Игра "Почему мы так говорим"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Наталья Викторовна Суркова

Методическая разработка профориентационных мероприятий для всех участников образовательного процесса, организуемые в ходе внеурочной

деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-konkurs_pochemu_my_tak_govorim.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-конкурс « Почему мы так говорим »

Слайд 2

Отгадай ребусы

Слайд 6

В час по чайной ложке Первоначально употреблялось в речи медиков: буквально по отношению к лекарству, затем – пренебрежительно в разговорной речи со значением: «делать что-то очень медленно, едва-едва»

Слайд 8

Тянуть лямку Из речи бурлаков, труд которых стал символом любого тяжелого, безрадостного труда, сейчас разговорное: «выполнять тяжелую и нудную работу, без удовлетворения»

Слайд 10

Звонить во все колокола Выражение стало известно из речи служителей церкви-звонарей, сейчас употребляется в значении: рассказывать что-нибудь, не подлежащее широкому оглашению, разбалтывать».

Слайд 12

Бить баклуши Это устойчивое словосочетание возникло среди людей, занимающихся производством деревянной посуды. Баклуши – деревянные чурки, которые поручали делать тем, кто не владел настоящим мастерством обработки посуды. Эта работа оценивалась ниже, чем работа мастера. С тех пор выражение употребляется в разговорной речи в значении «заниматься несерьезным делом, бездельничать».

Слайд 14

Довести до белого каления Возникло в речи металлургов и первоначально употреблялось по отношению к куску металла, раскаленного добела, сейчас в значении: вывести из себя, очень сильно рассердить.

Слайд 16

Тянуть канитель Фразеологизм появился в среде золотых дел мастеров. Канитель – тонкая витая золотая или серебряная проволока, нить, употребляемая для вышивания. Первоначально «вытягивать эту нить из раскаленного куска металла» - работа очень медленная и трудная. Теперь в значении: заниматься проволочкой дела, откладывая его исполнение на неопределенный, долгий срок.

Слайд 17

«Угадай профессию» Назвать профессию, где появился данный фразеологизм Стричь под одну гребенку На живую нитку Сложить оружие Брать на прицел Закидывать удочку В час по чайной ложке Тянуть фолынку Петь с чужого голоса Открывать Америку Ждать у моря погоды Попасть в ловушку Закусить удила Сгущать краски Ход конем С больной головы на здоровую Клевать носом Принять эстафету

Слайд 18

Стричь под одну гребенку — Парикмахер На живую нитку — Портной Сложить оружие — Военный Брать на прицел — Охотник Закидывать удочку — Рыбак В час по чайной ложке — Врач Тянуть волынку — Музыкант Петь с чужого голоса — Певец Открывать Америку — Путешественник Ждать у моря погоды — Рыбак Попасть в ловушку — Охотник Закусить удила — Конюх Сгущать краски — Художник Ход конем — Шахматист С больной головы на здоровую — Врач Принять эстафету - Спортсмен

Слайд 19

Кто это мог сказать? Человек какой профессии мог бы так сказать: 1.Направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку 2. Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши, 3. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет 4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку 5. Газетная утка, бумага не краснеет

Слайд 20

Ответы : 1.Полководец 2 . Плотник 3 . Актер 4 . Портной 5 . Журналист

Слайд 21

Игра «Наборщики» Вода – как, толочь, концы, в, в, опущенный, ступе, как, не разольешь, кануть, две, как, с, капли, гуся, не, из, как, в, замутить, выйти, вывести, сухим, на чистую, чистый, спрятать

Слайд 22

Игра «Наборщики» Язык – держать, зубами, длинный, найти, за, злые, на, общий, придерживать, прикусить, проглотить, развязать, тянуть, без, за, не, чесать, повернется, чешется, костей, сорвалось, проглотить, с

Слайд 23

Воду толочь в ступе, спрятать концы в воду, водой не разольешь, как в воду кануть, как с гуся вода, как две капли воды, воды не замутит, из воды сухим выйти, вывести на чистую воду, как в воду опущенный, у, всех

Слайд 24

Держать язык за зубами, длинный язык, злые языки, у всех на языке, найти общий язык, придержать язык, прикусить язык, тянуть за язык, проглотить язык, развязать язык, сорвалось с языка, язык без костей, язык не повернется, язык проглотишь, языком чесать, язык чешется

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Положение о проведении тематической акции "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говоришь "ДА" здоровью!"

Тематическая акция "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говорришь "ДА" здоровью направлена на популяризацию здорового образа жизни обучающихся. Настоящее положение определяет порядок проведения и крите...

Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)

Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...

статья "Этнолингвистические особенности «ставропольского говора» как разновидности южнорусского говора: история и современность"

Статья познакомит с особенностями ставропольского диалекта и станет необходимым подспорьем учителю в проведении уроков русского языка с регионпльным компонентом....

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка. «Говорим мы – до свиданья , говорим – спасибо всем»

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка.               «Говорим мы – до свиданья , говорим – спаси...