Использование лото на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Использование лото на уроках русского языка и литературы.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
В условиях глобальных изменений, связанных с модернизацией образования обучающегося нужно учить познавать, думать, анализировать. Одна из основных причин того, что учащиеся школы теряют интерес к русскому языку, я считаю, заключается в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, не все делаем для того, чтобы ученики могли видеть красоту нашего языка. Каждый учитель знает, что выработка орфографических и пунктуационных навыков у учеников – дело трудное, требующее постоянной, целенаправленной тренировки, постоянного возвращения к отработанным правилам, терпения. Возникает масса вопросов: как разнообразить работу на уроке? Как привить интерес к предмету русского языка и литературы? Как воспитать любовь к нашему предмету? Какие использовать методы и приемы? Одним из приемов является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем. Чтобы повысить эффективность урока, есть замечательное средство – игра. Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для школьников. Дидактические игры для обучающихся позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике. В учебной деятельности игра выполняет различные функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, социализиционную, самореализующую, учебно-познавательную, мотивационную и др..
Игровых приемов, использующихся на уроках, много. Я хочу поделиться опытом работы с одним из приемов - «Грамматическое лото». Цель работы с лото: обобщить полученные знания по какой-либо теме. Грамматическое лото – эта форма работы на уроках, которая помогает учителю внести разнообразие в деятельность учеников и способствует подготовке и выполнению тестов разной сложности. Эта игра требует от ее участников умения на слух быстро выделить в предложении языковое явление, классифицировать его и определиться с ответом; кроме того, она способствует выработке пунктуационных и орфографических умений и навыков. Игровой урок хоть с использованием приема «лото» кажется простым, но для педагога требуется серьёзная предварительная подготовка, продуманность, умение сориентироваться при проведении проблем в ходе урока.
Эта игра - одна из самых простейших, позволяющих реализовать знания по теме любой теме. Играть в нее можно везде (на уроке, на перемене, дома). Работа с лото может проводиться в группе, в паре и индивидуально. Лист с лото кладётся на парту и дети закрывают клетки либо самостоятельно (если работают индивидуально), либо совещаясь друг с другом. Вместо фишек можно использовать квадратики (треугольники, кружочки) из картона или старые разрезанные открытки. Эта работа интересна и на обычном уроке и на «открытом», т. к. снимается однообразное повторение изученного материала, экономится время на урок
Оборудование для игры представляет собой набор карточек , расчерченных на столько клеток, сколько запланирует учитель, с цифрами от 1 до 10 (по количеству предлагаемых детям предложений), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.
Ход игры: учитель объявляет тему, участники готовят карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 предложений. Результат игры может быть проверен учителем после урока, при фронтальной проверке во время урока. Приведу пример карточки лото по теме «Виды обстоятельственных придаточных»- 9 класс
Карточка № 1Задание определить вид придаточного предложения.
На карточках детей с одной стороны цифры, а с обратной- название придаточного обстоятельственного предложения
1. Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар. (М.Горький) | |
2. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща поднялась. (А.Пушкин) | |
3. Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие. (А.Чехов) | |
4. Жалкие остатки консервов Алексей решил съесть, так как почувствовал голод. (Б.Полевой) | |
5. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (И.Крылов) | |
6. Не жаль сил, если они дают такие результаты. (Н.Островский) | |
7. Несмотря на то, что было холодно, снег на воротнике таял весьма заметно. (Л.Толстой) | |
8. Вокруг колокольни вьются белые голуби – точно веселый звон превратился в белых птиц. (М.Горький) | |
9. Поезд отходил в семь часов вечера, так что Михаил Иванович мог успеть пообедать ранним обедом до отъезда. (Л.Толстой) |
Ответ
2 | 3 | 1 |
6 | 4 | 5 |
8 | 7 | 9 |
Игра в грамматическое лото (или орфографическое) может быть эффективным при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В игровой форме выпускники повторят, например, синтаксические средства выразительности.
Карточка . Задание: определить средство выразительности в каждом отрывке.
Схватил он Любовь колдовскою рукой, Схватил он Измену рукою другой И бросил в кувшин их, зеленый, как море… | |
Любим мы друг друга или нет? Кажется: какие тут сомненья? Только вот зачем, ища решенья, Нам нырять то в полночь, то в рассвет? | |
То у нас улыбки, то терзания, То упреков леденящий душ, То слиянье губ, и рук, и душ, То вражда почти до обожания. | |
За что бранят? А так, причин не ищут. Мне говорят: — Не хмурься, не греши, Ведь это зависть! Радуйся, дружище! — Ну что ж, я рад… Спасибо от души… | |
Включил приемник. Вот тебе и раз! Какой-то прыщ из «Голоса Америки» Бранит меня в припадочной истерике. Густым потоком обозленных фраз. | |
Отсюда я — в Хабаровск и Читу. Но если хочешь, сокращу гастроли И прилечу быстрей, чем ветер в поле, Примчусь, переоденусь и приду? | |
Если любовь уходит, какое найти решенье? Можно прибегнуть к доводам, спорить и убеждать, Можно пойти на просьбы и даже на униженья, Можно грозить расплатой, пробуя запугать. | |
Не привыкайте к счастью никогда! Напротив, светлым озарясь гореньем, Смотрите на любовь свою всегда С живым и постоянным удивленьем. |
Карточки
Градация | Однородные члены | Сравнительный оборот | Восклицательное предложение |
Градация | Однородные члены | Сравнительный оборот | Восклицательное предложение |
Вводные слова | Риторическое восклицание | Вводные слова | Риторическое восклицание |
Вопросно-ответная форма изложения | Вопросно-ответная форма изложения | Анафора | Анафора |
Риторический вопрос | Риторический вопрос | Многосоюзие (Полисиндетон) | Многосоюзие (Полисиндетон |
Неполное предложение | Неполное предложение | Уточняющая конструкция | Односоставное предложение |
Уточняющая конструкция | Обращение | Обращение | Односоставное предложение |
Парцелляция | Парцелляция | Градация | Градация |
Использование интеллектуального лото на уроках литературы способствует закреплению знаний учащихся, полученных на уроках в 5-11 классах, повышают наш общий интеллект, а также является одним из основных источников знаний. Лото я использую при изучении литературных тропови средств выразительности, характеристике литературных героев, определении портрета писателя или поэта, знании видов фольклора и т.д. Пример игры «В мире литературы»
10 класс. Карточки с вопросами.
1.Назовите этого писателя-драматурга | 2. Перу этого писателя принадлежат произведения «Сигнал», «То, чего не было», «Четыре дня», «Лягушка-путешественница». Кто это? | 9. Назовите автора романа, откуда взяты эти строки? "...бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. | 10. Назовите этого писателя. |
3. Перу какого писателя принадлежат эти строки? | 4. Назовите автора романа, откуда взяты эти строки? «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». | 11. Узнайте героя по портрету, укажите автора этого романа. "...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..." | 12. Узнайте автора по его произведения. Имя этого поэта связано с Луганщиной. «Вечер», «К реке Гайдари», «Первая любовь» |
5. Назовите автора и, если можете произведение, откуда взяты эти строки. «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». | 6. Перу этого писателя принадлежат произведения «Лавка древностей» «Домби и сын», «Рождественские повести (истории)»? | 13. Назовите этого писателя. | 14. Укажите автора этих произведений «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…» |
7. Узнайте героя по портрету, укажите автора этого романа. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском… Весь облик …дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность… … вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…, и подал ее племяннику. | 8. Назовите автора повести, откуда взяты эти строки? «Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей – не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости». «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?» «Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти». | 15. Узнай автора по строкам. «Эти бедные селенья, «Люблю грозу в начале мая, «Еще в полях белеет снег, | 16. Назовите этого писателя. |
10 класс. Фишки с ответами.
Александр Николаевич Островский | Всеволод Михайлович Гаршин | Николай Алексеевич Некрасов | Иван Александрович Гончаров |
Антон Павлович Чехов | Чарльз Диккенс | Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети», П.П.Кирсанов | Оноре де Бальзак «Гобсек» |
Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание» | Алексей Константинович Толстой | Лев Николаевич Толстой (Наташа «Война и мир») | Алексей Васильевич Кольцов |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | Афанасий Афанасьевич Фет | Федор Иванович Тютчев | Бернард Шоу |
Таким образом, использование на уроках приема «Лото» помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературы. Я считаю, что использование «Лото» являются одной из интересных форм обучения, позволяющих сделать урок интересным и увлекательным. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Используемая литература
1.Грамматическое лото Л. Ю. Антипина, учитель средней школы № 22 г.
Северодвинска, Архангельская область // нач. шк. №2, 2002
1. Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации //Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
2. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов // Учебн. пособие. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1982.
4. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8–9-е кл. // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
6. Современный русский язык: Сб. упражнений // Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Русск. яз. и лит.»/ М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1982.
7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации // Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русск. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1979.
8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5–9-е кл. // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994.
3. Кастроль И.С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7–8-е кл. // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
9 Статья «Лото «В мире литературы»» Автор: Литвинова Надежда Александровна
Электронные ресурсы
1.Асадов Э. Стихи.
https://rustih.ru/eduard-asadov/
2. Телкова В.А. . Синтаксис и пунктуация: учебно-методическое пособие. Часть I. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. Бунина, 2018. – 82 с.
3. Языковые средства выразительности. Задание 26.
https://4ege.ru/russkiy/60172-jazykovye-sredstva-vyrazitelnosti-zadanie-26.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...

Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....