Использование лото на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Статья из опыта работы с использованием приема "Лото"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx280.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование лото на уроках русского языка и литературы.

  “Без игры нет и не может быть полноценного   умственного   развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

В.А. Сухомлинский.

  В  условиях глобальных изменений, связанных с модернизацией образования обучающегося нужно учить познавать, думать, анализировать. Одна из основных причин того, что учащиеся школы теряют интерес к русскому языку, я считаю,  заключается в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, не все делаем для того, чтобы ученики могли видеть красоту  нашего языка. Каждый учитель знает, что выработка орфографических и пунктуационных навыков у учеников – дело трудное, требующее постоянной, целенаправленной тренировки, постоянного возвращения к отработанным правилам, терпения. Возникает масса вопросов: как разнообразить работу на уроке? Как привить интерес к предмету русского языка и литературы? Как воспитать любовь к нашему предмету? Какие использовать методы и приемы? Одним из приемов является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем. Чтобы повысить эффективность урока, есть замечательное средство – игра. Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для школьников. Дидактические игры для обучающихся позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике. В учебной деятельности игра выполняет различные функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, социализиционную, самореализующую, учебно-познавательную, мотивационную и др..

  Игровых приемов, использующихся на уроках, много. Я хочу поделиться опытом работы с одним из приемов - «Грамматическое лото».  Цель работы с лото: обобщить полученные знания по какой-либо теме. Грамматическое лото – эта форма работы на уроках, которая помогает учителю внести разнообразие в деятельность учеников и способствует  подготовке и выполнению тестов разной сложности. Эта игра требует от ее участников умения на слух быстро выделить в предложении языковое явление, классифицировать его и определиться с ответом; кроме того, она способствует выработке пунктуационных и орфографических умений и навыков. Игровой урок хоть с использованием приема «лото» кажется простым, но для педагога требуется серьёзная предварительная подготовка, продуманность, умение сориентироваться при проведении проблем в ходе урока. 

Эта игра - одна из самых простейших, позволяющих реализовать знания по теме любой теме. Играть в нее можно везде (на уроке, на перемене, дома). Работа с лото может проводиться в группе, в паре и индивидуально. Лист с лото кладётся на парту и дети закрывают клетки либо самостоятельно (если работают индивидуально), либо совещаясь друг с  другом. Вместо фишек можно использовать квадратики (треугольники, кружочки) из картона или старые разрезанные открытки.  Эта работа интересна и на обычном уроке и на «открытом», т. к. снимается однообразное повторение изученного материала, экономится время на урок

Оборудование для игры представляет собой набор карточек , расчерченных на столько  клеток, сколько запланирует учитель, с цифрами от 1 до 10 (по количеству предлагаемых детям предложений), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.

Ход игры: учитель объявляет тему, участники готовят карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 предложений. Результат игры может быть проверен учителем после урока, при фронтальной проверке во время урока. Приведу пример карточки лото по теме «Виды обстоятельственных придаточных»- 9 класс

Карточка № 1Задание определить вид придаточного предложения.

На карточках детей с одной стороны цифры, а с обратной-  название придаточного обстоятельственного предложения

1. Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар. (М.Горький)

2. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща поднялась. (А.Пушкин)

3. Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие. (А.Чехов)

4. Жалкие остатки консервов Алексей решил съесть, так как почувствовал голод. (Б.Полевой)

5. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (И.Крылов)

6. Не жаль сил, если они дают такие результаты. (Н.Островский)

7. Несмотря на то, что было холодно, снег на воротнике таял весьма заметно. (Л.Толстой)

8. Вокруг колокольни вьются белые голуби – точно веселый звон превратился в белых птиц. (М.Горький)

9. Поезд отходил в семь часов вечера, так что Михаил Иванович мог успеть пообедать ранним обедом до отъезда. (Л.Толстой)

Ответ

2

3

1

6

4

5

8

7

9

Игра в грамматическое лото (или орфографическое) может быть эффективным при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В игровой форме выпускники повторят, например, синтаксические средства выразительности.
Карточка . Задание: определить средство выразительности в каждом отрывке.

Схватил он Любовь колдовскою рукой,

Схватил он Измену рукою другой

И бросил в кувшин их, зеленый, как море…

Любим мы друг друга или нет?

Кажется: какие тут сомненья?

Только вот зачем, ища решенья,

Нам нырять то в полночь, то в рассвет?

То у нас улыбки, то терзания,

То упреков леденящий душ,

То слиянье губ, и рук, и душ,

То вражда почти до обожания.

За что бранят? А так, причин не ищут.

Мне говорят: — Не хмурься, не греши,

Ведь это зависть! Радуйся, дружище! —

Ну что ж, я рад… Спасибо от души…

Включил приемник. Вот тебе и раз!

Какой-то прыщ из «Голоса Америки»

Бранит меня в припадочной истерике.

Густым потоком обозленных фраз.

Отсюда я — в Хабаровск и Читу.

Но если хочешь, сокращу гастроли

И прилечу быстрей, чем ветер в поле,

Примчусь, переоденусь и приду?

Если любовь уходит, какое найти решенье?

Можно прибегнуть к доводам, спорить и убеждать,

Можно пойти на просьбы и даже на униженья,

Можно грозить расплатой, пробуя запугать.

Не привыкайте к счастью никогда!

Напротив, светлым озарясь гореньем,

Смотрите на любовь свою всегда

С живым и постоянным удивленьем.

Карточки

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот

Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот

Восклицательное предложение

Вводные слова

Риторическое восклицание

Вводные слова

Риторическое восклицание

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Анафора

Анафора

Риторический вопрос

Риторический вопрос

Многосоюзие

(Полисиндетон)

Многосоюзие

(Полисиндетон

Неполное предложение

Неполное предложение

Уточняющая конструкция

Односоставное предложение

Уточняющая конструкция

Обращение

Обращение

Односоставное предложение

Парцелляция

Парцелляция

Градация

Градация

Использование интеллектуального  лото на уроках литературы способствует  закреплению  знаний учащихся, полученных на уроках в 5-11 классах, повышают наш общий интеллект, а также является одним из основных источников знаний. Лото я использую при изучении литературных тропови средств выразительности, характеристике литературных героев, определении портрета писателя или поэта, знании видов фольклора и т.д.       Пример игры «В мире литературы»

10 класс. Карточки с вопросами.

1.Назовите этого писателя-драматурга

http://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/i/personalii/Ostrovski_A_N/9.jpg

2. Перу этого писателя принадлежат произведения «Сигнал», «То, чего не было», «Четыре дня», «Лягушка-путешественница». Кто это?

9. Назовите автора романа, откуда взяты эти строки?

"...бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с.
В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.
За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя."

10. Назовите этого писателя.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1384526/10cd5819-a597-4393-8ff8-ce3fb87b4242/s1200?webp=false

3.  Перу какого писателя принадлежат эти строки?
«Мы мужики степенные,
Из временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Окольных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишнна,
Горелова, Неелова —
Неурожайка то ж»

4.  Назовите автора романа, откуда взяты эти строки?

«Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья».

11. Узнайте героя по портрету, укажите автора этого романа.

"...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..."

12. Узнайте автора по его произведения. Имя этого поэта связано с Луганщиной.

«Вечер»,  «К реке Гайдари», «Первая любовь»

5.  Назовите автора и, если можете произведение, откуда взяты эти строки.

«Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».

6.  Перу этого писателя принадлежат произведения «Лавка древностей» «Домби и сын», «Рождественские повести (истории)»?

13. Назовите этого писателя.

https://www.meme-arsenal.com/memes/965d7d748263395434d349e1b768f671.jpg

14. Укажите автора этих произведений

«Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»

7.  Узнайте героя по портрету, укажите автора этого романа.

«На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском… Весь облик …дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность…

… вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…, и подал ее племяннику.

8.  Назовите автора повести, откуда взяты эти строки?

«Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей – не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости».

«Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?»

«Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти».

15. Узнай автора по строкам.

«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!»

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…»

«Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…»

16. Назовите этого писателя.

https://pbs.twimg.com/media/EAYdQIZWsAEc5p6.jpg:large

10 класс. Фишки с ответами.

Александр

Николаевич

Островский

Всеволод

Михайлович

Гаршин

Николай

Алексеевич

Некрасов

Иван

Александрович

Гончаров

Антон

Павлович

Чехов

Чарльз

Диккенс

Иван

Сергеевич

Тургенев

 «Отцы и дети», П.П.Кирсанов

Оноре

де

Бальзак

«Гобсек»

Федор

Михайлович

Достоевский

«Преступление и наказание»

Алексей

Константинович

Толстой

Лев

Николаевич

Толстой (Наташа «Война и мир»)

Алексей

Васильевич

Кольцов

Михаил

Евграфович

Салтыков-Щедрин

Афанасий

Афанасьевич

Фет

Федор

Иванович

Тютчев

Бернард

Шоу

Таким образом, использование на уроках приема «Лото» помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературы. Я считаю, что использование «Лото» являются одной из интересных форм обучения, позволяющих сделать урок интересным и увлекательным. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.


Используемая литература

1.Грамматическое лото  Л. Ю. Антипина, учитель средней школы № 22 г.

   Северодвинска, Архангельская область // нач. шк. №2, 2002

1. Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации //Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

2. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов // Учебн. пособие. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1982.

4. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8–9-е кл. // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

6. Современный русский язык: Сб. упражнений // Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Русск. яз. и лит.»/ М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1982.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации // Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русск. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1979.

8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5–9-е кл. // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994.

3. Кастроль И.С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7–8-е кл. // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

9 Статья  «Лото «В мире литературы»» Автор: Литвинова Надежда Александровна

Электронные ресурсы

1.Асадов Э. Стихи.

 https://rustih.ru/eduard-asadov/

2. Телкова В.А. . Синтаксис и пунктуация: учебно-методическое пособие. Часть I. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. Бунина, 2018. – 82 с.

3. Языковые средства выразительности. Задание 26.

https://4ege.ru/russkiy/60172-jazykovye-sredstva-vyrazitelnosti-zadanie-26.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...