предложении.
Грамматическая (предикатвная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова в предложении, выразительно читать предложения.
Главные члены предложения.
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом.
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Структура текста, его языковые особенности.
Односоставные предложения.
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Простые предложения с однородными членами.
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Осложнённое предложение.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные
приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой
речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки
препинания при цитировании.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую
речь косвенной.
Повторение и закрепление пройденного.
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учебно - тематический план
№ | Раздел программы | Количество часов |
1. | Простое предложение. | 1 |
2. | Главные члены предложения | 3 |
3. | Односоставные предложения | 14 |
4. | Простое осложненное предложение | 9 |
5. | Прямая речь. | 2 |
6. | Повторение и закрепление пройденного | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
1. | Простое предложение, его строение. | 1 | 5.09 | |
2. | Способы выражения подлежащего. | 1 | 12.09 | |
3. | Способы выражения сказуемого. | 1 | 19.09 | |
4. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 26.09 | |
5-6. | Односоставные предложения. Определенно- личные предложения. | 2 | 3.10 10.10 | |
7-8. | Неопределенно-личные предложения. | 2 | 17.10 24.10 | |
9-10. | Обобщенно-личные предложения. Их отличие от определенно- и неопределенно-личных. | 2 | 31.10 14.11 | |
11. | Тест по пройденному материалу. | 1 | 21.11 | |
12-13. | Безличные предложения. | 2 | 28.11 5.12 | |
14. | Инфинитивные предложения. | 1 | 12.12 | |
15. | Самостоятельная работа с текстом. | 1 | 19.12 | |
16-17. | Назывные предложения | 2 | 26.12 16.01 | |
18. | Особые типы простых предложений. | 1 | 23.01 | |
19-20. | Простые предложения с однородными членами, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами. | 2 | 30.01 6.02 | |
21. | Обособленные определения. | 1 | 13.02 | |
22. | Обособленные приложения. | 1 | 20.02 | |
23. | Обособленные обстоятельства. | 1 | 27.02 | |
24. | Уточняющие члены предложения. | 1 | 6.03 | |
25. | Предложения с обращениями. | 1 | 13.03 | |
26-27. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | 2 | 20.03 3.04 | |
28-29. | Прямая речь, знаки препинания при ней. | 2 | 10.04 17.04 | |
30. | Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговому тесту. | 1 | 24.04 | |
31. | Контрольный тест | 1 | 1.05 | |
32. | Анализ контрольного теста | 1 | 8.05 | |
33-34. | Обобщение и закрепление пройденного. | 2 | 15.05 22.05 | |
35. | Итоговое занятие | 1 | 29.05 |
Список литературы
Для учащихся:
1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. «Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся». -М: Интеллект-центр, 2010.
2. Пичугова Ю.С., Фоминых Б.И. «Сборник задач и упражнений по русскому языку». -М.: Просвещение, 1991.
3. Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». -М.: Рольф: Айрис- пресс, 2000
4. Цыбулько И.П. «ЕГЭ. Русский язык 2010-2011».-М.: Просвещение, 2010.
Для учителя:
1.Арсирий А. Т. "Занимательные материалы по русскому языку". -М.: Просвещение,1995.
2.Вахрушева Т.В., Попова Е.В., Тицкая Т.А. «Диктанты для старшеклассников и поступающих в вузы». -М.: АСТ-пресс, 1999.
3. Ганжина Н.Ю. Назарова Н.Ф. «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации». –Саратов : Лицей ,1998
4.Кастроль И.С., Скороход. «Сборник диктантов по пунктуации». -М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"
материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...
Электив "Это непростое простое предложение"
Работа представляет собой краткую пояснительную записку и учебно-тематический план по углубленному изучению простого предложения....
Это непростое простое предложение
Урок русского языка в 5 классе посвящен обобщению и систематизации знаний о простом предложении...
Эти непростые простые предложения
Занятия проводились в профильном летнем лагере г. Выборг (2014 г.)...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Это непростое простое предложение
Сборник таблиц по русскому языку по теме "Простое предложение" для 8 класса....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты простого предложения" (8 класс)
Рабочая программа элективного курса «Секреты простого предложения» для 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12...