Урок-обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Русских Ирина Сергеевна

Обобщающий урок  по изученному материалу в форме путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_prichastie.docx211.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» ( ФГОС)

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Покачи

Русских Ириной Сергеевной

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

Наглядные (на доске появляется 1-ый слайд).

коммуникативные (умение слушать).

2.

Мотивация к учебной деятельности

- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку  

Мама - Прилагательное,
Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку 
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь -
Будешь молодец!
(Причастие.)

Ученики слушают загадку.

Беседа.

 Наглядные (на доске появляется 2-ой слайд).

коммуникативные (умение слушать, аргументированно отвечать на вопросы).

3.

Сообщение темы урока, постановка целей

О чем эта загадка? Какова же тема нашего урока?

- Ребята, какими будут цели нашего урока?

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в страну Морфология в город Причастие. Это необычный город, чтобы по нему путешествовать, нужно знать все о причастии! Вы готовы отправиться в это путешествие, полное трудностей?

 Ответ учеников.

Определяют цели урока.

Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа.

Наглядные (на доске появляется 3-ий слайд).

1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

4.

Работа по теме урока

Слайд 3

фронтальный опрос

- Посмотрите, какая это большая страна «Морфология»! А сколько в ней городов! Но чтобы попасть в город Причастие, нам нужно преодолеть водопад

1 «Водопад знаний»

Организует фронтальный опрос учащихся:

-Дать определение причастия.

- Какие причастия называются действительными?

- Какие причастия называются страдательными?

-Расскажите о правописании е-ё в суффиксах страдательных причастий после шипящих.

-Расскажите о правописании НЕ с причастиями.

-Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.

Ученики отвечают на вопросы, приводят примеры.

Беседа.

Слайд 4

1) регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

2) познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию 3) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Работа в группах

-И вот мы с целым багажом знаний попали в город Причастие.

-Посмотрите, какое – то смятение в городе. Что происходит? Флаг над главным дворцом то прилагательного, то глагола? Разузнаем!

- Оказывается, жители спорят: какой флаг должен возвышаться над главным дворцом! А как вы считаете? Докажите!

2«Кто главнее»

-У вас на парте лежат листочки с таблицей признаки глагола и признаки прилагательного у причастия, заполните её.

- Давайте проверим ваши ответы?

Так какой же флаг должен возвышаться? Почему?

Учащиеся   выполняют задания в группе

-Оба!

 

Наглядные (на доске появляется 5.6 слайд). Таблица пустая, затем с ответами

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

3) коммуникативные- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

-работа в группах

- Посмотрите, какой интересный дворец! Что напоминает его крыша?

3 «Дворец суффиксов»

-Перед вами причастия, выделите правильно в них суффиксы и определите: действительное и страдательное?

- Молодцы, отправляемся дальше!

Учащиеся отвечают на вопросы  

Наглядные (на доске появляется 7,8 слайд с правильными ответами.

1 )регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

Работа в группах)

- Перед вами, ребята,

4 «Бюро находок»

-Здесь, наверное, разные интересные вещи..

- Нет, это слова! Они растерялись, нужно объединить их в пары, назвать их часть речи и доказать это.

_ Что мы повторили, выполняя это задание?

Учащиеся выполняют задание

Наглядные (на доске появляется 9,10 слайд с готовыми парами). Самостоятельное выполнение задания.

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

-работа в парах

- Продолжаем наше путешествие.

5 « Мобильная»

- В школе мы часто слышим « выключи телефон», «убери его в портфель», «на уроках запрещено пользоваться сотовыми телефонами», но мы иногда нарушаем эти правила! Достаньте сотовые телефоны, выполняем задание в парах на платформе «Скайсмарт» по ссылке в ватцапе

- Какое правило вам необходимо было вспомнить? Какие умения закрепили? Какие навыки приобрели?

Учащиеся выполняют задания в группе.

Наглядные (на доске появляется 11,12 слайд).

1)регулятивные - умение планировать последовательность высказывания. 2)познавательные- умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать значение высказывания, систематизировать информацию.

3)коммуникативные- умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

- А теперь нам пора отдохнуть!

«Физминутка»

Работа в группах

- И вот мы с вами вышли на

 6 « Тропу умений»

-У вас на партах лежат кроссворды

(образуем от глагола причастия по требованиям)

-Какие знания вам пригодились? Какой навык мы отрабатывали?

- Добрались до замка 7«Дружба» ( не с прилагательными)

- У вас на партах лежат листочки с заданием, где даны ответы написания НЕ с причастием, вы должны поставить + напротив верного ответа и – напротив  неверного

Какие знания вам пригодились? Какой навык мы отрабатывали?

Учащиеся выполняют задание

Наглядные (на доске появляется 14,15 слайд) Самостоятельное выполнение задания

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

Фронтальная работа

7 «Дружба»

Добрались до замка «Дружба» ( не с прилагательными)

- У вас на партах лежат листочки с заданием где необходимо поставить «+» напротив верного ответа и «-«  напротив  неверного

 1. (не)брежный  - слитно +

2. (не)покорённый – слитно +

3. (не)застроен    - раздельно +

4.(не)просмотренный мною – слитно –

5. (не)сорванный, а срезанный цветок – раздельно +

6.совсем (не)использованный материал –слитно –

- Какое правило повторили? Какой навык отработали?

Учащиеся выполняют задание

Слайд 16,17

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

Работа в группах

8 « Дворец навыков»

Правильно ли расставлены знаки препинания в предложениях?

1.  Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.

2.  Взволнованный последними событиями, я долго не мог заснуть.

3. Озарённый восходящим солнцем лес быстро наполнялся звуками.

4. Он влез на дерево с раскинувшимися ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

- Правильно ли расставлены знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

– Поставьте причастные обороты там, где следует.

1. Повесть, растущая в саду, известна всем.

2. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

3. Цветы, играющие во время урока, красивы.

4. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.

5. Мужчина, гонимый ветром, не пришёл на встречу.

6. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь.

_ Какие знания вам пригодились при выполнении этого задания? Какие умения мы закрепили?

Учащиеся выполняют задание

Наглядные (на доске появляется 18,19 слайд с готовыми парами). Самостоятельное выполнение задания

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

5.

Подведение итогов.

-Вот мы и совершили прогулку по новому городу на карте страны Морфология.

Но этот город не последнее открытие для вас.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Эвристическая беседа

1) регулятивные-планирование своих действий; коллективная обсуждение.

2) познавательные- моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

3) коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.

Домашнее задание.

«Настоящий друг»

*Придумать и записать пять словосочетаний с причастием в роли главного или зависимого

** Составить с этими словосочетаниями 5 предложений

*** Написать мини – сочинение, используя данные словосочетания, на заданную тему

Учащиеся записывают домашнее задание. Сами определяют для себя уровень сложности

1) регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

 3) коммуникативные-  поиск и выбор информации.

7.

Рефлексия

Отразите уровень усвоения материала по данной теме запятыми разного цвета на схемах с причастными оборотами.

                                                                                Красный – усвоил материал отлично, затруднений не было

                                                                                 Синий – усвоил хорошо, были небольшие затруднения

                                                                                 Зелёный – усвоил удовлетворительно

                                                                                 Чёрный – почти ничего не понял

Учащиеся заполняют схемы запятыми разного цвета

Слайд №20, 21

1)регулятивные-оценка (выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

2)познавательные- рефлексия 

способов и условий действия, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.  .

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме                     «Причастие».

       Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ  №1 г. Покачи

Русских Ириной Сергеевной

            Учебник. Русский язык 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва , «Просвещение», 2021 год

            Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва ,«Просвещение», 2011 год.

Тема  «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Цели              

     Образовательные:

  • формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
  •  развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  •  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  •  формировать логические умения;
  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  •  развивать умение формулировать проблему;
  • развивать умение работать в группах, парах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать уважительное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- умение использовать причастия при составлении текстов.

2) метапредметные: 

- умение формулировать цель деятельности;

- умение планировать последовательность действий;

- умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- умение владеть всеми видами речевой деятельности;

 

Тип урока – повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация урока

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие.

 - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Слайд №1. Дата. Урок - путешествие

2. Мотивация учебной деятельности.

- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку  

Мама - Прилагательное,
Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку 
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь -
Будешь молодец!
(Причастие.)

3.Сообщение темы урока, постановка целей.

- О чем эта загадка?

           - Какова же тема нашего урока?

Слайд №3.Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети предполагают результаты урока. Учитель корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

       

4.Работа по теме урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в страну Морфология в город Причастие. Это необычный город, чтобы по нему путешествовать, нужно знать все о причастии! Вы готовы отправиться в это путешествие, полное трудностей? Ваши команды так и будут называться: «Знатоки Морфологии», «Знатоки Синтаксиса», «Знатоки Пунктуации». Почему именно эти разделы тесно связаны с причастием?

1)     « Водопад знаний» Фронтальный опрос.

- Посмотрите, какая большая страна «Морфология»! Сколько в ней уже известных вам городов!  А вот и наш город на карте Причастие! Но чтобы в него попасть, нам нужно преодолеть водопад!

1 «Водопад знаний»

Организует фронтальный опрос учащихся

-Дать определение причастия.

- Какие причастия называются действительными?

- Какие причастия называются страдательными?

-Расскажите о правописании е-ё в суффиксах страдательных причастий после шипящих..

-Расскажите о правописании НЕ с причастиями.

 -Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.

- Вот мы и определили капитанов ваших команд по их ответам на вопросы. Каждый капитан заполняет лист достижений своей команды.

2 «Кто главнее»

-И вот мы с целым багажом знаний попали в город Причастие.

-Посмотрите, какое – то смятение в городе. Что происходит? Флаг над главным дворцом то прилагательного, то глагола? Разузнаем!

- Оказывается, жители спорят: какой флаг должен возвышаться над главным дворцом! А как вы считаете? Докажите!

-У вас на парте лежат листочки с таблицей признаки глагола и признаки прилагательного у причастия, заполните её.

- Давайте проверим ваши ответы? Так какой же флаг должен возвышаться?

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид

Время

Возвратность

Имеет при себе зависимые слова (существительное или прилагательное)

Обозначает признак предмета (по действию)

Изменяется по числам, родам, падежам

Имеет полную и краткую форму

Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже

- Какие знания вам помогли справиться с данным заданием?

3 «Дворец суффиксов»

- Посмотрите, какой интересный дворец! Что напоминает его крыша? (суффикс)

- А вас на партах лежат листочки. Вам необходимо выписать суффикс и определить действительное или страдательное причастие:

1. Закапывающий                 1. –ющ- , Д

2. Строящий                           2. – ящ- Д

3. Выполненная                     3. – енн- С

4. Искавший                           4. –вш- Д

5. Выросший                          5. –ш- Д

6. Выкачанная                        6. –нн- С

- Какой изученный материал мы повторили? Какие навыки закрепили?

- Молодцы, отправляемся дальше!

4 «Бюро находок»

Перед вами, ребята, «Бюро находок»

-Здесь, наверное, разные интересные вещи?

- Нет, это слова! Они растерялись, нужно объединить их в пары, назвать их часть речи и доказать это.

Кричащий, вести, бегущий, устать, любить, спасенный, кричать, принесший,

 забытый, ведомый, бежать, уставший, спасти, любящий, принести, забыть.

Кричать- кричащий

Вести – ведомый

Бежать – бегущий

Устать – уставший

Любить – любящий

Спасти – спасённый

Принести – принёсший

Забыть – забытый

- Что мы должны запомнить, выполнив данное задание?

- Продолжаем наше путешествие.

5 «Мобильная»

- В школе мы часто слышим « выключи телефон», «убери его в портфель», «на уроках запрещено пользоваться сотовыми телефонами», но мы иногда нарушаем эти правила! Достаньте сотовые телефоны, выполняем задание в парах на платформе «Скайсмарт» по ссылке в ватцапе

Организованная — организована

Перекрашенные — перекрашены

Сломанная — сломана

Подрезанные — подрезаны

Фаршированное — фаршировано

Раскрошенный - раскрошен

Травмированное — травмирован

Построенная — построена

Отремонтированная — отремонтирована

Высаженные — высажены

- Какое правило вам необходимо было вспомнить? Какие умения закрепили? Какие навыки приобрели?

«Физминутка»

6 «Тропа умений»

И вот мы с вами вышли на «Тропу умений». У вас на партах лежат листочки с текстом притчи. Возьмите каждый себе. 

Давайте прочитаем притчу (чтение учителем)

Прочитайте текст и выполните задания на формирование читательской грамотности:

Притча

Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

  - Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

  Соломон задумался и сказал:

  - Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

  И спросил еще мудрый царь:

  - А о чем мечтаешь ты?

  Ответил проситель:

  - Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

  Тогда Соломон изрек:

  - Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

  Добавил еще царь:

  - Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

  Проситель наморщил лоб и произнес:

  - Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

  И ответил царь:

  - Да.

  1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

_____________________________________________________________

      2.      Найдите в тексте особые глагольные формы -причастия, выпишите их.

_____________________________________________________________

     3.      Преобразуйте одно предложение с причастным оборотом в синонимичную синтаксическую конструкцию.

____________________________________________________________

      4.     Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного   текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания. __________________________________________________________________

7 «Дружба»

- Добрались до замка «Дружба» ( не с прилагательными)

- У вас на партах лежат листочки с заданием где необходимо поставить «+» напротив верного ответа и «-«  напротив  неверного

 1. (не)брежный  - слитно +

2. (не)покорённый – слитно +

3. (не)застроен    - раздельно +

4.(не)просмотренный мною – слитно –

5. (не)сорванный, а срезанный цветок – раздельно +

6.совсем (не)использованный материал –слитно –

- Какое правило повторили? Какой навык отработали?

8 «Дворец навыков»

1)- Правильно ли расставлены знаки препинания в предложениях?

1.  Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.

2.  Взволнованный последними событиями, я долго не мог заснуть.

3. Озарённый восходящим солнцем лес быстро наполнялся звуками.

4. Он влез на дерево с раскинувшимися ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

-Вот мы и совершили прогулку по новому городу на карте страны Морфология.

Но этот город не последнее открытие для вас.

2) – Поставьте причастные обороты там, где следует.

1. Повесть, растущая в саду, известна всем.

2. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

3. Цветы, играющие во время урока, красивы.

4. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.

5. Мужчина, гонимый ветром, не пришёл на встречу.

6. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь.

- Над каким правилом мы работали, выполняя данное правило? Что мы должны усвоить и запомнить? Какие навыки закрепить?

5.Подведение итогов.

- Большое спасибо за урок!  Чтобы вы не забывали то, что мы повторили, хочу подарить вам памятки - раскладушки

6.Домашнее задание

«Настоящий друг»

*Придумать и записать пять словосочетаний с причастием в роли главного или зависимого

** Составить с этими словосочетаниями 5 предложений

*** Написать мини – сочинение, используя данные словосочетания, на заданную тему 

7.Рефлексия. 

-Отразите уровень усвоения материала по данной теме запятыми разного цвета на схемах с причастными оборотами.

10 примеров того, как запятая может ввести в заблуждениеЗнаки препинания в детских картинках (20 картинок)Рисунки знаков препинания - фото и картинки abrakadabra.fun10 правил расстановки запятых в предложениях - Tomer.ru

                                                                                Красный – усвоил материал отлично, затруднений не было

                                                                                 Синий – усвоил хорошо, были небольшие затруднения

                                                                                 Зелёный – усвоил удовлетворительно

                                                                                 Чёрный – почти ничего не понял

                                                                                 

Литература:

      1. Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011 год.

       2.Уроки русского языка с применением ИКТ. 7-8 классы. Метод. пособие с электрон. приложением/Авт.-сост.: Т. А. Захарова, И. А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011.

       3.Русский язык . 7 класс. Интерактивные дидактические материалы/Авт.-сост. О. Г. Скоробогатова. – М.:Планета, 2012.

       4.  Контрольно – измерительные материалы «Русский язык» 7 класс/ Авт. –сост. И.И. Карпова –М.: Вако, 2013

           

Приложение 1

«Кто главнее» (укажите стрелками, в какой колонке должен находиться признак)

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид.   Имеет полную и краткую форму.    Время.     Изменяется по числам, родам, падежам

Возвратность.     Имеет при себе зависимые слова (существительное или прилагательное).

Обозначает признак предмета (по действию).

Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже.

Приложение 2

«Дверец суффиксов»

1. Закапывающий   _______________              

2. Строящий      _________________                    

3. Выполненная   _______________                

4. Искавший   __________________                    

5. Выросший      _____________                  

6. Выкачанная   ______________                

Приложение 3

«Бюро находок»  (Соедини  пары)

Кричащий,     вести,           бегущий,              устать,         любить,        спасенный,    кричать,         принесший, забытый,           ведомый,    бежать,         уставший,    спасти,           любящий,           принести,        забыть.

Приложение 4

«Мобильная» (скайсмарт)        

Запиши правильные ответы

Образуй краткие причастия (например, освещённый — освещён, написанная — написана).

Организованная —

Перекрашенные —

Сломанная —

Подрезанные —

Фаршированное —

Раскрошенный -

Травмированное —

Построенная —

Отремонтированная —

Высаженные —

«Тропа умений»                                                                                                                                                                         Приложение 5

Задание на развитие читательской грамотности

Прочитайте текст и выполните задания:

Притча

Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

  - Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

  Соломон задумался и сказал:

  - Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

  И спросил еще мудрый царь:

  - А о чем мечтаешь ты?

  Ответил проситель:

  - Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

  Тогда Соломон изрек:

  - Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

  Добавил еще царь:

  - Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

  Проситель наморщил лоб и произнес:

  - Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

  И ответил царь:

  - Да.

  1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

_______________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте особые глагольные формы -причастия, выпишите их.

_______________________________________________________________________

  1. Преобразуйте 1 предложение с причастным оборотом в синонимичную синтаксическую конструкцию.

_______________________________________________________________________

      4.     Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного   текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания. __________________________________________________________________

        

Приложение 6

Станция «Дружба»

1. (не)брежный  - слитно

2. (не)покорённый – слитно

3. (не)застроен    - раздельно

4.(не)просмотренный мною – слитно

5. (не)сорванный, а срезанный цветок – раздельно

6.совсем (не)использованный материал –слитно

Приложение 7

«Дворец навыков»

1. Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.

2. Взволнованный последними событиями, я долго не мог заснуть.

3. Озарённый восходящим солнцем лес быстро наполнялся звуками

4. Он влез на дерево с раскинувшимися ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

        

Приложение 8

2) – Поставьте причастные обороты там, где следует. (можно стрелками)

1. Повесть, растущая в саду, известна всем.

2. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

3. Цветы, играющие во время урока, красивы.

4. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.

5. Мужчина, гонимый ветром, не пришёл на встречу.

6. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь.

Русских Ирина Сергеевна МАОУ СОШ №1 город Покачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...