Урок русского языка в 10 классе "Правильная речь как показатель культуры человека. Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Кузнецова Лада Евгеньевна

Данный конспект урока можно использовать для проведения урока как в 10, так и в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 10 классе

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе

Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий

   Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

   Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

   Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

  .

Ход урока.

I .   Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

 -Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Покажем им,  как мы готовимся к экзаменам. Задания ЕГЭ охватывают весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, проверяются теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. До экзамена по русскому языку 1,5 года. У нас ещё есть время для подготовки.

2 Мотивирование на учебную деятельность

1) Фрагмент «Словарь Эллочки-людоедочки» из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

- Отличительная особенности героини? (выстраивать общение с помощью 30 слов)

- Характеризует ли девушку эта особенность как интеллектуального человека?(нет, уровень её интеллекта ниже, чем уровень интеллекта людоеда из племени. Ее словарный запас бедноват)

- Зачем нам богатый словарный запас? Какие преимущество он дает? (Если вы знаете и уместно употребляете разнообразные слова, то ваша речь насыщенней, ярче, сильнее, убедительнее. Чем разнообразнее ваш язык, тем больше у вас возможностей. Словарный запас – инструмент успешного общения.)

- Как обогатить словарный запас, разнообразить? (использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении, много читать…)

3. Орфоэпическая минутка

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание 4. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. 1 у доски

На столах листы с этими же словами. Ваша задача: распределить слова на четыре столбика:  с ударением на первом слоге, на втором, на третьем, на четвертом.

балуя, торты, звоним, туфлями, шарфы, понявший, принудить, крала, квартал, кровоточить, запершись, знамение, банты, обеспечение, газопровод, договор, усугубить, ходатайствовать, каталог, хвоя, искра, мозаичный, осведомишься, местностей, щемит, электропровод

Ударение на 1 слоге

Ударение на 2 слоге

Ударение на 3 слоге

Ударение на 4 слоге

торты        

туфлями

шарфы

крала

знамение

банты

хвоя

искра

местностей

балуя

звоним

понявший

принудить

квартал

ходатайствовать

осведомишься

щемит

запершись

обеспечение

договор

каталог

мозаичный

кровоточить

газопровод

усугубить

электропровод

26-25 б. – 8

24-23 б. – 7

22-21 б. – 6

20-19 б. – 5

18-17 б. – 4

16-15 б. – 3

14-0 б.  – 2

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. Оцените.

4. Орфографическая разминка.

- Ребята, вы уже считаетесь грамотными людьми, так как уже сдали экзамен по русскому языку в 9 классе. Какие задания ЕГЭ позволяют оценить, насколько вы владеете орфографией? 

9 (правописание гласных в корне),

10 (правописание приставок),

11 (правописание суффиксов),

12 (правописание личн окон глаг, суфф прич),

13 (не с разн част речи)

Найти лишнее слово в каждом ряду, вставляя пропущенные буквы и объясняя их. 5 человек.

Зар..сли, прик..снуться, оп..здать, л..донь.

Бе..печный, бе..вкусный, во..хождение, не..добровать.

Масл..це, гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости), отво..вав.

Бор..шься, встреч..нный, закле..вший, непромока..мый.

(Не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на

(не)высоком холме.

 

6. Редактирование текста. Задание 5.

Для выполнения следующего задания объединитесь в пары: вам я предлагаю поработать корректорами. Задача – исправить речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, в каждом предложении. ОЦЕНКИ

  1. По всем ГУМАННЫМ предметам у меня вышла твёрдая «пять». ____________________
  2. Не суровый приговор, а доброе слово, дружеское участие – самые ДЕЙСТВУЮЩИЕ средства исправления. _______________________
  3. У меня есть ЖЕСТОКОЕ правило: никогда не делать того, что могут сделать мои подчинённые. __________________
  4. На лобовом стекле начали появляться мелкие волдыри ДОЖДЛИВЫХ капель. ______________
  5. ИСХОДЯЩИЙ тезис трудов А. Зиновьева состоял в том, что люди по природе своей эгоисты. ________________________
  6. Микроэлементы, содержащиеся в натуральных соках, повышают СОПРОТИВЛЕНИЕ организма инфекционным болезням. _____________________
  7. ХИЩНОЕ истребление пум на востоке страны привело к их полному исчезновению в этом регионе. ____________________
  8. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ читатель давно об этом догадался, а я понял только сейчас. _____________________

гуманитарным, действенные, жёсткое, дождевых, исходный, сопротивляемость, хищническое, просвещённый

Гуманный: человечный, человеколюбивый, проникнутый любовью к человеку, уважением к личности.

Гуманитарный: обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру.

Действенный — эффективный, способный влиять на результат.

Действующий — нынешний, работающий.

Жестокий — 1) безжалостный, беспощадный, слишком суровый, 2) слишком сильный.
Жёсткий — 1) твёрдый на ощупь, крепкий, плотный, 2) суровый, резкий, 3) не допускающий отклонений.

Дождевой — связанный с дождём, вызванный дождём, несущий дождь; предназначенный для защиты от дождя.

Дождливый — обильный дождями.

Исходный — начальный.

Исходящий — термин документооборота.

Сопротивление — 1) Противодействие. 2) Термин в физике: сопротивление как характеристика материалов.

Сопротивляемость — способность сопротивляться.

Хищнический — 1. Свойственный хищнику, грабительский. 2. перен. Бесхозяйственный, бесплановый, преследующий цели ближайшей выгоды, обогащения.

Хищный — 1. только полн. ф. О животных: питающийся животными. 2. перен. Жадный, полный стремления овладеть кем-чем-либо, захватить что-либо, а также выражающий такое стремление; такой, как у хищника.

Просветительский — относящийся к просветительству, просветителю, свойственный им.

Просвещённый -  образованный, обладающий высоким уровнем культуры и знаний, свойственный человеку.

7. Актуализация знаний синтаксических норм. Какое задание ЕГЭ помогает проверить вашу грамматическую компетентность? Вспомните, с какими грамматическими ошибки встречаются при выполнении задания 8. Сколько баллов дает правильное выполнение этого задания? – 2 (одна-две ошибки - 1)

А. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Б. нарушение в построении причастного оборота.

В. нарушение в построении деепричастного оборота.

Г. нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Д. нарушение в построении предложения с косвенной речью

Е. нарушение в построении предложения с однородными членами.

Ж. нарушение в построении сложного предложения

З. неправильное употребление падежной формы сущ и мест с предлогом и без.

И. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

К. Управление глаголов. Нарушение управления.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

5

8

9

6

3

1

4

2

7

10

1. Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений» в группах.

2. Коллективная проверка. Какие грамматические ошибки встречаются в предложениях. Читаем предложение и называем ошибку.

1) Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых (-ым) можно повысить уровень личного обаяния.

3) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

4) Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

5) Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

6) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

7) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

8) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

9) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

10) В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Он не переставал любить (Родину) и вспоминать о Родине (о ней).

2) неправильное употребление падежной формы сущ и мест с предлогом и без. Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых (-ым) можно повысить уровень личного обаяния.

3) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

4) Ошибка в построении сложного предложения. Придат изъяснит присоединяется к главному с помощью частицы ЛИ, союз ЧТО здесь лишний. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

5) Нарушение построения предложения с несогласованным приложением. Приложение должно стоять в Им.п, потому что имеется определяемое слово. Мы уже давно выписываем журнал «Природу». (Природа)

6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

8) нарушение в построении причастного оборота. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

9) нарушение в построении деепричастного оборота. Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

10) Управление глаголов. Нарушение управления. В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I. (привести во что? в пример).

8. Домашняя работа.

Задание на 6-8 баллов. Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам.

1.  Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

2.  Нужно оплатить за проезд.

3.  Поезд прибыл согласно расписания.

4.  Комиссия установила о причинах аварии.

5.  Такое поведение не свойственно для образованного человека.

6.  В посёлке интересовались и верили всему необычному.

7.  Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

8.  Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

9.  Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

10. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

11. Он любил и увлекался чтением.

12. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

13. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

14. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

15. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

16. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

17. Комиссия установила о причинах аварии.

 

Задание на 3-5 баллов. Из двух предложений найти одно с грамматической ошибкой. Определить тип ошибки.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Технику».

Мы уже давно выписываем журнал «Техника»

Гонцов поднимает  проблему  о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

9. Синквейн

Ребята, теперь давайте выполним упражнение на составление синквейна на тему ЕГЭ. Синквейн в переводе с французского -  пять строк.

ЕГЭ

Необходимый, надвигающийся

Развивает, проверяет, подтверждает

Итог обучения в школе/Дает возможность проверить себя

Испытание, успех, борьба

https://cf.ppt-online.org/files/slide/1/1b2EP4aQDRsYVujp6lde5OgkJUqcTZy8wx3FoW/slide-9.jpg

10. Закрепление

Мы все сегодня славно потрудились.

Что нам удалось выполнить на уроке? Над какими заданиями мы поработали? (повторили задания 4,5,9-13,8)

Что вызвало большую трудность? Какие задания дались легко?

Что нужно сделать для преодоления возникших трудностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.Цели урока:Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за...

презентация открытого урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека."

Презентация открытого урока в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека" содержит основные этапы урока, дидактические материалы для выполнения групповых заданий. Предполагается подгот...

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.Цели урока:Познавательный аспект:  повт...

Открытый урок русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Урок направлен на понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять.В ходе урока проводится продуктивная подготовк...

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека. Подготовка к ЕГЭ."

Данная презентация содержит материалы к уроку-практикуму по русскому языку в 11 классе (Подготовка к ЕГЭ), позволяет повторить следующие курсы русского языка: орфоэпические нормы, лексические нормы, р...