«Правописание безударных личных окончаний глаголов» - одна из сложных тем школьного курса русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Причины и решение проблемы неуспешного выполнения обучающимися заданий по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» - одной из сложных тем школьного курса русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Правописание безударных личных окончаний глаголов» - одна из проблемных тем школьного курса русского языка для обучающихся.
Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов» знакома детям ещё начальной школы, но возвращаться к ней приходится постоянно, так как вызывает у обучающихся затруднения, она важна при изучении суффиксов причастий в 7 классе, а потом проверяется на ОГЭ и ЕГЭ. Обучающиеся допускают ошибки, забывая, на что именно оканчиваются глаголы 1 и 2 спряжения в инфинитиве. Это происходит из-за смешения букв И в неопределённой форме и букв А, Я в форме 3 лица множественного числа. Трудности возникают и гласные, которые пишутся в личных окончаниях. Обучающиеся запоминают шесть букв Е, У, Ю, И, А, Я, но допускают ошибки, забывая, в каких спряжениях что пишется. Не у всех обучающихся получается работа с глаголами - исключениями.
Причин неуспешного выполнения обучающимися заданий по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» много. Обучающиеся допускают ошибки, так как у них не получается сохранить вид глагола. При образовании инфинитива дети подменяют глагол несовершенного вида глаголом совершенного вида. Ведь различие между ними нередко заключается в одной букве суффикса: уступать -уступить, улучшать -улучшить и т.д. А эта буква решительно меняет тип спряжения: глаголы на ИТЬ относятся ко 2-му спряжению, на АТЬ – к первому. Отсюда - орфографическая ошибка. Нужно постоянно предупреждать обучающихся, что проверяемый глагол и проверочный должны быть одного вида: разделИТ - разделИТЬ, разделЯЕТ- разделЯТЬ. В учебнике ничего не сказано о том, что спряжение глаголов с ударными окончаниями определяется вовсе не по неопределенной форме, и дети ошибочно полагают, что, для того чтобы правильно написать окончание, глагол непременно надо поставить в инфинитив и определить спряжение. Мало кто знает и о приставке вы-, которая оттягивает ударение на себя. Это незнание приводит к ошибкам.
Поэтому надо сформировать у ребят понимание, что спряжение глаголов с ударными окончаниями определяется НЕ по инфинитиву, а по самому окончанию: горИт - 2 спряжение, поЁт - 1 спряжение. К инфинитиву мы обращаемся только в том случае, если окончание безударное.
Далее, конечно, необходимо познакомить обучающихся с приставкой вы-, которая перетягивает ударение на себя. Поэтому если мы видим глагол с приставкой вы-, нужно её убрать и посмотреть, куда переместится ударение. Если на гласную в окончании, то эту гласную и будем писать. И ни в коем случае нельзя глагол с вы- сразу ставить в инфинитив и определять по нему спряжение. Например: вЫгорит - горИт - 2 спряжение (нельзя отталкиваться от неопределенной формы "гореть" - будет ошибка!). В учебнике по русскому языку, к сожалению, мало разноуровневых заданий, упражнений творческого характера. А ведь он используется как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.
Итак, чтобы научить детей пользоваться правилом о правописании личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения, нужно тренировать их в сопоставлении нужных глагольных форм. Хорошо помогает при этом алгоритм, с которым необходимо познакомить обучающихся.
Алгоритм проверки орфограмм в окончании
Чаще всего, определяя спряжение глаголов, мы пользуемся способом: все глаголы в неопределённой форме на -ИТЬ относятся ко 2-му спряжению, все остальные глаголы- к 1-му спряжению. Исключения составляют 7 глаголов на –еть (вертеть, обидеть, смотреть, терпеть, видеть, ненавидеть, зависеть ) и 4 глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать)
Но это не единственный способ определения спряжения. Есть другой подход, исходящий из анализа окончаний глаголов, основ, инфинитивов.
Слово гуля..шь стоит в форме единственного числа, 2-го лица. Изменим форму на 3 лицо множественного числа - гуляют. Окончание - ЮТ указывает на 1 спряжение.
Слово гуля..шь ставим в начальную форму (инфинитив) – гулять. Эта форма слова оканчивается не на - ить, значит, это 1 спряжение, окончание слова пишем с буквой -Е: гуляешь. Слово дыш_т ставим в инфинитив – дышать. Слово – исключение, 2 спряжение. Пишем: дышит.Слово дыш_т стоит в форме единственного числа, 3-го лица. Изменим форму слова на множественное число. Получим проблему: дышат или дышут?
Глаголы-исключениялучше запомнить, используя скороговорки, небольшие стихотворения. Я для этого сочинила частушки, которые дети сами и исполнили. 1. На глагольной улице,
Всем на удивление,
Жили-были две подружки,
Звали их Спряжения.
2.Но поссорились подружки:
Надоело вместе жить.
И тогда они решили
Все глаголы поделить.
3. Тут спряженье № 2
Дверью хлопнуло со зла,
Здесь не стало больше жить,
Взяв глаголы все на - ить
4. А предатели-глаголы
С ними бросились бежать.
Я могу вам их назвать:
« 7 на - еть , 4-ать:
5. Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
А ещё терпеть, вертеть,
И обидеть, и смотреть.
6. Брить, стелить в то время спали
И скандала не слыхали.
Чуть поплакали они,
Но из дома не ушли».
Иногда стишки перестают работать. А все потому, что в них глаголы даны в неопределенной форме, без приставок и постфиксов. Когда глагол-исключение "обрастает" морфемами, дети перестают его узнавать. Зачастую, например, глагол "выгонит" у ребят никак не ассоциируется с исключением "гнать". Поэтому надо давать детям не просто исключения, а разные формы этих глаголов, чтобы они узнавали их в любом обличии. На мой взгляд, такой системный подход к изучению русского языка в школе формирует не формальное, а более осмысленное овладение языком, пробуждает интерес к изучению. Даёт возможность, не запоминая правил, а понимая их механизм, применять на практике.
Выработанное умение понадобится не только в этом конкретном случае. Это база для многих правил.
Задания, направленные на преодоление затруднений у обучающихся по данной теме.
Упр.1. По неопределенной форме необходимо определить тип спряжения глаголов в данных предложениях. Работа устная.
Хозяюшка. Вы меня не окликайте, от забот не отвлекайте. Не зовите, не маните! Не могу покамест выйти. У меня работы тьма. Сделать все должна сама: перемыть посуду, пыль стереть повсюду, постирать, погладить и обед наладить. Вот как куклы лягут спать, так и выйду погулять.
Беленький, гладенький зайчонок говорит ежу: “Какое у тебя некрасивое колючее платье!” Еж отвечает: “Мой колючий грубый костюм спасает меня от зубов лисицы, собаки, волка. Служит ли тебе так твоя хорошенькая шубка?” Зайчонок только вздохнул. (Лифшиц)
Упр.2. Предупредительный диктант. Объясняются только глаголы. Рядом с глаголом пишите его неопределенную форму и тип спряжения.
Словами, что листьями, стелет, а делами, что иглами, колет. Все пашут, а он руками машет. Блином масляным в рот лезет. Кто плачет от жалости, а он от зависти. Он за словом в карман не полезет. Встречает калачом, а провожает кирпичом. Что знает, то скажет, и чего не знает, тоже скажет. В глаза любит, а за глаза губит. Победит тот, кто не дрогнет. И в сито, и в решето проскочит. (Пословицы)
О ком так отзывается народ? Кроме глаголов объясняются слова масляным, калачом, кирпичом и тоже.
Упр.3. Объяснительный диктант. Внимание к исключениям. Запись происходит по образцу предыдущего упражнения.
Ежа без рукавиц не поймаешь и не удержишь. За чужим погонишься и свое потеряешь. Видит око далеко, а ум еще дальше. Мышь гложет, что может. Удобришь землицу – соберешь пшеницу. Кто ищет друзей без недостатков, тот остается без друзей. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Чем хвалишься, на том и провалишься. Дождичек вымочит, солнышко высушит, буйный ветер волосы расчешет. (Пословицы)
Упр.4. Комментированное письмо. Объяснения дает очередной обучающийся. Объясняются все сомнительные написания. Запись по образцу предыдущих упражнений.
Знаете ли вы, какое удовольствие – выехать весною до зари? Выходишь на крыльцо еще затемно. Ветерок набегает легкой волной. Ты садишься в телегу. Лошади трогаются. Ты едешь через плотину. Пруд как будто дымится. Край неба светлеет. Сейчас ты увидишь, как золотые полосы протянутся по небу и услышишь пение жаворонка. Тихо всходит багровое солнце. Свет так и хлынет потоком. Сердце в тебе затрепещет, как птица. Свежо, весело, любо.
Упр.5. Словарный диктант. Повторяем чередующиеся гласные и глаголы на ТСЯ и ТЬСЯ.
Стелется туман, расстилается. Решили расположиться лагерем в роще. Предполагается отдохнуть часок. Это касается всех. Дети собираются в лес. Заря загорается на востоке.
Глагол стелется – 1-го спряжения. Он образован от бывшего литературного глагола стлать. Глагол стелить считался нелитературным и не повлиял на тип спряжения, как и до сих пор не влияет, хотя стелить почти повсеместно вытеснил инфинитив стлать.
Упр.6. Спишите, вставляя пропущенные слова и буквы.
Кто как защищается. … кол.т рогами. … бьет копытом. … царапа.т когтями. … хватает хоботом и топч.т ногами. … бодается. …реж.т зубами. … свертыва…ся в клубок. … пряч.т голову и ноги в панцирь. Многие.. принимают вид сухих листьев, а … – сучков.
Для вставки: корова, кошка, слон, козел, еж, черепаха, волк, бабочки, гусеницы.
Упр.7. Выпишите сначала глаголы-омофоны, затем – глаголы-омографы. Записывайте каждое слово с новой строчки. Рядом с выписанным глаголом запишите его в неопределенной форме и во 2-м лице единственного числа. Укажите тип спряжения.
Я спишу стихотворение Пушкина “Узник” в свой альбом. Я спешу на поезд. Я никогда не плачу от обиды. Я аккуратно плачу членские взносы. Я скрою платье для куклы своей младшей сестры. Я не скрою правды от друзей. Он будит своего младшего брата по утрам. Он будет петь в школьном хоре. Я лечу болезни. Завтра я лечу в Сибирь.
Упр.8. Образуйте от данных глаголов 3-е лицо множественного числа и определите тип спряжения. Затем разберите слово по составу и подберите 3-4 родственных слова, относящихся к разным частям речи. Образец: позаботиться-позаботЯтся (2-е спряжение, по-забот-ят-ся).
Позабавиться, выговорить, успокоить, осветить, украшать, упростить, взволноваться, запретить.
Упр.9. Для домашнего задания. Напишите сочинение по данному началу. Употребите в нем побольше глаголов в форме разных лиц настоящего времени. Не делайте ошибок в личных окончаниях 1-го и 2-го спряжения.
На пруду. В нашей местности имеется довольно большой и чистый пруд. Он не очень глубок, но чист: в нем песчаное дно. В пруду водится разная рыба. Жители любят свой водоем. Они катаются на лодках, ловят рыбу, подростки купаются с ранней весны до поздней осени. Вода в пруду летом теплая и свежая. Однажды… (Расскажите о каком-либо происшествии на пруду: кто-то испугался, стал тонуть; поймал большую рыбу; нашел в камышах мертвую утку; заметил у берега гнездо ласточки-береговушки и т.д.).
Упр.10. Решение орфографических задач. Самая трудная задача при изучении глагола – это определение типа спряжения глагола. Чтобы не ошибиться в написании Е или И, Ю или Я, необходимо образовать неопределенную форму данного глагола, да так, чтобы не изменился вид. Если глагол в настоящем времени отвечает на вопрос Что делает?, то его неопределенная форма тоже должна отвечать на вопрос Что делать?. И не меняйте приставки, хотя приставка не меняет тип спряжения, но, меняя приставку, вы можете изменить последний гласный основы и тогда вы ошибетесь в определении типа спряжения глагола. Например: Он никому не уступит в силе. Ищем неопределенную форму. Она должна отвечать на вопрос Что сделать?, потому что данный глагол совершенного вида. Это глагол уступить, а не глагол уступать несовершенного вида, который не может быть проверочным словом для глагола вида совершенного. Уступить – относится ко 2-му спряжению. Задача решена. Пишем уступИт.
Решите самостоятельно. Определите тип спряжения глаголов в предложении: Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова (Н.Некрасов).
Это довольно просто: 1. Определите вид глаголов. 2. Образуйте неопределенную форму. 3. По этой форме определите тип спряжения.
На втором месте по трудности стоит различение ТСЯ и ТЬСЯ. Первое пишется в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Это вы знаете с 4-го класса. И помните, что ТЬСЯ пишется тогда, когда глагол отвечает на вопрос Что делать? На смысловой вопрос Что делать? отвечает не всякий глагол в неопределенной форме. Например, Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. Здесь глагол напиться отвечает на вопрос Зачем пригодится колодец? и вопрос Что делать? неуместен. Этот вопрос не связывается ни с одним словом в данном предложении. В этом случае нужно применить иной прием проверки. Образуем 3-е лицо будущего времени: он напьется, они напьются. Глагол звучит совсем по-иному, значит, в данном случае не нужно писать ТЬСЯ, значит, разбираемый глагол не стоит в 3-ем лице, значит, он стоит в неопределенной форме. Задача решена. Пишем напиТЬСЯ.
Не всякий глагол отвечает и на вопрос Что делает? Есть безличные глаголы. Они употребляются в предложениях без подлежащего. Например, Недаром говорится, что дело мастера боится. Здесь говорится употреблено в роли сказуемого. Но к нему не подобрать никакого подлежащего, чтобы затем поставить вопрос Что делает? Говорится. Это несовместимо. В таких случаях тоже приходится прибегать к иной проверке. Возвратный глагол следует заменить невозвратным: Недаром говорят, что дело мастера боится. Форма глагола прояснилась. Это 3-е лицо, правда, не единственного числа, но, во всяком случае, не неопределенная форма. Задача решена. Пишем говориТСЯ.
Разберите самостоятельно глаголы в предложении Волков бояться – в лес не ходить.
Это, конечно, довольно трудные задачи для обучающихся 5-го класса. Но такие случаи будут встречаться и в 6-м, и в 7-м, и в следующих классах, где ошибки на правописание ТЬСЯ и ТСЯ будут непременно.
Упр.11. Для контрольного диктанта.
Корабельная чаща. В немереных северных лесах высИтся корабельная чаща, которая славИтся далеко и всеми любима. Чем же хороша корабельная чаща? А вот чем. В народе говорИТСЯ: в еловом лесу надо трудиТЬСЯ, в березовом – веселиТЬСЯ, а в сосновом – душой возносиТЬСЯ к великому. Такова корабельная чаща. Растут там сосны так часто, что и дерева не вырубИШЬ. Мертвому дереву некуда падать: одно дерево к одному стоит. Мертвое прислониТСЯ и тоже стоит. Стволы прямые, как свечи, до самого верха сучка не увидИШЬ. СмотрИШЬ вверх, на вершины деревьев, и тебя самого тянет подняТЬСЯ в высь поднебесную, хочется сделать что-нибудь большое для людей: бросиТЬСЯ на опасный подвиг, спасти от гибели другого человека или полететь куда-нибудь. А внизу белый-белый олений мох под ногами хрустит, а земля тебя самого будто вверх поднимает, и руки на полет тянуТСЯ, да ноги подкашиваюТСЯ… (По М.Пришвину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 5 класс. Презентация к уроку по теме "Правописание личных окончаний глаголов"
Презентация к уроку "Правописание личных окончаний глаголов"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа"
Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа...
Русский язык. Правописание личных окончаний глаголов
Урок русского языка в пятом классе "Правописание личных окончаний глаголов" рассчитан на закрепление ранее изученного материала. В урок включены тренировочные упражнения, теоретический и познавательны...
Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».
Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....
Речеведение в школьном курсе русского языка.
Речеведение как основа решения коммуникативных задач обучения русскому языку и литературы в школе...
Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Отметим, что вопросы изучения словообразования в средней школе остаются недостаточно разработанными, современная школа нуждается в более последовательном формировании научных понятий раздела &laq...