"Буквы о,ё после шипящих в корнях слов".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока "Буквы о,ё после шипящих в корнях слов". 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3_igr.teh_._12.09.24.odt | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе с использованием игровой технологи
Тема: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»
Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».
Задачи:
-выработать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой и обозначать её графически;
-продолжить работу по развитию орфографической зоркости, навыка грамотного письма, развитию устной и письменной реч учащихся;
- воспитывать самостоятельность, коллективизм, познавательную и творческую активность.
Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, презентация к уроку, снежинки из бумаги, распечатки к уроку, цветные кружки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня такой прекрасный зимний день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.
2. Сообщение темы и целей урока. (За правильные ответы учитель в течение урока раздаёт снежинки.)
Сегодня мы познакомимся с новым орфографическим правилом. Для этого отправимся в увлекательное путешествие по стране «Орфография». Но сначала определим тему нашего урока. Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве «Орфография» жили буквы: гласные и согласные. Дружно они жили. Согласным без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и старались они не обижать своих певучих подружек. Но трудно было гласной букве, когда перед ней оказывалась шипящая.
- Какие шипящие согласные вы знаете? (Слайд № 1)
- Что мы о них знаем? (Ж и Ш – всегда твёрдые, Ч и Щ – всегда мягкие).
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать после шипящих то букву О, то букву Ё.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих).
- Мы должны познакомиться с новой орфограммой и самостоятельно сформулировать правило.
Тема урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов». (Слайд №2)
-Теперь можем ехать в страну «Орфография». Поедем мы на весёлом паровозике. Давайте возьмём друг друга за руки. Итак, в добрый путь!
Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков:
«Кукушка кукушонку купила капюшон…». (Слайд №3)
-Теперь порядок, поехали!
(Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)( Слайд №4)
2. Актуализация опорных знаний.
-Подъезжаем к станции «Объясняйка» (Слайд №5).
- Обратите внимание на экран. Прочитайте про себя слова для анализа.
Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей, бечёвка.( Слайд №6)
- Какие слова вам незнакомы?
Словарная работа.
Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Жокей – наездник
Бечёвка– тонкая верёвка.
Бечева – прочная толстая верёвка, канат.
Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.
-Найдите в «Толковом словаре « вашего учебника слово на эту орфограмму.
#1055;рочитайте статью. (Стр.293)
- Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие)
- Какой звук слышится после шипящих? (Звук о)
- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё?
#1055;одъезжаем к станции «Почитайка». (Слайд № 7)
-Давайте поработаем с учебником. Упр. 287, стр. 94.
6. Изучение нового материала.
- Какую особенность вы заметили? Сформулируйте самостоятельно правило.
#1057;ледующая станция «Исключайка». (Слайд № 8)
- Для того чтобы легче было запомнить слова-исключения, предлагаю вам вот такое весёлое стихотворение. Давайте запишем себе это четверостишье в тетрадь. Обратите внимание, что каждая новая строка пишется с большой буквы.
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Шорник - человек, который делает конскую упряжную сбрую.
-Запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
#1057;ледующая станция «Отдыхайка». (Слайд № 9)
Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок-мяч) ученику и задаёт задание; ученик отвечает и бросает назад «снежок-мяч».
#1056;азговор тихим голосом – шёпот
2. Цвет одуванчика – жёлтый
3. Предмет для чистки зубов – щётка
4. Плод дуба – жёлудь
- Цвет, противоположный белому – чёрный
- Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
- Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
- Маленькая щель – щёлка
- Ягоды на колючих кустах – крыжовник
- Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон
9. Закрепление изученного материала. Станция «Закрепляйка». (Слайд № 11)
Олег, Соня и Саша составили кроссворд. Осталось вписать одно слово. Игорь предложил «ш..пот», Витя – «в..гон», Саша сказал, что они оба неправы. А кто был прав?
К | К | |||||||
О | Л | О | В | О | ||||
Д | Ы | М | Т | О | М | |||
Г | О | Д | ||||||
-Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в школу, но сначала повторим те правила, которые
мы сегодня изучили.
10. Итог урока.
- Домашнее задание:
#1087;араграф 32 (правило);
2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму (20 слов.)
- Рефлексия.
Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью цветных кружочков. Красный-вам было очень интересно на уроке, жёлтый-было хорошо, синий- было скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов
Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...
Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"
Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Разработка урока "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"...