"История знаков препинания"
проект по русскому языку (5 класс)

Проектная работа раскрывает историю создания пунктуационной системы, знакомит учащихся с интересными случаями языкознания, предлагает закрепить знания по данной теме с помощью спецйиальной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timoshenko_sofya_proekt.docx360.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЫВАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КОЛЫВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3»

II ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ «ОРИЕНТИР НА УСПЕХ»

Секция культурологи, русского языка и литературоведения

Доклад: «История знаков препинания»

Тимошенко Софья, ученица 5а класса

                            Руководитель:

Тимошенко Евгения Алексеевна, учитель                      

  русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

                                                                                

Оглавление:

Введение                                                                                                                3-4

1.Знаки препинания                        5                 2. История и значение пунктуации                                                                           6-8

3. Типы и функции знаков препинания                                                                     9                

     3.1 Знаки препинания с отделительной функцией                                             10    

    3.2 Знаки препинания с выделительной функцией                                           11-12

    3.3 Многофункциональные знаки препинания                                                  12-13

4. Анализ результатов анкетирования                                                                    13-14

5. Создание    лингвистической игры «Знаки препинания»                                15                              

Заключение                                                                                                                    16

Список литературы                                                                                                      17

Приложения

Но тут загремела музыка, и начался праздник…

Простые предложения превращались в сложное,

как союзы в сложных предложениях выступали,

 чтобы быть позаметнее,  как одни предложения

исчезали и тут же  появлялись другие…

О.Л.Соболева

 

Введение

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без знаков препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, недооцениваем их важность. А знаки препинания  дают возможность сказать на письме гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают нам выразить различный смысл слов и передать чувства того, кто пишет.  Без знания этой области языка нельзя считать себя образованным человеком.        
           Актуальность моей темы связана с тем, что пунктуационные ошибки в любых письменных работах занимают важное место по сравнению с другими типами ошибок.  Чтобы убедиться в этом, мы взяли тетради  моих одноклассников. В ходе анализа выполненных заданий по русскому языку мы вместе с моим руководителем обнаружили, что в среднем на одну орфографическую  в письменных работах учащихся приходится одна-две пунктуационных ошибки.
         Я думаю, пунктуация дается легко далеко не всем. Именно поэтому некоторые из моих одноклассников часто задаются вопросом: «Зачем вообще нужны знаки препинания? Кто их придумал?»
         Цель моего проекта: изучение различных информационных  источников, статей и учебников по данной теме и создание  интересной игры, которая увеличит  знания школьников  о знаках препинания и поможет их заинтересовать на уроках русского языка или дополнительных занятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    1.Изучить теоретический материал по теме «Пунктуация».

2.Рассмотреть значение и этимологию термина.

3. Провести опрос по данной теме и проанализировать его результаты.

4. Отразить полученную информацию в лингвистической игре «История знаков препинания».

         Объект исследования: Историческая справка и лингвистические исследования, посвященные различным вопросам пунктуации как раздела языкознания.
         Предмет исследования: знаки препинания русского языка.
В качестве
 методов исследования были использованы следующие виды работ: анализ литературы по теме, анализ и обобщение результатов исследования, анкетирование.

1.Знаки препинания

      Термин пунктуация как раздел языкознания  произошёл от латинского слова punctum – точка. У термина пунктуация в словаре С.И.Ожегова два значения:

  • Правила постановки знаков препинания.
  • Сама расстановка знаков препинания.

      Знаки препинания — элементы письменности, которые выполняют различные функции:

-  разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений.

-указания на грамматические и логические отношения между словами,

-указания на эмоциональную окраску предложения.

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

Константин  Георгиевич Паустовский писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском языке?

. – точка
? – вопросительный знак 
! – восклицательный знак
… - многоточие 
, - запятая 
; - точка с запятой
- - тире
: - двоеточие 
«» - кавычки
( ) – скобки

2.История и значение пунктуации

          Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги переписывались или печатались без известных знаков, которые называются знаками препинания. Иногда мы их просто не замечаем, пропускаем или ставим не там, где нужно. А эти необычные  знаки имеют свою интересную историю. 

       На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из моих одноклассников уверенно отвечают: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица. Каждый год  в мае мы отмечаем День славянской письменности и культуры. 

       Мне очень интересно было узнать, что до конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на примерно равные друг другу отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Появившаяся позднее точка с запятой вначале использовались в значении знака вопроса. Следующими на письме появились  вопросительный и восклицательный знаки.

     Например, только в  конце XVIII века стало употребляться  тире,  кавычки и многоточие ,  часто  его начал применять Николай Михайлович Карамзин.

       Самым первым знаком является точка. Она встречается уже в  древнерусской литературе. Но её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было определено правилами; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: 

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. 

         Точку считают началом русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название  точки с запятой, двоеточия, многоточия. А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“.

        Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая, которая появилась в XV веке. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“. Именно это и заставляют нас делать во время устной речи знаки препинания -  большие или маленькие паузы.

        Потребность в знаках препинания стала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания  в XV–XVI веках. В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которую приняли  большинство стран Европы и она существует до сих пор. 

       В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“. 

        Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого  в 1619, а также в первой русской грамматике.

        Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ были определены в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова в 1755 году. 

         Вопросительный знак [?] мы видим в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Сначала в значении [?] встречалась [;] . 

          К самым поздним знакам относятся тире [–] и многоточие […]. Впервые знак тире [–] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова. 

       Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается на  письме значительно раньше. 

         Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают происхождение этого слова не до конца понятным. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш – „утёнок“, „гусёнок“; кавка – „лягушка“. Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, которые напоминают  „крючок“, „закорючку“. 

          Я убедилась, что названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Из других языков были взяты названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) – из нем. Divis (от лат. divisio – раздельно) и тире (черта) – из французского tiret, tїrer. 

           Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад. 

3.Типы и функции знаков препинания

В современной латинской, армянской, кириллической, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие функции:

  • выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений с указанием на их тип, эмоциональную окраску, законченность (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);
  • отношения между частями предложения (запятая, точка с запятойдвоеточиетире);
  • выделение прямой речи и цитат (кавычки);
  • указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);
  • указание на пропуски текста (многоточие);
  • знаки сокращений слов (точкадефискосая черта и другие).

 Во время изучения материалов по данной теме  я узнала, что все знаки делятся на  одиночные и парные. К одиночным относятся: точка, вопросительный знак и т.д. К парным знакам препинания относятся две запятые, два тире (для употребления при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.

    Некоторые исследователи к особым знакам препинания относят красную строку, которая делит текст на смысловые части, помогает понять логику.

    Важно понимать, что знаки препинания - это необходимый элемент письменной русской речи. Современный тест не может обойтись без знаков препинания, не может воспроизводиться так, как нужно. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему правильное понимание предложения и текста.

Назначение знаков препинания - передавать синтаксическое и смысловое членение текста и основные структурные черты интонации предложения.

В русской пунктуации употребляются следующие  знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.  Эти знаки в современной пунктуационной системе русского языка имеют закрепленные за ними функции. Они либо отделяют части текста друг от друга, либо выделяют какие-либо отрезки внутри частей текста. Выделяют две основные функции знаков препинания: отделения и выделения.  Основные функции всех знаков препинания, как и их смыслоразличительные функции, описываются в правилах русской пунктуации.

3.1 Знаки препинания с отделительной функцией

Отделительными знаками считаются следующие:  точка, восклицательный и вопросительный знаки, точка с запятой, двоеточие, многоточие, абзац (в данном случае термин используется в значении красной строки).

Отделительные знаки препинания письменный текст делят на значимые части. Похожими являются знаки запятая, точка с запятой, точка.  Например, запятая между однородными членами: «Милый, милый Запятайкин!  Оле хотелось позвать его, обнять, забросать вопросами!». Точка же обозначает законченность мысли. Например, «Но она только смотрела на своего друга во все глаза и не могла вымолвить ни слова».

   Особенности употребления точки с запятой связаны с ее графическим своеобразием. Будучи соединением точки и запятой, она используется в качестве  "промежуточного" знака между ними. Точка с запятой употребляется, с одной стороны, чтобы просто отчетливее, заметнее обозначить границу между сильно распространенными компонентами предложения, внутри которых есть другие знаки препинания; с другой - чтобы подчеркнуть относительную смысловую самостоятельность частей. Например, «Но если ты попадешь на праздник, то увидишь их всех здесь, в городе Синтаксисе; еще ты увидишь много моих подданных - запятых». Иногда можно показать близость этих знаков простым перестроением предложения. Например, «Солнце поднялось уже высоко, птицы затихли от зноя». Или «Солнце поднялось уже высоко. И птицы затихли от зноя».

    Важно помнить, что одиночная запятая, как и точка с запятой, всегда стоит между частями предложения, а не за его пределами.

3.2 Знаки препинания с выделительной функцией

  К выделительным знакам можно отнести  скобки и кавычки, которые всегда употребляются в паре. Например: «Распространенное. Это значит, что главные члены в нем живут не одни, а вместе с второстепенными», - ответил терпеливый Запятайкин.

 Запятая и тире тоже способны выделять информацию с обеих сторон, если они располагаются в середине предложения. Например: «Оля прильнула к окну, уткнувшись носом в стекло (ее сердце сильно забилось), и увидела невыского человечка».

Их назначение - выделить в предложении особо значимые части его; такие запятые употребляются при обособлении, выделении обращений, вводных конструкций, междометий. В параграфе  «Как обращаться с обращением?»28 учебника по русскому языку сказано очень точно: «Оно делает вид, будто оно само и есть целое предложение! Отделяет себя от других слов восклицательным знаком. Но от этого на самом деле ничего не меняется». Например: «Няня, няня! Посмотри-ка: кто-то черный там с метлой…»

    Самым употребительным выделительным знаком является запятая, которая чаще других встречается в предложениях. Например, если выделяется обособленная часть предложения. «На трубе сидит высоко – это, верно, домовой…».

  Здесь нужно помнить о таких особенностях: запятые, тире, скобки (запятые выделяют части предложения менее значительные и сложные; тире - части более значительные и распространенные; скобки - особенно резко выключают части из состава предложения). Например, употребление выделительных запятых и скобок, запятых и тире, тире и скобок:

«Родилось в городе Синтаксисе одно Предложение – ни большое,  ни маленькое, ни смешное, ни грустное…»;

Кавычки тоже выделяют:

- цитаты и прямую речь. Например: «Предложение подумало: «Можно жить без дополнения, без определения, даже без обстоятельства. Но без подлежащего?! Нет, это просто немыслимо!»

- слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т.п. Например: «Сидеть в телефоне» - известное для всей молодежи выражение.

- названия литературных произведений, газет, журналов  и т.д. являющиеся условными наименованиями. Например: «Котлета» - интересная история про кота, который стремился догнать лето.

3.3 Многофункциональные знаки препинания

Одиночные знаки, как многоточие, двоеточие и тире могут выполнять еще разнообразные смысловые функции.

Многоточие - знак, который передает недосказанность мысли, недоговоренность или  прерывистость и даже затрудненность речи.  Например: «Глазастик старательно переписал последние предложения: «Союзы…Запятая…»

Многоточие также может передать и многозначительность сказанного, указывать  на скрытый смысл, заключенный в тексте.

Двоеточие - знак, предупреждающий о последующем разъяснении и пояснении. Например, двоеточие употребляется после обобщающего слова перед перечнем однородных членов. «Противительные союзы: а и но – совсем не противные».

Тире - знак очень интересный по значению. 1."Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуски членов предложения. «Наша Запятая – такая мечтательница!»

2.Тире передает значение условия, времени, сравнения, следствия. Например:  «Жила - была Запятая. Бывало, она краснела от стыда – если ее выводил в тетрадке строгий учитель на месте чьей-то ошибки».

3.Тире можно назвать и знаком "неожиданности" – смысловой или интонационной. Например: «Бежала Запятая по городу Синтаксису, забирались на крыши, прыгала с одной на другую – и вдруг между проводами заметила забытое кем-то зеркальце.

   Знаки вопросительный и восклицательный обоначают конец предложения, а также передают вопросительную и восклицательную интонации. С их помощью пишущий выражает свое отношение к  содержанию текста.

    Сочетание вопросительного и восклицательного знаков в любом положении выражает различные оттенки протеста, недоумения, иронии. Например, «Запятая удивленно остановилась: Этот И уже здесь?! Я же только видела его перед другим словом!»

    Необычные функции выполняют вопросительный и восклицательный знаки, когда выделяются скобками или тире в середине предложения. Восклицательный знак чаще всего подчеркивает определенную часть предложения, вопросительный - один или вместе с восклицательным знаком - выражает недоумение, недоверие, иронию, удивление. Например: «Угощали нас бутербродами с ветчиной (!), сырными сладкими кругляшками, чаем и шоколадом». (К. Чуковский).

  1. Анализ результатов анкетирования

Следующим этапом моей работы стало анкетирование среди моих одноклассников. (Приложение №1) В первом задании ребята должны были перечислить все известные им знаки препинания. Все 100% назвали точку и запятую, 82% - вопросительный и восклицательный знаки, о двоеточии и многоточии вспомнили – 29%, 12% - точку с запятой и кавычки,  и всего два участника назвали тире и скобки. (Приложение 2)

 Во втором вопросе ребята должны были ответить, зачем нужны знаки препинания? Ответы совпали с основными функциями знаков: чтобы разделять предложения -  35%, чтобы сделать текст более выразительным - 30%, чтобы было легче понимать смысл - 35%.

Дальше ребятам предлагалось вспомнить, при постановке каких знаков они испытывают затруднения. Так как мы уже знакомы с однородными членами, то большинство ребят сказали, что, прежде всего, обращают внимание на постановку запятых- 65%. 18%  признались, что забывают иногда ставить точку. И по одному участнику упомянули восклицательный, вопросительный знаки и многоточие. (Приложение 2).

 Потом ребятам было предложено подумать,  какой знак появился самым первым и объяснить свою точку зрения. 88% назвали точку, среди объяснений были следующие: «Она помогает разделять предложения», «без нее непонятен смысл текста», «помогает разобраться, когда мысль закончена», «это самый легкий знак». 12% предположили, что самым первым появился вопросительный знак, так как «люди всегда задавали много вопросов». Один участник сказал, что это запятая, так как ее не надо  было придумывать,  «она была всегда».

Для того, чтобы ребята представили себя на месте автора или читателя Древней Руси мы предложили им небольшой текст, где не было пробелов между словами. Необходимо было понять смысл текста, посчитать, сколько предложений в него входит. Большая часть ребят смогли разобрать слова, а вот определить границы предложений без знаков препинания смогли меньше половины. А потом мы вновь вернулись к первому вопросу,  и я предложила ребятам карточки с текстом, где не было ни одного знака. Но в этот раз у ребят была подсказка, что пропущенных знаков ровно 20. 100% правильности работы не показал никто. Но почти 60% расставили точки и запятые правильно. Мне хотелось понять: смогут ли одноклассники использовать те знаки. Постановку которых мы еще не изучали: двоеточие, тире… Помимо однородных членов и сложного предложения многие смогли понять и восклицательную и вопросительную интонации отдельных предложений.

По итогам проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что все опрошенных понимают важность знаков препинания в письменной речи, но большая часть признается, что испытывают затруднения при применении пунктуационных правил. А над историей знаков препинания, к сожалению, задумывались совсем немногие.

5. Создание    лингвистической игры «Знаки препинания»

     

Результатом работы стало создание лингвистической игры «Знаки препинания». Участникам предлагались карточки с изображением знаков. Дальше, следуя инструкции, нужно было подобрать к каждой карточке веселое стихотворение. Потом понять, какую роль знак играет в предложении и тексте. Затем я коротко описала историю появления каждого знака, в карточках были подсказки, и ребята смогли догадаться, как разложить их правильно. В последнем ряду были представлены правила, связанные с каждым знаком и примеры, чтобы правило запомнилось лучше.  Мне кажется, в такой форме многие из участников не только узнали что-то новое, но и запомнили:  какие знаки пунктуации есть и как нужно правильно их расставлять  (Приложение 3)

           

Заключение

            Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Это связано не только с незнанием правил, но и с неумением видеть структуру предложения, его члены и интонационные особенности. Одной из причин можно считать то, в наш стремительный век ученик чаще пользуется компьютерными технологиями, чем рукописным вариантом.  В компьютерных клавиатурах набрать запятую можно лишь нажав клавишу Shift. Современный школьник не утруждает себя нажатием двух клавиш, поскольку это замедляет скорость набора текста. Еще чаще компьютерный редактор сам подчеркивает ту часть предложения, в которой пропущены пунктуационные знаки.
К сожалению, от этого  и страдает грамотность печатающего. Об этом  свидетельствуют результаты экзаменов и различных письменных работ.

       Нужно помнить, что знаки препинания возникли в нашем языке не случайно. У каждого из них своя история и важная функция. Именно поэтому необходимо изучать не только непростые правила, но и «играть». Тогда многие сложные понятия запомнятся гораздо легче. Мы живем в цифровую эпоху, эпоху открытий и движения вперед. Но самым великим изобретением человечества по-прежнему является письменность.  Мы призываем: «Давайте все - таки синтаксис уважать». И читать побольше книг вместо того, чтобы часами сидеть в социальных сетях.

Список литературы:

  1. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» https://nukadeti.ru/skazki/v_strane_nevyuchennykh_urokov
  2. Волина В.В. Я познаю мир: Русский язык. - М. Изд. АСТ 199
  3.  «Доклады и сообщения по русскому языку» В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты.
  4.  Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение,2011
  5. Шибаев А. Родной язык, дружи со мной. – ДЕТГИЗ –лицей, 2000
  6.  Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М.: просвещение.1989
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работы  общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012

Приложение №1

Анкета

  1. Перечислите, какие вы знаете знаки препинания?_______________________________________________
  2. Как вы думаете, зачем нужны эти знаки в письменной речи?______________________________________________________
  3. При постановке каких пунктуационных знаков вы испытываете неуверенность или затруднения?____________________________
  4. Как вы думаете, какой знак появился самым первым и почему?

____________________________________________________________

  1. Прочитайте данный текст. Было ли сложно его понять? Попробуйте расставить недостающие знаки препинания в нем (их должно быть 20!)

В тот день когда все это началось мне не везло с самого утра  у нас было пять уроков  и на каждом меня вызывали и по каждому предмету я получил двойку всего пять двоек за день  четыре двойки наверное я получил за то что отвечал не так как хотелось бы учителям а вот пятую двойку поставили совсем несправедливо  интересно что бы вы ответили на такой вопрос учительницы

 куда девается вода которая испаряется с поверхности озер рек морей океанов и луж

        Ключ к 5 заданию: «В тот день, когда все это началось, мне не везло с самого утра. У нас было пять уроков. И на каждом меня вызывали. И по каждому предмету я получил двойку. Всего пять двоек за день! Четыре двойки, наверное, я получил за то, что отвечал не так, как хотелось бы учителям, а вот пятую двойку поставили совсем несправедливо…Интересно, что бы вы ответили на такой вопрос учительницы:

- Куда девается вода, которая испаряется с поверхности озер, рек,  океанов и луж?

Приложение 2

       

Лингвистическая игра «Знаки препинания»

Инструкция: Вам представлены 10 карточек со знаками препинания. Ваша задача разложить их в таком порядке, чтобы под каждой карточкой оказались:

  1. Шуточное стихотворение.
  2. Историческая справка (когда и как появился знак препинания)
  3. Описание (каково назначение знака)
  4. Правило постановки.

Желаем удачи!!! https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1319/0017a640-92fc8199/hello_html_f021943.jpg

Ключи:

1.ТОЧКА

У последней    Точки                                                                                                                                                     На последней строчке                                                                                 Собралась компания                                                        Знаков препинания…

Является древнейшим знаком, встречается в древнерусской письменности. Но употребление тогда отличалось от современного:  знак не подчинялся правилам и ставился не внизу на строке, а выше – посреди неё; кроме того, знак помогал тогда, когда  даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Отделительные знаки

препинания делят письменный текст на значимые в смысловые части: предложения

Ставится в конце предложения, нельзя ставить перед другими знаками препинания, включая кавычки.

Ранним утром взошло ясное солнышко.

3.МНОГОТОЧИЕ

Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
-Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…

Отделительные знаки

препинания делят письменный текст на значимые в смысловые части: предложения

Знак  под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. Сегодня мы обозначаем с его помощью незаконченную мысль.

Ставится в конце предложения, обозначая незаконченное высказывание.

А потом наступила тишина…

5.ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

- Ура! Долой! Караул!

Разбой!

Отделительные знаки

препинания делят письменный текст на значимые в смысловые части: предложения

Этот знак отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). 

Обозначает конец эмоционального предложения, любит приказы, просьбы  и обращение.

Андрей! Пойдем гулять!

7.ТИРЕ

Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня "тире" зовут,
Нужно – буду тут как тут.

Разделительные знаки членят  части сложного предложения или однородные члены

Относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его изобрёл Н.М. Карамзин. Впервые этот знак  под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова. Очень любит стоять перед указательным словом ЭТО

Появляется между подлежащим и сказуемым, выраженным одной частью речи, может указывать на быструю смену событий.

Москва – столица России.

Кот – за дверь, мыши  - в пляс.

9.ДВОЕТОЧИЕ

Прискакало Двоеточие

 И глазами заворочало:

«Почему меня не звали?

Неужели все проспали?»

Разделительные знаки членят  части сложного предложения или однородные члены

Как разделительный этот знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике. Сегодня мы видим его рядом со словами автора или в момент пояснения.          

 Ставится перед прямой речью сразу после слов автора, а также между частями сложного предложения, если вторая часть поясняет смысл первой.

Я понял: еще все можно исправить.

         

2.ЗАПЯТАЯ

Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой  остановке.

Считается наиболее распространённым знаком препинания в русском языке. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных,  этот термин произошел  от глагола запяти (ся)– „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“.

Разделительные знаки членят  части сложного предложения или однородные члены

Любит интонацию перечисления, однородные члены предложения: и главные, и второстепенные.

Вечером пошел мелкий, зернистый, холодный дождь.

4.ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Притащился кривоносый

Вопросительный знак:

- Кто? Кого?

Откуда? Как?

Отделительные знаки

препинания делят письменный текст на значимые в смысловые части: предложения

Этот знак встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в этом значении встречалась [;] . 

Обозначает завершение вопросительного предложения, для усиления интонации может стоять рядом с восклицательным знаком.

Вот так чудеса!? Уже приехали?

6.ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Отозвались с той же строчки
тётя точка с запятой:
- Если нет над вами точки,
Запятая - знак пустой!

Разделительные знаки членят  части сложного предложения или однородные члены

Максим Грек рекомендовал использовать этот знак, чтобы обозначить вопрос,  вначале он использовался как вопросительный знак. Чуть позже, после того, как был придуман вопросительный знак, этот знак стал использоваться как промежуточный знак между двоеточием и запятой

Ставится между распространенными,  частями сложного предложения.

Пошел дождь; поникли прибитые холодной водой первые цветы.

8.КАВЫЧКИ

А веселые кавычки

Две кудрявые сестрички

Запинались и спешили,

Всех вокруг они смешили…

Выделительные знаки  обозначают в предложении его особенно значимые части,  могут взаимозаменяться, сопровождаются интонацией пояснения

Употребляется с 16 века. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“.

Обозначают дословно передаваемые слова в предложениях с прямой речью.

«Давайте жить дружно»!

10.СКОБКИ

Скобки  - важные особы

Сомневались, ехать чтобы

От работы отвлекаться

И беседой заниматься

Выделительные знаки  обозначают в предложении его особенно значимые части,  могут взаимозаменяться, сопровождаются интонацией пояснения

Этот важный пунктуационный знак встречается в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“. В «Грамматике» Метелия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания, сегодня этот знак помогает для обозначения пояснения или вставных конструкций.

Заключает слова внутри предложения с целью пояснения или дополнения  мысли, а также для каких-либо замечаний.

Мы отправились в путь (в тот самый долгожданный день) и приготовились добраться до цели.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без знаков препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, недооцениваем их важность. А знаки препинания  дают возможность сказать на письме гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают нам выразить различный смысл слов и передать чувства того, кто пишет.  Без знания этой области языка нельзя считать себя образованным человеком.        
           Актуальность моей темы связана с тем, что пунктуационные ошибки в любых письменных работах занимают важное место по сравнению с другими типами ошибок.  Чтобы убедиться в этом, мы взяли тетради  моих одноклассников. В ходе анализа выполненных заданий по русскому языку мы вместе с моим руководителем обнаружили, что в среднем на одну орфографическую  в письменных работах учащихся приходится одна-две пунктуационных ошибки.
         Я думаю, пунктуация дается легко далеко не всем. Именно поэтому некоторые из моих одноклассников часто задаются вопросом: «Зачем вообще нужны знаки препинания? Кто их придумал?»
         Цель моего проекта: изучение различных информационных  источников, статей и учебников по данной теме и создание  интересной игры, которая увеличит  знания школьников  о знаках препинания и поможет их заинтересовать на уроках русского языка или дополнительных занятиях.

В ходе работы я узнала, что термин «пунктуация» как раздел языкознания  произошёл от латинского слова punctum – точка. У него в словаре С.И.Ожегова два значения:

  • Правила постановки знаков препинания.
  • Сама расстановка знаков препинания.

Константин  Георгиевич Паустовский писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Сегодня таких важных знаков в нашем языке десять:

. – точка
? – вопросительный знак 
! – восклицательный знак
… - многоточие.

Они помогают отделять предложения в тексте друг от друга 
, - запятая 
; - точка с запятой
- - тире
: - двоеточие 

Эта группа выполняет разделительную функцию между частями предложения или однородными членами.
А еще: «» - кавычки и ( ) – скобки, которые выделяют часть предложения или дают пояснение.

     Следующим важным этапом работы после изучения различных источников стало анкетирование среди моих одноклассников. С первым практическим заданием – делением текста на слова и предложения справилась совсем небольшая часть ребят. Во втором задании было указано, что знаков, которые ребята могли вставить в текст, должно быть двадцать и знаки – самые разные. Это задание у многих вызвало затруднение, так как уже в следующем ответе на вопрос стало ясно: кроме самых привычных знаков: точки, запятой, вопросительного и восклицательного знака, только некоторые знают все остальные.

     Но кроме разных назначений, у каждого знака, оказывается, есть своя интересная история. Точка  с запятой почти три века назад была вопросительным знаком, скобки назвались «знак вместительный», многоточие – «знак пресекательный», а тире вообще изобрел Николай Михайлович Карамзин и называл его «молчанка».

Главной задачей для меня было поделиться с ребятами этой необычной информацией и сделать это в игровой, запоминающейся форме.  Результатом работы стало создание лингвистической игры «Знаки препинания». Участникам предлагались карточки с изображением знаков. Дальше, следуя инструкции, нужно было подобрать к каждой карточке веселое стихотворение. Потом понять, какую роль знак играет в предложении и тексте. Затем я коротко описала историю появления каждого знака, в карточках были подсказки, и ребята смогли догадаться, как разложить их правильно. В последнем ряду были представлены правила, связанные с каждым знаком и примеры, чтобы правило запомнилось лучше.  Мне кажется, в такой форме многие из участников не только узнали что-то новое, но и запомнили:  какие знаки пунктуации есть и как нужно правильно их расставлять.

      Одной из причин пунктуационной неграмотности можно считать то, в наш стремительный век ученик чаще пользуется компьютерными технологиями, чем рукописным вариантом.  В компьютерных клавиатурах набрать запятую можно лишь нажав клавишу Shift. Современный школьник не утруждает себя нажатием двух клавиш, поскольку это замедляет скорость набора текста. Еще чаще компьютерный редактор сам подчеркивает ту часть предложения, в которой пропущены пунктуационные знаки.

       Нужно помнить, что знаки препинания возникли в нашем языке не случайно. У каждого из них своя история и важная функция. Именно поэтому ребятам необходимо изучать не только непростые правила, но и «играть». Тогда многие сложные понятия запомнятся гораздо легче. Мы живем в цифровую эпоху, эпоху открытий и движения вперед. Но самым великим изобретением человечества по-прежнему является письменность.  Мы призываем: «Давайте все - таки синтаксис уважать». И читать побольше книг вместо того, чтобы часами сидеть в социальных сетях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

«Точка, точка, запятая…» Из истории знаков препинания

Знаки препинания появились гораздо позже письменности. До конца 15 века текст писался без промежутков между словами.Самым древним знаком является точка. Раньше она ставилась не внизу строки, а посеред...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...

"История знаков препинания"

Индивидуальный итоговый проект по русскому языку...