Рабочий лист Имя существительное как часть речи (повторение)
рабочие листы по русскому языку (6 класс)

Этот рабочий лист я рекомендую использовать на уроке обобщающего повторения по теме "Имя существительное" в 6 классе или на первом уроке этой же темы в 7 классе для актуализации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Имя существительное»

  1. Общие сведения о существительном.

Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Заполните пропуски в таблице в пунктах 1 – 5. Проанализируйте предложения в графе 6. Определите синтаксическую роль выделенных существительных. Заполните пропуски в таблице.

1

Имя существительное - это

________________________ часть речи

2

Отвечает на вопросы

_________________________________________

3

Обозначает

_________________________________________

4

Постоянные морфологические признаки

- собственное или нарицательное

- одушевлённое или неодушевлённое

-  _______________________________________

-  _______________________________________

5

Непостоянные морфологические признаки

-  _______________________________________

-  _______________________________________

6

Синтаксическая роль

  1.   ___________________________________    

На подоконнике стояла клетка с попугаем.

  1. _______________________________________

Мы купили новую клетку для попугая.

  1. _______________________________________

Попугай сидел в клетке.

  1.  _______________________________________

На попугае был надет шарф в клетку.

  1. _______________________________________

Дом попугая – клетка.

  1. Собственные и нарицательные существительные.

Установите соответствие. Соедините понятие и определение стрелками.

Нарицательные существительные

названия единичных предметов, выделенных из ряда однотипных

Собственные существительные

обобщённые названия однотипных предметов

Упражнение 1

Прочитайте текст. Выпишите в два столбика собственные и нарицательные существительные.

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.

Нарицательные

Собственные

Упражнение 2

Выпишите только имена собственные, распределите их по группам.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович, мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин, город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина, собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка, конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Имена, фамилии, отчества людей

Клички животных

Географические названия, названия городских объектов

  1. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Заполните таблицу.

Существительные

Вопросы

Одушевлённые существительные

_______________________

Неодушевлённые существительные

_______________________

Упражнение 3

Найдите на картинке предметы, напишите их названия. Укажите, какие из записанных существительных одушевлённые, какие - неодушевлённые.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  1.  Род существительных.

Заполните таблицу.

Род существительных

__________

__________

__________

конь, стол, пень, папа, дядя, дуб, кот, компьютер

квартира, кошка, мама, сумка, мышь, дочь, ночь, тишь

яблоко, повидло, зеркало, озеро, полотенце, стекло, лицо, серебро

Упражнение 4

Распределите существительные по родам.

Соль, медаль, голубь, снег, колено, сосна, ремень, ель, кольцо, коленка, тетрадь, зверь, крыльцо, вьюга, тетрадка, тюльпан, тётя, речка, полено, площадь, поле, степь, огород, вермишель, площадка, голос, глушь, ружьё, мишень, оконце.

Мужской род

Женский род

Средний род

Дополните свои знания. Изучите таблицу и запомните некоторые сложные случаи определения рода имен существительных

Мужской род

Женский род

Средний род

картофель

нашатырь

провансаль

тюль

щебень

шампунь

аэрозоль

пемоксоль

вензель

трюфель

рояль

толь

туш (музыкальный жанр)

кофе

шпатель

лебедь

госпиталь

ваниль

вермишель

фасоль

бандероль

вуаль

мозоль

кадриль

моль

вуаль

тушь (краска)

фамилия

гантель

туфля

тапка

имя

отчество

повидло

какао

Упражнение 5

Определите род существительных. Вставьте правильные окончания в прилагательные.

Нов…  шампунь, больн…  мозоль,  красив…  тюль, горяч…  кофе, черн…  тушь, торжествен…  туш, легк…  вуаль, бел…  рояль, вкусн…  картофель,  известн…  фамилия, вкусн…  повидло,  военн… госпиталь, сладк…  какао,  весёл…  кадриль, тяжёл…  гантель, ценн…  бандероль, строительн… шпатель, варён…  фасоль, бел…  лебедь.

  1.  Склонение существительных

Рассмотрите таблицу. Она заполнена частично. Вспомните то, что вы знаете о склонении существительного. Дополните таблицу.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Мужской и ________________ род с окончаниями _______

(дядя, берёза)

_________________  род с нулевым окончанием.

(стол, конь)

Средний род с окончаниями _______________

(окно, зеркальце)

______________  род с ______________  окончанием

(мать, рожь)

Упражнение 6

Распределите существительные из разных тематических групп по склонениям.

Группа «Семья»: жена, дочь, муж, сын, дядя, отец, папа, свекровь, сестра.

Группа «Школьные принадлежности»: тетрадь, учебник, линейка, книга, тетрадка, гуашь, портфель, циркуль.

Группа «Продукты»: соль, хлеб, мясо, сметана, вермишель, сахар, мука, ваниль.

Группа «Животные, насекомые»: муха, лошадь, конь, обезьяна, мышь, моль, мышка, осёл, таракан.

Группа «Мебель»: мебель, шкаф, кровать, кресло, стул, скамья, этажерка, комод, антресоль.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Упражнение 7

Определите род и склонение существительных

  • Родина –  ___  род, ___ скл.;  отечество –___  род, ___ скл.,
  • клумба –  ___  род, ___ скл.;  цветник –  ___  род, ___ скл.;  
  • лес –  ___  род, ___ скл.; дубрава –  ___  род, ___ скл.;  ,
  • станция –  ___  род, ___ скл.;  разъезд –  ___  род, ___ скл.;  
  • город –  ___  род, ___ скл.;  столица –  ___  род, ___ скл.;  
  • солнце –  ___  род, ___ скл.;  свет –  ___  род, ___ скл.;  
  • рассвет –  ___  род, ___ скл.;  утро –  ___  род, ___ скл.;  
  • ночь –  ___  род, ___ скл.; темнота –  ___  род, ___ скл.;  
  • печь –  ___  род, ___ скл.;  печка –  ___  род, ___ скл.;  
  • свеча –  ___  род, ___ скл.;  огарок –  ___  род, ___ скл.;  
  • портфель –  ___  род, ___ скл.;  сумка –  ___  род, ___ скл.;  
  • лошадь –  ___  род, ___ скл.;  конь –  ___  род, ___ скл.;  
  • дочь –  ___  род, ___ скл.;  дочка –  ___  род, ___ скл.;  
  • рожь –  ___  род, ___ скл.;  хлеб –  ___  род, ___ скл.;  
  • степь –  ___  род, ___ скл.;  безлесье –  ___  род, ___ скл.;  
  • дед –  ___  род, ___ скл.;  дедушка –  ___  род, ___ скл.

  1. Падежи существительных

Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Заполните пропуски.

Именительный – кто? что?

Родительный – ______________________________

Дательный –  ______________________________

Винительный – ______________________________

Творительный – ______________________________

Предложный –  ______________________________

Упражнение 8

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Определите падежи существительных.

Один мальчик ( _________ ) гулял в л…су ( _________ ) и наш…л гнездышко ( _________ ). А в гнёздышке ( _________ ) с…дели  м…люсенькие голенькие птенчики ( _________ ) и пищ…ли. Они ждали  когда мама ( _________ ) пр…л…тит  и  покорм…т их ч…рвячками ( _________ )  и мушками     ( _________ ). Мальчик ( _________ ) обрадовался   что наш…л т…ких славных птен…чиков                   ( _________ ).

  1.  Падежные окончания существительных

Самую большую сложность в правописании падежных окончаний существительных представляют для нас родительный, дательный и предложный падежи. Вспомните, когда в этих падежах пишется Е, а когда И. Заполните таблицу. Обратите внимание на примеры: они будут вам подсказкой. (Затемнённые ячейки не заполняйте).

Падеж/склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

___

(травы́, земли́)

___

(степи́)

Д.п.

___

(траве́, земле́)

___

(степи́)

П.п.

___

(о траве́, о земле́)

___

(о столе́, об окне́)

___

(о степи́)

Однако среди существительных есть особые слова, которые имеют не такие окончания. Это существительные, которые в начальной форме оканчиваются на -ий, ия, -ие. Проанализируйте примеры. Сделайте вывод об окончаниях этих существительных в родительном, дательном и предложном падежах и заполните пропуски в таблице. (Затемнённые ячейки не заполняйте).

Падеж/сущ.

На -ий

На -ие

На -ия

Р.п.

___

(лекции, акации)

Д.п.

___

(лекции, акации)

П.п.

___

(о санатории, о гербарии)

___

(о собрании, о сведении)

___

(о лекции, об акации)

Упражнение 9

Определите склонение и падеж существительного. Вставьте окончания -и- или -е- .

Словосочетания

Склонение

Падеж

отдыхал на природ…

уехал из деревн…

отдыхал в санатори…

рассказал о радост…

случилось в поезд…

участвовал в демонстраци…

постучал по парт…

скатился с ладон…

сидел на собрании…

написал по памят…

вылетел на самолёт…

съехал с горк…

стихи о мудрост…

  1.  Число имени существительного

Заполните таблицу.

Число существительных

Единственное

______________________

лист

дерево

тетрадь

поле

ветер

гора

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Упражнение 10

Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Единственное число

Множественное число

Шофёр

Профессор

Доктор

Отпуск

Директор

Корпус

Месяц

Год

Столяр

Адрес

Договор

Десна

Лектор

Погреб

Отпуск

Новый материал о числе существительного.

Есть существительные, которые имеют и единственное, и множественное число, а есть такие существительные, которые употребляются в форме только единственного или только множественного числа.

Сущ. только единственного числа

Сущ. только множественного числа

  1. Названия веществ. (Молоко, нефть, золото).
  2. Названия признаков. (Красота, любовь, нежность).
  3. Названия действий. (Бег, ходьба).
  4. Названия совокупности предметов. (Листва, мошкара).

  1. Названия веществ. (Сливки, румяна).
  2. Названия игр, действий, процессов. (Жмурки, святки).
  3. Названия парных или составных предметов. (Брюки, санки, бусы).
  4. Названия природных явлений, отрезков времени. (Сумерки, сутки).
  5. Географические названия. (Карпаты).

Упражнение 11

Распределите существительные в зависимости от их значения

Тишина, одежда, кислота, обувь, отвага, толкотня, здоровье, зверьё, чуткость, посуда, кислород, беготня, внимательность, любовь, шерсть, доброта, мёд, молодежь, рис, мука, сырость, суета.

Вещества

Признаки

Действия

Совокупность предметов

Упражнение 12

Распределите существительные в зависимости от их значения

Чернила, дрожжи, прятки, каникулы, хлопоты, духи, шахматы, ножницы, очки, лыжи, плоскогубцы, щи, будни, заморозки, сутки, Альпы, отруби, Гималаи, кудри, шорты, грабли.

Вещества

Игры, действия, процессы

Парные, составные предметы

Отрезки времени, природные явления

Географические названия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение по теме «Имя существительное как часть речи»

Обобщающий урок  в 5 классе, направленный на  систематизацию и обобщение знания детей о существительном как части речи ,на  закрепление знании категории рода и числа, на развитие у школ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" Задачи:Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя сущ...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...

Повторение. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.

...Повторение основных сведений об имени существительном как о части речи; совершенствование навыков правописания имён существительных, закрепление навыков ведения аналитической работы со словом как с...