Опыт анализа стихотворения В.В. Маяковского «Разговор с финиспектором о поэзии».
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Батина Валентина Анатольевна

В статье приводится примерный план анализа лирического произведения. На примере стихотворения В.В.Маяковского показана работа по подбору цитатного материала для анализа произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт анализа стихотворения В.В. Маяковского «Разговор с финиспектором о поэзии».

Развитие творческих способностей учащихся посредством освоения анализа лирического произведения

Батина Валентина Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа 1811 г. Москва

Известно, что анализ лирического произведения – самый сложный вид работы на уроке литературы. Программа литературы нацеливает на обучение анализу стихотворения уже с 5 класса, когда дети овладевают элементарными навыками этой работы: определением темы и идеи, устным рисованием картин и образов, поиском выразительных средств и выявлением их роли в тексте и т.п.

К 9 классу дети должны владеть навыками целостного анализа лирического произведения в единстве содержания и формы.

В своей работе выработала следующий план анализ лирического произведения:

  1. Прочти стихотворение внимательно вслух, вдумайся в общий смысл и найди непонятные слова. Выясни их значение. Прочитай стихотворение еще раз, стараясь представить картины, нарисованные поэтом;
  2. Выясни, в каком году написано стихотворение, что происходило в творческой жизни автора в это время, какое место занимает стихотворение в творчестве, какие автобиографические детали можно обнаружить в тексте;
  3. Сформулируй тему стихотворения, направление лирики;
  4. Рисование словом (попробуй своими словами передать содержание произведения, не упуская ни одной микротемы, не повторяясь, не цитируя). Этот вид работы является самым сложным, но он помогает ребенку воспринят текст наиболее близко для себя, на этом этапе реализуется личностный опыт учащихся, проявляется сочувствие к лирическому герою, приходит понимание авторского посыла;
  5. Анализ основных образов: лирический герой в образной системе. На этом этапе ученик должен ответить на вопрос, как он представляет себе лирического героя, его внешний и внутренний облик;
  6. Поиск и анализ наиболее значимых для понимания идеи изобразительно-выразительных средств (никогда не ставлю задачу перечислить все ИВС, чтобы не превратить анализ в начетничество и соревнование в количестве. Главное для ученика –понять, с какой целью употребляется то или иное средство, почему именно эта фигура, троп и т.п.)
  7. Формулировка идеи (автор хотел сказать, передать, выразить …)

Анализ рифмовки, строфики, метра, синтаксической, лексической и фонетической структур стихотворения включаю в план анализа отдельных стихотворения, где эти моменты влияют на понимание идеи произведения (как, например, в стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»), в котором синтаксическая и фонетическая структуры помогают понять авторский замысел.)

Проиллюстрирую ход анализа на примере стихотворения В.В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». (литературный практикум, цитатный анализ)

Цель: проанализировать стихотворение, рассмотреть тему поэта и поэзии в творчестве Маяковского; развивать умение анализировать лирическое произведение с точки зрения лексического состава; учить подбирать цитатный материал в соответствии с поставленным вопросом, интерпретировать его.

Вступительная беседа.

-Зачем нужна поэзия?

-Почему человечество не может освободиться от привычки писать и читать стихи?

-Какова роль поэта в обществе?

-Меняется ли поэзия со временем или нет?

Ответ на последний вопрос плавно перетекает во вторую часть занятия: информационные сообщения.

Учитель: Перед каждым поэтом стоят эти вопросы, и каждый отвечает на них по-своему. Мы попробуем разобраться, как это делает В.В. Маяковский. Сначала вспомним основные моменты развития темы поэта и поэзии у других поэтов.

Краткие сообщения учащихся по творчеству Пушкина (пророческая миссия), Фета (искусство для искусства) и Некрасова (гражданская роль поэзии).

Чтение стихотворения «Разговор с финиспектором…».

Самостоятельная работа в парах.

Общая информация: во времена НЭПа министерство финансов обложило деятелей культуры, в том числе поэтов, непосильным для них налогом. Это справедливо возмущало Маяковского. Свою точку зрения на поэтический труд он изложил в стихотворении.

Задание 1

Стихотворение изображает поэтический труд, «кухню» поэта. Приведите примеры из текста, где показано мастерство. Покажите, как он сравнивает поэтические понятия с лексикой налоговых органов. Зачем он это делает?

Задание 2

Отметьте цитаты, свидетельствующие о желании Маяковского выражать интересы рабочего класса; в чем, по его мнению, состоит долг поэта?

Задание 3

Сформулируйте идею стихотворения.

Черновики групповой работы

Задание 1

Сначала приведем цитаты, которые в метафорической форме показывают тяжелый поэтический труд:

«Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните —
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.»

« — Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.»

Кроме того, тексте есть строки, показывающие специфику поэтического труда через официально-деловую лексику.

«Взгляните —
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем
производстве
и сколько тратится
на материал.»

«Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот
распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей
кассе
склонений
и спряжений.»

«Бросаюсь,
опутан в
авансы и в займы я.»

Вывод: использование такой лексики создает ироничный фон стихотворения, помогает понять негативное отношение поэта к такой «уравниловке». Поэт объясняет «недалекому» инспектору трудности поэтического творчества и его «роль в рабочем строю». Этот прием усиливает контраст меду поэтическим словом и казенщиной, бюрократической средой, против которой всегда выступал Маяковский.

Задание 2

Маяковский выражает интересы рабочего класса. Это видно из цитат:

«А что,
если я
народа водитель
и одновременно —
народный слуга?
Класс
гласит
из слова из нашего,
а мы,
пролетарии,
двигатели пера.»

«Долг наш —
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипенье.
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на го́ре
проценты
и пени.
Я
в долгу
перед Бродвейской лампионией,
перед вами,
багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии —
перед всем,
про что
не успел написать.»

«Я
по праву
требую пядь
в ряду
беднейших
рабочих и крестьян.»

Вывод: долг поэта – выражая интересы рабочего класса, объективно отражать действительность, бесстрашно отражать пороки общества, обличать мещанство. Вести народ к построению социализма. Поэт – должник, не успевший написать обо всем. Он не должен допустить самую страшную из амортизаций – сердца и души.

Задание 3

Идея : тема мещанства, обывательщины причудливо преобразуется в произведении. Противопоставляется мещанская позиция фининспектора и романтически нацеленная в будущее позиция поэта. Маяковский хотел сказать, что поэт – проводник общества в будущее, ключ к его бессмертию. Поэтому нельзя применять к нему прокрустово ложе налоговой системы.

Слово поэта —
ваше воскресение,
ваше бессмертие,
гражданин канцелярист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения "Послушайте!"

План-конспект урока литературы, посвященного истолкованию содержания стихотворения В.В.Маяковского "Послушайте!, а также анализу выразительных средств, использованных поэтом....

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Самостоятельная работа-анализ стихотворения В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Самостоятельная работа учащихся 7 класса со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"....

Урок-мастерская "В.Маяковский. Анализ стихотворения "Послушайте!"

Цель данного урока - обучение работе с текстом; введение в мир лирики В. Маяковского....

Опыт анализа стихотворения Б. Пастернака «Мне хочется домой, в огромность».

Лирика Бориса Пастернака выделяется в поэтическом контексте XX века неповторимым своеобразием, мощной энергией поэтического таланта, высокой жизнеутверждающей идеей. Растущая потребность современного ...