Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Пантюхина Дарья Николаевна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3,)

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека.

Предмет: русский язык

Класс 10

УМК

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Цели урока:

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3,)

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Задачи урока:

1.Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка:  

   Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

2.Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

3.Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их  

   использования;

4.Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

 В процессе работы формируются:

      Коммуникативные УУД:

       - понимать читаемый текст,

       - определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную  

         мысль,

       - аргументировать свою точку зрения,

       - строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

      - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

       - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

     Языковые   компетенции: 

         - практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 

    Регулятивные: 

         -умение планировать, предвосхищать  полученный результат, контролировать и оценивать свои действия.

            Формирует умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и справочной литературы.

Личностные: формируем   мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методы работы:

 по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока , оценочный лист, карточки,  задания по типу ЕГЭ , раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Этап урока

Цель этапа

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Организационный

момент(мотивация к учебной деятельности)

(1-2мин.)

Осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу урока.

 Звучит классическая музыка П.А.Чайковского и ведётся демонстрация слайдов с изображением осенних пейзажей.

-Добрый день, ребята!

-Прослушайте

музыкальную композицию,

составьте девиз своей группы.

Работают в группах по 5 человек

Планирова-

ние учеб-

ного сотрудни-чества (К)

Самоопре-

деление(Л)

2.Сообщение темы, цели урока (3 мин.)

Создание проблемной ситуации, составление плана урока.

Нет,  он   поистине  велик,  оставаясь  и  поныне  свободным, правдивым.  Всё  приемлет,  на  всё  отзывается,  как   пушкинское  эхо,  больше  того — он   вберёт  и  чужестранные  слова  и   научит   их  плодить  новые  формы  (не клонировать!)  от  устаревших  и  заёмных слов. Беда только,  что  всё  это   идёт   порой  в  безобразном,  безграмотном  смешении…

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?
  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?
  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!
  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..
  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!
  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..
  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..
  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Псих!..
  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

- Ага!..

-Прослушайте отрывок из статьи публициста Т.Жаровой и скажите, о чем идёт речь.

-Как оценивает лингвист язык?

Поясните.

-Предлагаю вам посмотреть инсценировку для дальнейшего формулирования темы урока(презентация и прочтение стихотворения  Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)

- Всё чаще  мы  сталкиваемся с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

-  Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте, опираясь на таблицу. (приложение1)

(ответы  учеников)

Просмотр инсценировки

Восприятие стихотворения.

Формулируют ответ на вопрос.

Работают с таблицей.

Целепола-гание(П)

Анализ

объекта с

целью выделения

признаков

(П)

Выражение

своих мыс-

лей, аргу-

ментация

своего мне-

ния (К)

- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются  от  стандартных тестов, в них охвачен весь курс  русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и  пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

-Как вы думаете, каковы тема и  цель нашего урока?

-Как вы думаете, кто, кроме писателя, может знать  о тайнах построения предложений, о тех правилах, которые мы должны соблюдать, когда говорим и пишем на русском языке?  

Поэтому, чтобы решить поставленную проблему, предлагаю вам сыграть несколько ролей: учителя русского языка, писателя и учёного-лингвиста.

Ответы учеников

(тема «Секреты правильной речи)

 (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать умение общаться друг с другом, умение анализировать текст, и,   конечно же, самое главное –разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).

(учитель русского языка, учёный-лингвист)

Целепола-

гание (П)

3.Этап усвоения  ранее полученных знаний и способов действия

4.Этап применения знаний и способов действия

5.Этап контроля  знаний и способов действий

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

7.Этап рефлексии

8.Этап информации о домашнем задании

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися языкового материала по орфоэпии, лексике, синтаксису.

Содействовать усвоению обучающихся способов, которые привели к определённому выводу.

Обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов  действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Выявить качество и уровень усвоения знаний по орфоэпии, лексике, синтаксису,

Необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.

Обеспечить формирование целостной системы знаний в области орфоэпии, лексики, синтаксиса.

Мотивация собственной деятельности , обеспечение усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обеспечить

понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1.«орфоэпическая разминка»

(приложение 2)

2) Тест по заданию А 2

(приложение 3)

1)Анализ «языка русских писателей». (По 1 примеру каждой группе) (см. Приложение 4)

2)Лингвистический эксперимент.

(см. Приложение 5, текст один для всех групп)  

Работа с памяткой

 «Речевые ошибки»

1)Самостоятельная работа (каждый член группы выполняет задание по вариантам)

(Приложение6)

Схема «Секреты правильной речи»

Точность

Логичность

Чистота

Выразительность

Этикетность

1.Работа с текстом Т.Жаровой.

2. Задание “Оратор”.

3.Тренировочное задание в книге ЕГЭ…….

-Расставьте ударение в словах.

-Пока учащиеся-помощники проверяют работы,  вам необходимо  проанализировать в синих книгах задание А2 и ответить на вопрос :

«Что необходимо знать, чтобы без ошибок выполнить задание А2?»

-Что такое паронимы?

-Чем отличаются данные пары слов.

Устно объясните  лексические значения паронимов.

 Выполните тестовые задания.

-Представьте, что вы исследователи.

-Откройте  книги русских писателей. Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите, в чём заключается ошибка. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.

 

- В современной лингвистике появилось новое направление – лингвоэкология, одна из задач этой науки состоит в том, чтобы пробуждать в юных гражданах чувство собственного достоинства, самоуважения, гордости своим языком.

 - Писатели и публицисты встревожены духовной деградацией, обнищанием, напрямую связанным  с языковыми потерями.

-А теперь побудьте учёными-лингвистами. Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки.

-Что произошло с текстом после этого? (см. Приложение 5, текст один для всех групп)  

- Выберите необходимое по смыслу слово и подчеркните его в тексте ( 1 вариант)

- Укажите предложения, в которых допущены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются  (2 вариант)

Осуществляет проверку работ.

- О каких секретах речевого мастерства вы сегодня узнали?

 - Каковы секреты правильной речи?

- Сравните своё мнение со  схемой на доске

-Заставил ли вас задуматься о чём-то сегодняшний урок? О чём? Какие вопросы у вас появились?

- Вспомните, какую цель вы ставили для себя в начале урока и оцените степень её достижения, используя следующие утверждения. (Приложение 7)

 -Будьте внимательны к значению слов, к их употреблению в речи, к языку    

окружающих и к своему собственному.

--Познакомиться с текстом Т.Жаровой, фрагмент из которого звучал в начале урока, сформулировать проблему, позицию автора, подобрать аргумент, используя материал сегодняшнего урока.

- или

   

- Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите     своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

-Все выполняют обязательно.

Обучающиеся выполняют задание.

(Проверяет ученик-помощник и заносит сведения в лист успешности)

Ответы обучающихся

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

(работа с теоретическим материалом по книге     ……

(работа в парах)

Проверка. Код ответов: 1, 4, 2 (все+ «5»; 2+ «4», 1+ «3») Подведение итогов в листах успешности.

Выполнение задания  в группах,

выступление групп

Работа в группе, проведение эксперимента.

Ответ обучающихся.

- Речевые ошибки, искажение слов свидетельствуют не только о низкой культуре, но и об эмоциональности оценок говорящего, служат средством создания образа героя.

Обучающиеся выполняют работы.

Дают ответы на вопросы.

Самостоятельно составляют схему «Секреты правильной речи».

Проводят сверку своих схем со схемой на доске.

Анализируют

Работу на уроке через самооценку.

(чтение отрывка)

Умейте же беречь,

Хоть в меру  сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

            (И. Бунин )

Записывают домашнее задание

Выполне-

ние  пробного учебного

действия;

фиксирова-

ние  индивиду-

ального

затрудне-

ния (Р)

Самостоя-

тельное

создание

способа

решения

проблемы

(П)

Анализ

объектов

с целью

выделения

признаков

и синтез как составле-

ния целого из частей;

выдвиже-

ние гипотез и

их обосно-

ние (П)

Анализ

объектов

с целью

выделения

признаков

и синтез как составле-

ния целого из частей;

выдвиже-

ние гипотез и

их обосно-

ние (П)

Оценива-

ние усвае-

мого

содержа-

ния (Л);

Контроль,

коррекция,

оценка(Р)

Выраже-

ние  своих

мыслей с

полнотой

и точ-

ностью;

формули-

рование и

аргумен-

тация

своего мне-

ния(К);

Самооцен-

ка:адекват-

ное пони-

иание при-

чин успеха

или неуспеха в УД(Л)

Рефлексия

Способов

и условий

действия;

контроль и

оценка

процесса

и результа-

тов деятельности

(П)

Выраже-

ние  своих

мыслей с

полнотой

и точ-

ностью;

формули-

рование и

аргумен-

тация

своего мне-

ния(К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.Цели урока:Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за...

презентация открытого урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека."

Презентация открытого урока в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека" содержит основные этапы урока, дидактические материалы для выполнения групповых заданий. Предполагается подгот...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Открытый урок русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Урок направлен на понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять.В ходе урока проводится продуктивная подготовк...

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....