Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"
консультация по английскому языку

 Шестакова Юлия Станиславовна

Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: « Работа  над усвоением лексического материала  на уроке иностранного языка.»

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.

Этапы работы над лексикой:
1)Этап презентации новых лексических единиц;
2)Этап семантизации (раскрытия значения новых лексических единиц);
3)Этап контроля понимания новых лексических единиц;
4) Этап заучивания и запоминания новых слов и выражений;
5) Этап тренировки использования новой лексики (в продуктивных видах речевой деятельности: письме и говорении) и ее восприятия (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании)

Знать слово, значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений.

По законам памяти человеку свойственно забывать примерно 50% полученной информации после ее первого предъявления, а в целом забывание сильнее в первые дни после сообщения нового, затем кривая забывания падает.

Учитывая эти данные психологии, учитель должен построить первый этап работы над новым словом так, чтобы использовать по возможности большее количество упражнений в момент первого предъявления лексического материала, чтобы обеспечить максимальное количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и воспроизведения его учащимися в речи. Объем полисемантических слов в английском языке высок, как ни в одном другом. Необходимо знакомить учащихся с наиболее частотными из них.

Опыт работы убеждает нас в том, что если слабый и даже средний ученик не проговорил новую лексическую единицу несколько раз в течении одного урока, не прослушивает ее воспроизведение учителей и товарищей, нет уверенности в том, что она не «уйдет» из его памяти сразу же после окончания занятий. Такой подход требует от учителя предельного внимания к выбору упражнений предназначенных для первичной отработки лексики, и организации работы с ней.

За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

Поэтому ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной работой.

Для того, чтобы избежать  трудностей необходимо организовать такое обучение, при котором работа над иноязычным словом обеспечивает создание мобильного словарного запаса, а также создание условий для предотвращения его забывания и адекватное использование его в речи.

  Приемы работы над лексикой

На этапе первичной тренировки лексических единиц требуется обеспечить:

- правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;

- правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;

- правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.

Схема презентации лексики

Представление материала должно быть максимально ярким, можно связать их с той или иной жизненной ситуацией. Важно помнить, что первое восприятие имеет большое значение для запоминания, но не отменяет дальнейшую работу над материалом.

1).Первичное звуковое предъявление слова – это произнесение нового слова учителем (диктором).

При изучении лексики я отошла от практики, когда первое предъявление слова делает учитель. На моих уроках учащиеся сами читают слова по транскрипции, а мне остаётся только подправить, если есть ошибки. Применяю этот приём уже в начальных классах.

2) Семантизация .

 Под семантизацией понимается раскрытие значения слов.

 Способы семантизации:  беспереводные и переводные

Беспереводные способы семантизации:

Визуальный способ. Широко используются слайды, фотографии, рисунки, таблицы и сами предметы. Этот способ применяется для раскрытия значения слов, обозначающих реальные предметы, например: растения или мебель, или названия профессий, описание людей, действия или занятия (виды спорта и глаголы движения). С помощью этого способа легко организовать взаимодействие учеников. Например, ряд картинок, изображающих различные виды спорта, служит для объяснения таких терминов, как skiing, sailing, climbing и т.д.

Мимика и жесты. Данный способ семантизации используется как дополнительный для раскрытия значения. Например, для объяснения значения слов “to swim”, “to sleep”, “to fly” учитель может использовать мимику и жесты.

  • Если есть возможность, даю объяснение слова на английском языке, а учащиеся пытаются догадаться о его значении. Это старый приём, но довольно эффективный. А дети воспринимают его как своего рода игру.
  •  Синонимия
  • Противопоставление и оппозиция: bitter – sweet
  • Перевод

3)  Первичное закрепление.

Основополагающими принципами для тренировки словарного запаса (согласно коммуникативному подходу в обучении иностранным языкам) являются: систематичность тренировки, ситуативность тренировочных упражнений и самостоятельность учащихся. Упражнения должны воспроизводить реальные ситуации общения, быть разнообразными, интересными для учащихся, должны развивать их языковые способности.

В своей работе я использую следующие упражнения:

1) составить словосочетания из данных разрозненных слов,

2) соотнести слова в колонках так, чтобы получились словосочетания,

3) заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения,

4) подчеркнуть слова с противоположным значением,

5) подобрать слова с синонимичным и противоположным значением,

6) ответить на вопросы, употребляя данные слова,

7) назвать обобщающее слово для данной группы слов,

8) различные игровые упражнения,

9) описать слово, понятие, используя спайдер – грамму или кластер,

10) подобрать слова по теме

Роль лексической игры невозможно переоценить, они помогают сосредоточить внимание школьников на лексическом материале, расширяют словарный запас и позволяют отработать лексические единицы в ситуациях реального общения

Лексические игры

 Игры на запоминание лексики

  • Snowball
  • Vocabulary Memorization Game.

На доске учитель  рисует 3-4 круга, в которых пишет слова, уже известные детям. Ребята читают их хором, после чего слова стирают. Затем учитель просит одного из учеников заполнить круги словами, которые были написаны(слово должно быть написано учеником именно в том круге, где оно находилось пока его не стерли!). После того как задача была выполнена, можно усложнить задание, дорисовывая еще несколько кругов со словами. Так как игра кажется простой, то и проходит "на ура!"Преимущества: проста в использовании в любом классе любого уровня обучения, занимает немного времени на уроке, развивает зрительную память учащихся и навыки письма,  можно использовать как на этапе закрепления новой лексики, так и для проверки уже изученного материала; можно разнообразить и усложнить игру на любой вкус и уровень сложности материала(вместо отдельных слов написать словосочетания или предложения и т.д.)

  • Word web
  • Word list. На доске написать слова в столбик (от5 до10) Проговорить слова с уч-ся и попросить их запомнить слова. затем закрыть слова и попросить уч воспроизвести  весь список слов  1) сначала  2) с конца 3) назвать только прилагательные 4) назвать  глаголы    и тд.
  •  Step forward.
  • Подобрать как можно больше определений к существительным a (используя слова, приведенные ниже)
  • Круг.
  • Word family You should match: 
    Verb --- Operate
    Noun --- Operation
    Adjective --- Operative

Употребление слова в контексте

 Цель этого этапа работы заключается в установлении морфологических и синтаксических связей слова в пределах ограниченных задачами данного цикла. В этот период у учащихся вырабатываются умения и навыки сочетать слово с другими словами и употреблять его в правильной форме. Работу следует организовать таким образом, чтобы дать возможность каждому учащемуся употребить слово несколько раз в определенных ситуациях. Наиболее удобным в этом отношении является упражнение, основанное на использовании образца.

Лексические упражнения   и задания.

Виды упражнений;

  • Matching
  • Gap filling Заполнить пропуски

 (Вставьте пропущенные буквы в слова , Вставьте пропущенные слова в текст)

  • Диктант.
  1. Running Dictation-" Ходячий диктант"

 Учитель развешивает на доске в разных местах несколько копий диктанта. Ученики работают в парах. Один ученик пишет , другой ходит и читает с доски тому, кто пишет. На середине диктанта ученики могут меняться ролями.

2) Card Dictation

Учитель показывает картинку, дети записывают слово.

  • Словообразование . Большое внимание я уделяю словообразованию.

Таким образом, дети учатся анализировать и видеть, как образовалось слово, из чего вытекает его значение.

Обращаю внимание на случаи конверсии, и дети самостоятельно определяют, какой частью речи является то или иное слово в предложении. Word family.

Ещё одно из часто используемых мною заданий: при помощи суффикса, заменяя или убирая его (всё зависит от конкретного случая), образуйте другую часть речи, например, из глагола – существительное: develop – development. Другой пример: цепочка слов imagination – imagine – image.

Можно провести игру: чья команда образует больше производных с предложенным суффиксом и даст их русские эквиваленты

  • Подобрать синонимы, подбирать антонимы к изучаемым словам.
  • Mind-maps     Чтобы запоминание лексики не превращалось в обычную зубрежку, предлагаю учащимся выполнение следующих заданий:     Слова следует учить, только обыгрывая их значение или наглядно его демонстрируя. Это может быть предложение, маленький текст, даже рисунок. Хорошо использовать  Mind-maps

Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга.
Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.

Это и есть принцип работы карты памяти.

а именно:

  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение
  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Результат работы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

Преимущества ментальных карт

  • удобны в использовании
  • показывают связи между явлениями, логику мышления
  • способствуют лучшему запоминанию информации
  • собирают воедино большое количество данных
  • развивают креативность, мышление

Что касается лексики, я использую этот прием в групповой работе на этапе закрепления пройденного лексического материала по определенной теме.

Таким образом, работа над развитием лексического навыка на конкретном этапе зависит от того метода преподавания, который использует учитель на уроке иностранного языка. В соответствии с современным коммуникативным методом обучения иностранному языку новые лексические единицы должны вводиться, где это только возможно, в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся.

На основании этого можно сделать вывод, что формирование лексических навыков учащихся является одной из важнейших задач учителя в обучении общению на иностранном языке. Именно от эффективности этого процесса зависит решение задач обучения фонетике и грамматике, т. к. они тесно взаимосвязаны между собой.

Ресурсы:

http://a4esl.org/ .

http://englishteststore.net - в разделе Vocabulary

http://www.agendaweb.org/vocabulary-exercises

http://www.oup.com/elt/wordskills

www.esl-galaxy.com

 www.englishmedialab.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Упражнения для отработки лексического материала на уроках английского языка

Статья содержит наиболее распространенные упражнения на отработку лексики, а также на проверку уровня сформированности знания лексических единиц....

Мастер-класс на тему «Эффективные способы повышения словарного запаса на уроках английского языка».

Цель данного мастер класса – представление приемов, различных упражнений, направленных на эффективное усвоение лексического материала на уроках английского языка.Постановка задачи: задачей моего...

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

«Использование мобильного приложения Quizlet для актуализации лексического материала на уроках английского языка обучающихся 5-х классов»

Приложение Quizlet позволяет создавать наборы карточек – модули на различные темы и по любым предметам. Модули для изучения английского языка представляют собой карточки со словами и их переводо...

Презентация к мастер -классу на тему : "Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Лексика-это живая материя языка.Она служит для предметного содержания мысли....