Дидактический материал по теме "Сложное предложение с разными видами связи"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Фефелова Лариса Анатольевна

Данный материал можно использовать для текущего контроля или в качестве дополнительного задания для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Практические упражнения Упражнение 2.

Охарактеризуйте предложения с различными видами синтаксической связи. Объясните постановку знаков препинания.

1. Ветер сбивая сухие ветки и сучья гонит низкие облака а с них срываются мелкие   дождинки все  кругом кажется тусклым унылым печальным.

2. Ствол дерева служит ему две службы  он несет на себе сучья с ветвями листьями и плодами и в то же время он проводит к ним пищу из земли.

3. Приходится человеку срубать и совершенно молодые деревца и деревья постарше  падают под топором человека их ценная древесина нужна в хозяйстве.

4. Прячется солнце наступают сумерки мы сидим у камина и понимаем долгие зимние месяцы внесут свой распорядок в нашу жизнь и только весной мы будем вспоминать это время.

5. Лошади были уже заложены колокольчик по временам звенел под дугою и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом что все готово а Максим Максимыч  еще не являлся.

6. Лошади были уже заложены колокольчик по временам звенел под дугою и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом что все готово а Максим Максимыч  еще не являлся.

7. Дорога опасная  направо висели над нашими головами груды снега которые при  первом порыве ветра готовы были упасть в ущелье на узкой дороге снег под действием солнечных лучей и  ночных морозов превратился в лед так что с трудом мы сами пробирались.

8. Холм на котором я находился спускался почти опасным обрывом его громадные очертания отделялись  от синеватой воздушной пустоты и прямо подо мною красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.

9. Солнце село но  в лесу еще светло и воздух так прозрачен и чист что малейший шорох слышен птицы щебечут вечер одарил их теплом и благодатью.

10.Крот живет под землей и очень редко показывается на поверхности но нам повезло мы его увидели.

11. На широком мосту с покосившимися перилами мальчишки замерли вся широкая река до краев  была заполнена бревнами которые были связаны в длинные плоты а на них приплясывали в резиновых сапогах сплавщики.

12. Верхушки деревьев тускнеют когда солнце скрывается за горизонтом а на синем небе вырисовывается бледное пятно луны еще звенит пеночка но вот умолкает и она.

Упражнение 3.

Сравните две пейзажные зарисовки: какими синтаксическими особенностями они различаются? Как эти особенности отражаются на восприятии картин природы?

1.    Вот и взаправдашняя зима. Снегопад. День, как гнёздышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо-белое низкое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе...

Тихо. Мягко. Пышно. Бело. (Г. Николаева)

2.    С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошёл тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер. (М. Пришвин)

Упражнение 4.

Запишите сложное предложение с разными видами связи. Составьте схему, чтобы объяснить расстановку остальных знаков препинания.

Вариант 1. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений.

1)Татьяна подала брату знак что б…льная хочет уснуть и все вышли пот…хоньку из св…тлицы.

2) Была особе(н,нн)ая причина по которой я (не) любил и боялся дедушку я своими глазами вид…л однажды как он с…рдился и топал ногами.

3) Голоса их были слабо слышны (по)ср…ди общ…го гула и по их лицам видно было что они отча…вались в возможности остан…вить этот бе…порядок.

4) Мы (не) остались у дяди было уже поздно и завтра встать нужно было рано потому (что) нас ждали в госп…тале.

5) Тучи мошкары обычно зв…невшие над головой подевались куда(то) они прячутся и от страшной жары и от холода.

2. Выполните задания на основе записанных предложений:

А) выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей согласной.

Б) выпишите слово с непроизносимой согласной.

В) выпишите слово, правописание суффикса в котором можно проверить постановкой в форму 1лица.

Г) замените слова БОЯЛСЯ, ГУЛ, ВСТАТЬ синонимами.

Д) определите вид связи в словосочетаниях:

Подала знак, вышли пот…хоньку, вышли из св…тлицы, однажды с…рдился, слабо слышны, общ…го гула, этот бе…порядок.

Е) Замените словосочетание «Возможность остановить» – в управление.

Вариант 2

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы .

Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений.

1) Хаджи-Мурат остан…вился заг…релое лицо его сильно покр…снело и глаза нал…лись кровью.

2) Я пон…мал что выручить нас может только случайность вода вн…запно перестан…т пр…бывать или мы наткнемся на броше(н,нн)ую лодку.

3) С моря в ответ отрыв…сто грянул пуш…чный выстрел и когда дым лег на св…ркавшие искрами волны все опять стихло.

4) Вы (не) двига…тесь вы глядите и (не)льзя выр…зить сл…вами как радостно становит(?)ся на сердце.

5) Пароход (не) мог идти дальше за туманом (не) было видно перевальных огней которые служили ориентиром для к…манды.

2. Выполните задания на основе записанных предложений:

А) выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.

Б) выпишите слова с непроизносимой согласной.

В) выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

Г) замените слова ПОНИМАЛ, ВЫРУЧИТЬ, ВНЕЗАПНО синонимами.

Д) определите вид связи в словосочетаниях:

Заг…релое лицо, сильно покр…снело, нал…лись кровью, может выручить, пуш…чный выстрел, св…ркавшие искрами, идти дальше.

Е) Замените  словосочетание грянул в ответ со связью управление в примыкание.

 

Упражнение 5.

Если вы запишете данные предложения в таком порядке: сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи, сложносочинённое, простое, то восстановится отрывок из стихотворения О. Фокиной. Расскажите о разнообразии синтаксического строя этого стихотворения.

Составьте схему сложного предложения с разными видами связи, чтобы объяснить в нём все пунктограммы.

1. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

2. И — ни тропинки, ни следочка!

 3. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

4. А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.

5. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

Упражнение 6.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания.  Выделите основы и укажите их количество.  Составьте схемы сложных предложений.

1.  Из числа всей её челяди самым замечат__льным лицом был дворник Герасим мужчина две__адцати вершков роста сложе__ый богатырём и (глухо)немой от рожденья.

2.  Барыня взяла его из деревни где он жил один в (не)большой избушк__ и сч__тался едва(ли) (не)самым исправным тягловым мужиком.

3. Одарё__ый (не)обычайной силой он работал за четверых дело спорилось в его руках и весело было смотреть на него когда он либо пахал налегая огромными ладонями на соху либо о Петров день так сокрушит__льно действовал косой что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой либо проворно и (без)остановочно молотил трёх__арши__ым цепом.

3  И тогда как рычаг опускались и подн__мались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей.

4.  Постоя__ое безмолвие пр__давало торжестве__ую важность его работе.

5. Славный он был мужик и (н__)будь его (н__)счастье всякая девка охотно пошла бы за него.

6. Переселё__ый в город он скучал и (не)доумевал как (не)доумевает молодой здоровый бык которого только что взяли с нивы где сочная трава росла ему по брюхо поставили на вагон железной дороги  и мчат его теперь мчат со стуком и визгом а куда мчат - бог весть!

7. Занятия Герасима по новой его должности к__зались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в (пол)часа всё у него было готово и он опять то ост__навливался (по)среди двора и глядел разинув рот на всех проходящих как бы желая добит__ся от них решения загадочного своего пол__жения то вдруг уходил куда(нибудь) в уголок и далеко швырнув метлу и лопату бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди (не)подвижно как пойма__ый зверь. (И.С. Тургенев, "Муму")

 

Упражнение 7.

Прочитайте текст. Какие синтаксические особенности предложений ритмично повторяются в нём? Запишите текст, объясняя расстановку знаков препинания.

Составьте схемы предложений, учитывая группировку простых в составе сложного.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отлив., снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. Я велел положить ч..модан свой в теле..ку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся (в) низ на д..лину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, и н.. единый звук не долетал (от) туда до нашего слуха. Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они (в) миг разбежались. (М. Лермонтов)

Рассмотрите предложение и схемы. Соотнесите данное предложение с одной из схем, приведенных ниже.

Сергей говорил это, а глаза помимо его воли оглядывали селение, то самое, о каком неотвязно думалось и помнилось и в горчайший час Сталинградского побоища, и у Белгорода, под Верхней Масловкой, в кровавые июльские дни сорок третьего, и на Днепре в утлом судёнышке, в той крестьянской долбленке, которая, схваченная цепкими лапами немецких прожекторов, ныряла в багровых — не то от крови, не то от зарева пылающих по обе стороны хуторов — волнах песенной реки, неся на себе один лишь минометный расчёт, вместе с которым переправлялся на правый берег и он, тогда лейтенант Ветлугин (М. Алексеев).

а) [ ], а {[ ], (о каком), (которая) — [ ], (с которым)}.

б) [ ], а {[ ], (о каком), [ ], (которая), [ ], (с которым)}.

в) [ ], а {[ ], (о каком), (которая), (с которым)}.

г) [ ], а {[ ], (о каком) и ( ), (которая) - [ ], [ ], (с которым)}.

Упражнение 8.

Охарактеризуйте предложения с различными видами синтаксической связи. Объясните постановку знаков препинания, составьте схемы.

1. Три ярких глаза набегающих — нежней румянец, круче локон: быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон.

2.    Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер): пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари.

3.    Не подходите к ней с вопросами, вам всё равно, а ей — довольно: любовью, грязью иль колёсами она раздавлена — всё больно.

4.  Ветер звал и гнал погоню — чёрных масок не догнал: были верны наши кони, кто-то белый помогал, заметал снегами сани, коней иглами дразнил, строил башни из тумана, и кружил, и пел в тумане, и из снежного бурана оком тёмным сторожил. (А. Блок)

 

Упражнение 9.

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

[   ], [  ] и [  ].

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,  состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным  степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [  ].

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится)  (Когда…), [  ] и [  ].


Упражнение 10.

Помогите своей сверстнице исправить недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно воспользоваться однородными членами, обособленными приложениями, сложным предложением с разными видами связи или сложноподчинённым предложением с осложнённым главным предложением. Запишите исправленный вариант текста, объясняя расстановку знаков препинания.

А. С. Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом, драматургом. Он — человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию «Горе от ума». В комедии он показал жизнь русского дворянства.

Упражнение 11.

Охарактеризуйте предложения с различными видами синтаксической связи. Объясните постановку знаков препинания, составьте схемы.

1.  Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин).

2. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров).

3. Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие.

(В. Панова).

4. На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

 (А. Чаковский).

5. Жалко, конечно, парня, но у всех учителей, кто вёл уроки в этом классе, появилась надежда на более спокойную жизнь.

6. Можно сказать, что летние каникулы для них как бы уже начались.    

7. Рано обрадовались Васькина мать выдержала его дома всего три дня, а потом на костылях привела в школу.   

8. Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..

9. Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь!


Упражнение 12.

Подумайте, в сочинениях на какие темы можно было бы использовать в качестве эпиграфа следующие изречения. Выберите изречение, которое вам показалось наиболее интересным. Запишите его, предварительно объяснив расстановку знаков препинания.

Попытайтесь раскрыть заключённую в изречении мысль, продолжить рассуждение, составить небольшой текст.

1. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Л. Толстой)

2. Дела управляются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель. (А. Чехов)

3. Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании. (Д. Менделеев)

4. Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. (Л. Толстой)

Упражнение 13.

Охарактеризуйте предложения с различными видами синтаксической связи. Объясните постановку знаков препинания, составьте схемы.

1. Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

2. Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

3. Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза.

4. Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

5. В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.

6. Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

7. Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

8. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.


Упражнение 14.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания, используя схемы.

1. Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.

2. Растение живёт и размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

 3. Сходство между цветами дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут.

4. Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи!

5. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)

6. Всё оказалось гораздо приятнее чем он полагал старый арап привёз приглашение отца (Тынянов).

7. Они вели жизнь эфемеров считали втайне дворню учителей и детей крестом который надо нести и если бы кто-нибудь спросил внезапно Сергея Львовича богат ли он знатен ли он и как себя понимает на всё было бы два ответа (Тынянов).

Упражнение 15.

 Выделите грамматические основы, установите средства связи, постройте схемы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости и это было не удивительно потому что дома у нас был образован заговор чтобы нам ничего не говорить о том кто был этот человек которому мы были обязаны спасением (Лесков).

2. Чтобы сделать себя понятным я начну издалека я передам одно моё впечатление из Берлина (Пришвин).

3. Пари заключается вот в чём я думаю будто я знаю вашего герцога лучше чем знаете его вы (Лесков).

 4. В том что есть вещи которые «не снились мудрецам» я не сомневаюсь но что о них думают люди это чрезвычайно меня занимало (Лесков).

5. Проехав пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что здесь по словам Манилова должна быть его деревня но шестнадцатая верста пролетела мимо а деревни всё не было и если бы не два мужика попавшиеся навстречу то вряд ли бы довелось им потрафить на лад (Гоголь).

6. В ту минуту когда они вошли в гостиную там начиналось музыкальное отделение вечера и хозяйка могла только улыбкой показать Наталье Михайловне что приветствия и разговоры откладываются уже слышались звуки рояля (Алданов).

 7. Журналист только вздохнул он хорошо знал что всё будет так как решит Фёдор Павлович что бы ни говорил главный редактор (Алданов).

8. С Державиным у Николая Михайловича был род дипломатической дружбы старик посылал ему для напечатания свои стихи а Карамзин скрепя сердце печатал и посмеивался (Тынянов).


Упражнение 16.

Выделите грамматические основы в предложениях, взятых из произведений Н.В. Гоголя. Подчеркните все члены предложений. Постройте схемы предложений. Определите типы сложных предложений. Сделайте полный разбор выделенных предложений, включая простые предложения внутри сложных. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Есть множество таких людей которые встретившись с вами здесь на Невском проспекте непременно посмотрят на сапоги ваши и если вы пройдёте мимо они оборотятся назад чтобы посмотреть на ваши фалды.

2. Всё позабывши сидел он с сокрушённым видом полный только одного сновидения и ни к чему не думал он притронуться глаза его без участия глядели в окно обращённое во двор где грязный водовоз лил воду мёрзнувшую на воздухе дребезжал козлиный голос разносчика.

 3. Шиллеру показалось очень досадно что вдруг незнакомое непрошеное лицо так некстати ему помешало кроме того он несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина чувствовал что несколько неприлично в таком виде находиться в присутствии постороннего свидетеля.

 4. Я уверен что Шиллер на другой день был в сильной лихорадке что он дрожал как лист ожидая с минуты на минуту прихода полиции что он Бог знает чего бы не дал чтобы всё что было вчера было бы во сне.

5. Иван Яковлевич человек почтенный во многих отношениях как всякий порядочный русский мастеровой был пьяница страшный и хотя каждый день он брил чужие подбородки но его собственный был у него вечно не брит.

6. Комната в которой уместилось всё это общество была маленькая и воздух в ней был чрезвычайно густ но коллежский асессор Ковалёв не мог слышать запаха потому что закрылся платком и потому что нос его находился Бог знает в каких местах.

7. Частный пристав принял сухо Ковалёва и сказал что сейчас не то время чтобы производить следствие что сама натура назначила чтобы наевшись немного отдохнуть что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть майоров которые таскаются по всяким непристойным местам.

8. Нужно заметить уважаемый читатель что Ковалёв был чрезвычайно обидчивый человек он мог простить всё что бы ни говорили о нём самом но никак не извинял если это относилось к чину или званию.

9. Когда же штабофицерша объявила майору Ковалёву напрямик что она хочет выдать свою дочь за него он потихоньку отчалил со своими комплиментами сказавши что ещё молод что нужно ему послужить лет пяток чтобы уж ровно было сорок два года.

10. Размышления его прерваны были светом блеснувшим сквозь все скважины дверей которые дали знать что свеча в передней уже зажжена Иваном а скоро показался и сам Иван неся её перед собою озаряя ярко всю комнату.

11. Первым движением Ковалёва было схватить платок и закрыть то место где вчера ещё был нос чтобы в самом деле глупый человек не зазевался когда увидел бы у барина такую странность на лице.

.


Упражнение 17.

Какую роль выполняет пейзажная зарисовка в приведённом отрывке из повести «Отрочество» Л. Н. Толстого?

Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим восток, и вся окрестность озарилась спокойно-радостным светом. Всё так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно... Дорога широкой дикой лентой вьётся впереди,  между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с лёгкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи и мелкую зелёную траву дороги... Однообразный шум колёс и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги. Запах съеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которым отличается наша бричка, покрывается запахом утра, и я чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что-то сделать — признак истинного наслаждения.

Благодаря каким синтаксическим особенностям текста писателю удалось избежать монотонности в описании природы и собственного состояния?

Упражнение 18. 

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Постройте схемы предложений. Сделайте полный разбор выделенных предложений, включая простые предложения внутри сложных.

1. М..йор Ковалёв с..образя все о..стоятельства пр..дпол..гал едва (ли) (не) ближе к истин.. что в..ною этого стра(н/нн)ого пр..и(?)шествия долже(н/нн) быть (н..) кто другой как (штабс) офицерша Подточина к..торая желала что (бы) он ж..нился на её доч..ри (Гоголь).

 2. Если чел..век уд..ляет(?)ся от зла (не) видя в..зможности ун..чтожить его или (не) нах..дя д..статоч(?)но средств что (бы) борот(?)ся мы (н..) когда (не) осмел..мся пор..цать его и даже (не) откаж..м ему в уважени.. если он заслужива..т его другими сторонами своей жизни (Добролюбов).

 3. (Не) буд..м конечно спорить о том что Станкевич был (не) мен..е п..лезен для общ..ства чем напр..мер Белинский но Станкевич (не) нах..дил в с..бе таких сил для де..тел(?)н..й и упорн..й б..рьбы какими обл..дал знам..нитый наш критик (Добролюбов).

 4. В одном из св..их пис..м Станкевич грус(?)но гов..рит о том что Белинск..му нужно пр..м..рение со счаст(?)ем ж..зни а ему (на) против нужно ра..др..жение пр..пятствия (по) тому (что) он по природ.. св..ей слишком мягок и ид..ален (Добролюбов).

5. Как н..тура по пр..имущ..ству соз..рцател(?)ная Станкевич (не) мог бросит(?)ся в практич..ск..ю де..тельность что (бы) пр..извести какой (нибудь) перев..рот в общ..стве и зная это мы уже (не) име..м (н..) какого права пр..ставать к нему с назойл..вым д..просом (Добролюбов).

 6. Эти обв..нения имели (бы) смысл если (бы) борьба стр..дания были чем (нибудь) об..зательным (не) обх..димым для сохр..нения чес(?)ти чел..века но как мы уже отметили борьба есть (не) н..рмальное явление пр..исходящ..е от ф..льшивых отн..шений среди которых ж..вёт общество (Добролюбов).

7. Если всмотрет(?)ся пристальнее в жизнь кажд..го из труже(н/нн)иков и стр..дальц..в то весьма (не) много найдёт(?)ся таких ф..натиков к..торые (бы) сами от..скивали стр..дания бр..саясь в б..рьбу для уд..вольствия б..рьбы (Добролюбов)

Упражнение 19.

Прочитайте, а затем запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Благодаря каким синтаксическим особенностям удалось в одном предложении передать такую большую информацию? Аргументируйте свой ответ.

Дания — страна откуда пришли в мир гениальные сказки. Народ подаривший человечеству Андерсена дал России Владимира Даля.

Писатель языковед и лексикограф фольклорист и этнограф хирург и офтальмолог один из первых в России исследователь гомеопатии и автор первой статьи о гомеопатии; публицист, которого волновали самые разнообразные проблемы — общественные хозяйственные научные меди-цинские педагогические; инженер наводивший переправы из подручных средств изобретатель оригинальной системы вентиляции и специального устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено в истории военной медицины); натуралист-любитель основавший краеведческий музей в Оренбурге автор учебников ботаники и зоологии считавшихся в течение полустолетия лучшими по ясности изложения и выверенное материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка: в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового словаря». (Л. Львов)


Упражнение 20.

 Выделите грамматические основы, установите средства связи, постройте схемы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. Он ушёл а я пообедал и прикорнул в кресле, чтобы быть бодрее но Иван Петрович не дал мне заснуть он меня скоро и немного странно потревожил (Лесков).

2. Чем собака питалась это никому не было известно но потом догадались что ей вовсе не нужно было питаться потому что у неё были только кожа да кости а «в середине» у неё ничего не было и пища ей вовсе не требовалась (Лесков).

3. Я не могу вам его описать так чтобы не впадать в некоторый шарж и не делать сравнения которые вы сочтёте за преувеличения но я вам ручаюсь что как бы я ни старался расписать Ивана Петровича живопись моя не может передать и половины красот оригинала (Лесков).

4. Я вам передавал что говорил о нём губернатор а когда я полюбопытствовал не слыхали ли чего-нибудь о нём мои чиновники так они враз заговорили что встречали его и что он в самом деле очень мил (Лесков). 5. Это было единственное место в которое по рассказам деревенских жителей можно было ранить колдуна насмерть но он спасся тем что немедленно обратился в верстовой столб в котором острый инструмент башмачника застрял так крепко что тот никак не мог его вытащить и должен был расстаться с ним хотя шило башмачнику было решительно необходимо (Лесков).

6. Она сказала обо мне своей госпоже а это повело к тому что едва Ада обтёрла прохладной губкой мои раны и покрыла мои плечи туникой в переходе где я лежал на полу показалась в роскошном убранстве Азелла (Лесков).

7. Дома у Локкарта теперь был большой порядок но жена его исполняя все обязанности жены дипломата не была счастлива она винила себя в смерти ребёнка, в том что не настояла на отъезде в Англию и кляла неудобную квартиру русский климат и даже собачка которую обессмертил художник Коровин написав её портрет не могла утешить её (Берберова).

8. Я написала всё что могла написать а если бы я написала больше это было бы беззаконие (Берберова).

9. Здесь он встретил Бенкендорфа и его семью а когда Бенкендорф был переведен русским послом в Лондон Беринг стал проситься в Министерство иностранных дел чтобы тоже быть в Лондоне потому что уже в это время не мог себе представить разлуки с графом графиней и их сыновьями (Берберова).

Упражнение 21.

Расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический  разбор выделенного предложения.

— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру и песок шуршал под её босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград и он поднимается к самой крыше. Этот дом твой вечный приют. Я знаю что вечером к тебе придут те кого ты любишь кем ты интересуешься и кто не встревожит тебя. Эти люди добрые и талантливые будут играть и петь тебе и ты увидишь, какой свет в комнате, когда загораются свечи. Умиротворённый будешь засыпать с улыбкой на губах а беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита верная подруга мастера идя с ним по направлению к вечному дому и слова её струились так же как оставленный позади ручей… (По М. Булгакову)

Упражнение 22.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Постройте схемы предложений. Сделайте полный разбор выделенных предложений, включая простые предложения внутри сложных.

1. Как (бы) (н..) играл своей ж..зн(?)ю чел..век он вс..гда игра..т до тех пор пока ещё наде..т(?)ся на выигр..ш а надежда на выигр..ш это и есть ж..лание лучш..го стр..мление своего эг..изма в том виде в к..ком он у кажд..го образ..вался (Добролюбов).

2. Ни..шие пр..дметы пр..роды живут только в с..бе насл..ждают(?)ся только с..бою чел..век мож..т жить в других насл..ждат(?)ся чуж..й радост(?)ю чуж..м счаст(?)ем а если кто (не) чу(?)ствует в себе этой сп..собности то значит он ещё мало р..звил в с..бе исти(н/нн)о чел..веческ..го (Добролюбов). 3. Были в то (же) время и другие люди то (же) имевш..е бл..городные уб..ждения но им..на их (не) с..хранят(?)ся в ряду безук..ризне(н/нн)ых имен хотя может быть они то (же) гор..чо кинулись в б..рьбу и то (же) были в этом самом кружке Станкевича (Добролюбов).

4. Услыш..т Обломов о каком (нибудь) зам..чательн..м пр..изведени.. и(с/сс)ку(с/сс)тва у него явит(?)ся позыв позн..комит(?)ся с ним и он ищ..т прос..т книги и если пр..несут скоро у него начнёт ф..рмироват(?)ся идея о пр..дмете (Гончаров).

5. Дальше той стр..ки над к..торой учит..ль зад..вая урок пр..водил ногтем ч..рту Обломов (не) загляд..вал ра(?)спросов (н..) каких ему (не) делал и п..яснений (не) треб..вал а д..вольств..вался тем что написа(н/нн)о в тетрадк.. и люб..пытства (не) обнаруж..вал даже когда (не) всё понимал что слушал и учил (Гончаров).

6. Если ему (кое) как уд..валось од..леть книгу называ..мую ст..тистикой историей он с..верше(н/нн)о был д..воле(н/нн) а когда Штольц пр..носил ему книги какие надо было пр..честь сверх выуч..(н/нн)ого Обломов долго гл..дел молча на него (Гончаров).

7. Тут мел(?)кнула унего собл..знительная мысль о буду(?)щих цв..тниках о фруктах до того ж..вая что он вдруг пер..нёсся на (не) сколько лет вперёд в д..ревню когда уже имен..е будет устро..(н/нн)о и когда он заж..вёт там безвыез(?)но (Гончаров).

 8. Явился низ..нький человек с умер..(н/нн)ым брюшком с румя(н/нн)ыми щ..ками и лысиной к..торую с затылка как бахр..ма окружали ч..рные густые вол..сы лысина была чиста и л..снилась (как) будто была выточ..(н/нн)а из слонов..й кости (Гончаров).


Упражнение 23.

Спишите предложения, объясните знаки препинания. Распределите сложные предложения по видам синтаксической связи, для этого составьте схемы предложений. Прочитайте предложения выразительно вслух.

1. Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин)

2. Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (Э. Казакевич)

3. Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К.Федин)

4. Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой)

5. Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький)

6. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)

7. Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)

Упражнение 24.

Прочитайте текст. Выпишите  сложные предложения с разными видами связи, составьте схемы, дайте  краткую характеристику.

Хлеб - имя существительное.

Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть!

Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!

Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.

Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. (И.Давыдова)


Упражнение 25. 

Выделите грамматические основы в предложениях, взятых из произведений А.С. Пушкина. Постройте  схемы предложений. Определите тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное, сложное с разными видами связи). Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Она была самолюбива живо чувствовала своё положение и глядела кругом с нетерпением ожидая избавителя но молодые люди расчётливые в ветреном своём тщеславии не удостоивали её внимания хотя она была сто раз милее невест около которых они увивались.

2. Сколько раз оставя тихонько тихую скучную и пышную гостиную она уходила плакать в бедной своей комнате где стояли ширмы оклеенные обоями комод зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале!

3. Молодой человек казалось был за то ей благодарен она видела острым взором молодости как быстрый румянец покрывал его бледные щеки всякий раз когда взоры их встречались и через неделю она ему улыбнулась.

4. Когда Томский спросил позволения представить графине своего приятеля сердце бедной девушки забилось но узнав что Нарумов не инженер а конногвардеец, она сожалела что нескромным вопросом высказала свою тайну ветреному Томскому.

5. Так например будучи в душе игрок никогда не брал он карты в руки ибо рассчитал что его состояние не позволяло ему как сказывал он жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее но целые ночи просиживал он за карточными столами с лихорадочным трепетом следя за игрой.

6. Во время мазурки шутил он над её пристрастием к инженерным офицерам уверял что знает гораздо более нежели можно было ей предполагать и некоторые из его шуток были так удачно направлены что Лиза думала несколько раз что её тайна была ему известна.

 7. Мисс Жаксон удостоверясь что Лиза и не думала поднять её на смех успокоилась поцеловала Лизу и в знак примирения англичанка подарила ей баночку английских белил которую Лиза и приняла с изъявлением искренней благодарности.

8. Не до смеху было чопорной англичанке поскольку она догадывалась что сурьма и белила были похищены из её комода и багровый румянец досады пробивался сквозь искусственную белизну её лица


Упражнение 26.

Прочитайте предложения. Объясните знаки препинания.

1. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Паустовский).

 2. Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки (Куприн).

3. Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов).

4. Зацветет рябина — кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето. И тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины (Пришвин).

5. Проехать теперь в Ревель было невозможно потому что поезда прекратили ходить ещё в октябре и неизвестно в точности было где проходит фронт кто воюет кто братается и кто сохранил верность Временному правительству (Берберова).

6. Он её боялся как огня однако услыхав о таком ужасном проигрыше он вышел из себя принес счёты доказал ей что в полгода они издержали полмиллиона что под Парижем нет у них ни подмосковной ни саратовской деревни и начисто отказался от платежей.

7. Спросивши как давно случилось несчастье доктор поднял майора за подбородок и дал ему большим пальцем щелчка в то самое место где прежде был нос так что майор должен был откинуть свою голову назад с такой силою что ударился затылком в стену.

 

Упражнение 27. 

Выделите грамматические основы в предложениях, взятых из произведений А.С. Пушкина. Постройте схемы предложений. Определите тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное, сложное с разными видами связи). Расставьте недостающие знаки препинания.

1. К несчастью вместо Лизы вошла старая мисс Жаксон набелённая затянутая в корсет с потупленными глазами и маленьким книксом и прекрасное важное движение Алексея пропало втуне но не успел он снова собраться с силами как дверь опять отворилась и на сей раз вошла Лиза.

2. Берестов пригласил его к себе и Муромский не мог отказаться ибо чувствовал себя обязанным и таким образом Берестов возвратился домой со славою затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.

 3. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю лежал он проклиная свою куцую кобылу которая как будто опомнясь тотчас остановилась как только почувствовала себя без седока и в это время подскакал Иван Петрович осведомясь не ушибся ли Муромский.

 4. Алексей знал что если отец заберёт что себе в голову то уж того по выражению Тараса Скотинина у него и гвоздём не вышибешь но Алексей был в батюшку и его столь же трудно было переспорить.

 5. Возвратясь из зверинца в гостиную они уселись втроем старики вспоминали прежнее время и анекдоты своей службы а Алексей размышлял о том какую роль играть ему когда войдёт Лиза.

 6. В первый раз видел он ясно что он в неё страстно влюблён романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову и чем более думал он о сём решительном поступке тем более находил в нём благоразумия.

Упражнение 28.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский).

2. Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев).

 3. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский).

4. А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов).

5. Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается (Грин).

 

Упражнение 29.

Перепишите отрывок из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.

Тут все пр..сутств..вавшие тронулись (в) низ по ш..рокой мрам..рной лес(?)нице меж стен роз источавших одуряющий ар..мат спускаясь всё ниже и ниже к дв..рцовой стене к воротам выв..дящим на большую гладко вым..ще(н/нн)ую площадь в конце которой в..днелись коло(н/нн)ы и статуи ершалаимского ристалища.

Лишь гру(п/пп)а выйдя из сада на площадь п..днялась на п..мост Пилат оглядываясь скво(з/с)ь пр..щуре(н/нн)ые веки разобрался в обстановке. То пр..странство которое он только что прош..л то есть пр..странство от дв..рцовой стены до п..моста было пусто но (за) то (в) переди себя Пилат площади уже (не) увидел – её с(ъ/ь)ела толпа. Она залила (бы) и самый п..мост и то очищ..(н/нн)ое пр..странство если (бы) стройный ряд себастийских солдат по левую руку Пилата и солдат итурейской вспом..гательной к..горты по правую (не) д..ржал её.

(И) так Пилат поднялся на п..мост сж..мая машинально в кулаке (не) нужную пряжку и щурясь. Щурился прокуратор (не) (от) того что со(?)нце жгло ему глаза нет! Он (не) хотел почему (то) видеть гру(п/пп)у осуждё(н/нн)ых которых как он это прекрасно знал сей (час) (в) след за ним возводят на п..мост.

Лиш(?) только белый плащ(?) с б..гря(н/нн)ой подбивкой возник в высоте на каме(н/нн)ом утёсе над краем чел..веческого моря (не) зрячему Пилату в уши ударила звуковая волна «Га-а-а..» Она началась (не) громко зар..дившись где (то) (в) дали у гипподрома потом стала (громо) подобной и прод..ржавшись (не) сколько с..кунд начала спадать. Увидели меня подумал прокуратор. Волна (не) дошла до низш..й точ(?)ки и (не) ожида(н/нн)о стала опять выр..стать и качаясь поднялась выше первой и на второй волне как на морском валу вск..пает пена вск..пел свист и отдельные сквозь гром различимые женские стоны. Это их ввели на помост.. подумал прокуратор а стоны (от) того что задавили (не) скольких жен(?)щин когда толпа подалась (в) перёд.

Он выждал (не) которое время зная что (н..)какой силой нельзя заставить умолкнуть толпу пока она (не) выд..хнет всё что нак..пилось у неё внутри и (не) смолкн..т сама.

И когда м..мент наступил прокуратор выбросил (в) верх руку и последний шум сдуло с толпы.. Пилат выкрик..вал слова и в то (же) время слушал как на смену гулу идёт великая тишина; теперь (н..) вздоха (н..) ш..роха (не) д..носилось до его ушей и даже настало мгновение когда Пилату показалось что всё кругом вообще исчезло.

(Не) навидимый им город умер и только он один стоит сж..гаемый отвесными лучами упершись лицом в небо. Пилат ещё придержал тишину а потом начал выкрикивать:

Имя того кого сейчас при вас отпустят на свободу..

Он сделал ещё одну паузу задерж..вая имя проверяя всё (ли) сказал (по) тому (что) знал что мёртвый город воскресн..т после пр..изнесения имени сч..стливца и (н..) какие дальнейшие слова слышны быть (не) могут. И раскатив букву «р» над м..лчащим городом он прокричал:

Вар-раван!

Тут ему показалось что со(?)нце зазв..нев лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне буш..вали рёв визги стоны хохот и свист.

Пилат повернулся и пош..л по п..мосту (на) зад к ступеням (не) глядя (н..) (на) что кроме разноцветных шашек настила под ногами что (бы) не оступит(?)ся. Он знал что теперь у него за спиной на п..мост градом летят бронз..вые монеты финики что в воющ..й толпе люди давя друг друга лезут на плечи что (бы) увид..ть своими глазами чудо как чел..век который был уже в руках смерти вырвался из этих рук!

Упражнение 30.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

1. Не помню сейчас, кем было замечен..о однажды, что существу..т два рода писателей: одни ум..рают при жизни, другие живут после смерти (Лакшин). 2. Пр..ближалась осень, пр..ближались сырые осен..ие ночи с дождем и ветром, без луны и звезд, пр..ближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, соб..рутся в осен..юю стаю (А. Онегин).

3. Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвес..ная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предл..жила ему сесть, ад..ютант поднял уронен..ую Пьером п..рчатку и подал ему, доктора почтительно зам..лкали, когда он проходил мимо их, и пост..р..нились, чтобы указать ему место (Л. Толстой).

4. Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское со..нце весело гл..дело во все окна моей комнаты, где-то любовно в..рк..вали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределен..ый шум, какой врывает..ся в комнату с первой выставлен..ой рамой (Мамин-Сибиряк).

5. Ей попроб..вали рас..казать, что говорил доктор, но ок..залось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой).

Упражнение 31.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Сергей не стал спорить с другом (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко (4) и (5) что (6) не всё задуманное удаётся реализовать (7) но сегодня ему хотелось улыбаться (8) и думать только о хорошем.

(ответ: 137)

2. Самоуверенный генерал со своей убеждённостью в том (1) что не то хорошо (2) что хорошо (3) а то хорошо (4) что ему пришло в голову (5) написал в послании первые слова (6) которые пришли ему в голову (7) и (8) которые не имели смысла.

(ответ: 123456)

3. Когда он оказался в гостиной (1) эта комната произвела странное впечатление своею бедною, мещанскою обстановкой (2) и (3) хотя в ней были и кресла, и громадная лампа с абажуром (4) она всё же походила на нежилое помещение (5) так что было очевидно (6) что в этой комнате мог чувствовать себя дома только такой человек (7) каким был доктор.

(ответ: 1234567)

4. Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.

(ответ: 16)

5. Ты должна узнать (1) были ли написаны завещание и письмо (2) и (3) если они ещё не уничтожены (4) постарайся выяснить (5) где их найти.

(ответ: 12345)

6. Всякая насильственная реформа достойна порицания потому (1) что нимало не исправит зла (2) пока люди остаются таковы (3) каковы они есть (4) и (5) потому ещё (6) что мудрость не имеет нужды в насилии.

(ответ: 12346)

Упражнение 32.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

(ответ: 1234)

2. Когда девушку отпустили (1) Николай стремительно заявил ей (2) что она может хоть сейчас же возвращаться в город (3) и (4) что (5) если она нуждается в помощи (6) он готов помочь.

(ответ: 1256)

3. Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности (1) в какой (2) вели до сих пор (3) и потому опустим историю о том (4) как Николай Парфёнович внушал каждому призываемому свидетелю (5) что тот должен показывать по правде и совести (6) и (7) что впоследствии должен будет повторить это показание под присягой.

(ответ: 1345)

4. Дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем (1) и (2) когда уже подошли к квартире (3) то заметили (4) что дверь отворена на маленькую щелочку (5) и что два черных глаза рассматривают их из темноты.

(ответ: 134)

5. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

(ответ: 13)

6. Он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) и (5) подошёл к условленному месту (6) на скамейке под липой уже маячила тёмная фигура.

(ответ: 1236)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.   Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...

Сложные предложения с разными видами связи.

Презентация позволит зрительно объяснить материал....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...