Урок проживания текста художественного произведения "Пасхальные откровения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
построенный на многоаспектном анализе текста О.Павловой. На уроке активно использовалась технология сотворчества, как средство формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Учениками был пройден путь от чтения текста, его анализа через проживание к созданию небольшой творческой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pashalnye_otkroveniya.docx | 345.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок проживания текста художественного произведения
“Пасхальные откровения»
Звучит праздничный колокольный звон.
I. Вхождение в тему.
1.1. Индуктор (создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного обсуждения к предмету обсуждения.)
-Христос Воскресе, славные мои ученики! Христос Воскресе, гости наши! Христос Воскресе, всем нам! На Пасхальной неделе принято ходить в гости и дарить подарки. Сегодня я вас встречаю в своем доме и подарок вам приготовила. Только дар свой преподнесу чуть позже. А пока расскажу вам притчу.
1.2. Притча «Сердце бабушки» (Под музыку Л. Бетховен «Лунная соната").
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
1.3. Ментальная карта притчи.
-Поскольку урок у нас сегодня необычный, не будет привычных тетрадей, а будут рабочие листы. Чуть позже мы с вами запишем в них тему урока, а пока давайте запишем в схему одно слово – главную тему притчи. Посмотрите, я не случайно заключила ее в замкнутый контур. На веточках, идущих от центральной темы, запишем слова, с ней связаны.
1.4. –Замечательные мои ученики, к сегодняшнему уроку я давала вам не совсем обычное задание, какое? Принести предмет, дорогой сердцу. Как вы думаете случайно я вас об этом попросила? Попробуйте связать Пасхальную неделю, на которой мы проводим наш урок, притчу и домашнее задание. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Ваши предположения. Давайте пока обозначим тему урока как «Пасхальные открытия». А вот какие, вы мне обязательно в конце нашей встречи скажете.
II Встреча с текстом.
2.1. Читаем текст.
Мы с вами сейчас встретимся с текстом, но я вас очень попрошу быть внимательными слушателями и подчеркивать слова, лексическое значение которых вам неизвестно.
(1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести.
(2)Почему в моем сознании образ ее связался именно с пасхальной службой? (3) Когда я был на ней последний раз? (4)Возможно, незнакомая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку Катю, к которой родители давным-давно привозили меня погостить. (5)Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. (6)Деталей той ночи почти не осталось в моей памяти, но навязчивое желание вспомнить их поселилось в душе, как только я внимательно рассмотрел нашу новую попутчицу.
(7)Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия.
(8)- Здравствуйте, добрые люди. (9) Чай, не помешаю вам в дороге, уж недолгий до Москвы-то путь остался – ночь одна.
(10)- А вы как будто на праздник какой в столицу собрались! - прервала мои размышления проводница, также с удовольствием разглядывая опрятную пассажирку.
2.2. Задания по группам.
1 группа Разделившись на 2 подгруппы, соотносят картины с лексическим значением слова; обратившись к словарю, определяют значение незнакомых слов.
И.И. Левитан «Полустанок»
А.А.Пластов
В. Муллин «Крестный ход»
Работа со словарем:
Отсеменивший- переставший идти частыми, мелкими шагами (шажками).
Неистлевший- неразрушившийся, не подверженный разложению, живущий в сердце.
2 группа: Используя маркер, находит ключевые слова и строит словесный ряд, который создает образ героини рассказа.
- Чистенькая, аккуратная; опрятная пассажирка, глаза наполнены светом и тихой, глубокой радостью; радостное ожидание встречи; счастливое волнение в голосе; радостно-взволнованный голос; белоснежный платочек.
3 группа: Исследует текст.
Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация.
- Какие мысли утверждаются в этом предложении?
2.3.Слушаем результат работы 1 группы.
-Перед тем как послушать представителей 2 группы, выберите, пожалуйста, из предложенной галереи образов тот, который, на ваш взгляд, больше всего подходит к прочитанному фрагменту.
(Перед тем как послушать представителей 3 группы)
-Сколько бабушек мы видим в прочитанном фрагменте?
Рассказчик бабулька
бабушка Катя незнакомая пожилая женщина
«счастливое время», опрятная пассажирка
«неистлевшее наследство» ?
Светлая память, радость
-Давайте попробуем предположить, зачем опрятная пассажирка собралась в столицу.
(Учащиеся высказывают предположения)
III.
3.1.
(11)И бабушка, очевидно, сочтя за радость выговориться, рассказала, присев на край полки, что едет к внуку – он два года назад закончил вуз («Да головастый, одни пятерочки!»), нашел хорошую работу («Начальник большой!»), а через полгода после института купил в столице квартиру, и вот завтра празднует день рождения («Слава Богу, здоровый да сильный вырос!». (12)Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!».
(13)- Сразу после вуза да квартирка в Москве? (14)Неплохо устроился! – заметил наш сосед по купе. – (15)Родители, небось, помогают?
(16)- Да кабы родители, - бабушка вмиг посерьезнела, - померли оба, горемышные… 17)Петюша еще мелкай был. (18)Дед да я его обуютили. (19)А когда и деда вскорости не стало, вдвоем остались мы. (20)Я пенсию да пособие откладала поманеньку, опосля квартиру его родителей да дом наш продали, я к сестре перебралася, вот и собралось. (21)Мне-то деньги на кой? (23) Мне не надо, к деду, чай, на тот свет не забрать.
(22)И мы услышали простой, без расчёта на сочувствие окружающих, рассказ о том, как трудно было им воспитывать вдвоем Петю, оставшегося без родителей, о том, как он стал их единственной отрадой, как рос слабеньким и больным и как поздними вечерами, когда засыпал внук, она мыла подъезды, чтобы по совету врачей каждый год возить его летом на море, как по копеечке всё собиралось на будущее «большого начальника».
(23)И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины, так сильно напоминавшем мне голос моей бабушки Кати.
(24)И вдруг знакомые интонации, точно ключ заржавелый замок, распахнули дверь в памяти, за которую, я думал, уже никогда и не попаду – дверь в ту пасхальную всенощную – первую ночь в моей жизни, когда мне было разрешено не спать. (25)Бабушка Катя взяла меня с собой, и я, мало понимавший смысл происходящего, не смог выстоять службу до конца и задремал на лавочке у стены, а когда проснулся, хор пел, и толпа вторила ему: «Воистину воскресе!»
(26)- Чему люди радуются, бабушка?
(27)- Тому, что Господь вернулся.
(28)- А что такое Господь?
(29)- То любовь, внучок.
(30)Бабушка тогда ничего больше не добавила к этому определению…
3.1 –Что интересного в композиции фрагмента, который мы прочитали?
(Снова используется прием ретроспективы- обращение к прошлому, анализ прошедших событий и переживаний. Зачем?)
Праздник воскрешения Господа- торжество любви
3.2. Задание по группам:
1 группа: Выделите в тексте слова, с помощью которых бабушка дает характеристику Пете.
-О чем говорит эта характеристика?
2 группа: Используя маркер, находит ключевые слова и строит словесный ряд, который помогает понять, что бабушка делала ради внука.
«обуютили» внука;
«мыла подъезды» ночами;
лечила внука,
каждый год возила его на море;
«по копеечке» собирала на будущее Петюши.
-Зачем автор сообщает эту информацию?
3 группа: Используя словарь имен, исследует значение имени Екатерина, Петр. Имена персонажей могут определять формы их поведения.
Екатерина – «вечно чистая»
Пётр - от древнегреческого слова «петра» — камень.
- Учитывая значение имени, предположите, как произошла встреча бабушки и Петра.
IV Проработка содержания.
4.1. Чтение текста.
31)- Алё! (32)Алё, милок!
(33)Мои воспоминания прервал радостно-взволнованный голос бабушки Петра. (34)Оказалось, мои попутчики уговорили её позвонить-таки внуку, чтобы тот встретил на вокзале: действительно, как она сама будет добираться?
(35)- Приезжаю я завтра на день рождения к тебе, Петенька!(36) Чай, не помешаю денечек-то, а?
(37)Мы замерли и, улыбчиво переглядываясь, прислушивались к разговору, и всем нам очень хотелось порадоваться вместе с бабулькой реакции внука. (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица, сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки...
(39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43) С днем рождения тебя, внучочек!...
(44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас:
(45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то?
(47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
(52)Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину, отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать…
(53)Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, адрес написан, ты отвези ему . (54)Да не серчай на внучика: Господь-то ему ума дал, а сердца, вишь, пожалел»…
(55)Я помог ей купить обратный билет, устроил в зале ожидания и уже в такси, разглядев аккуратно написанный адрес на конверте, вспомнил, как перебирал однажды старые фотографии своей бабушки Кати и нашел среди них потертую пасхальную открытку, на которой было старательно выписано: «Послание к Коринфянам святого апостола Павла». Половина слов была затерта так, что невозможно было уже прочитать: «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит…». (56) И в самом низу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
(57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол.
(58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко.
(59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я.
(60)И картинка вдруг расплылась ...
4.2. Текст через призму чувств.
Пять чувств
4.3. Исследуем текст.
Найдите в предложениях скрытую информацию об отношении внука Пети к бабушке.
(12)Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!».
(47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире.
(48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то!
(50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше?
(51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
- О чем говорит эта информация?
-Чем страшно отсутствие признательности, благодарности близким людям?
-Выберите, пожалуйста, фотографию, передающую взгляд бабушки, которая поговорила с Петюшей по телефону.
4.4. Работа в группах.
-Выберите наиболее подходящее, на ваш взгляд, заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор.
1. Случайная попутчица.
2. Бабушка и внук.
3. Воспоминания о детстве.
4. Дорожная история.
5. Подарок от бабушки.
6. День рождения внука.
О каком подарке идет речь в тексте?
4.5. Какое предложение из текста является ключом к пониманию поведения и поступков бабушки Петра?
- На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени…
- Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия.
- И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины…
- Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему – адрес-то я ночью подписала.
- «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит….А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
- Слова, написанные на старой пасхальной открытке (достаю из шкатулки) – вещи, дорогой сердцу рассказчика.
Давайте попробуем их расшифровать:
Любовь | |
долготерпит | великодушна |
милосердствует | полна милосердия (работала по ночам, воспитывала внука) |
не ищет своего | бескорыстна (всё отдала внуку, переехала к сестре) |
не раздражается | терпелива («Не серчай, родненький, с днём рождения тебя, внучочек!») |
все покрывает | прощает слабости и пороки («не сердись на внучика») |
всему верит | просердечна («Шибко он занят всегда», «потом позвоню, когда приехать…») |
все переносит… | безропотна (смиренно приняла весть о том, что нужно возвращаться, не повидав внука; «…Передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте») |
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» | Человек, верящий во что-либо или на что-то надеющийся, может быть не преисполнен любви. Любовь всеобъемлюща, в то время как без неё вера и надежда – ничто. Выберите, пожалуйста, фотографию, передающую взгляд бабушки, отдающей плетеную корзинку рассказчику. |
4.6. Творческое задание (выполняется в группах)
Монолог пряничного сердечка.
1 группа: Потрескавшееся пряничное сердечко.
2 группа: Большое пряничное сердце.
3 группа: Маленькое пряничное сердце.
(Звучит «Любовь долготерпит» Арт-группа Ларго)
4.7. –Славные мои ученики, последний у меня вопрос остался к вам. Почему история бабушки (кстати, не имеющей в тексте имени) и Петра дается автором параллельно с воспоминанием рассказчика о пасхальной службе?
Чему люди радуются, бабушка? - А что такое Господь? | «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему… Да не серчай на внучика… |
Праздник воскрешения Господа и торжество любви бабушки тождественны: она всё равно любит внука, она ему всё простила
V Подведение итогов урока.
- –Как бы мы могли назвать сегодняшний урок?
Выходя из кабинета, вы возьмете подарок от моего сердца - пряничное сердечко. И я вам желаю, чтобы в ваших сердцах торжествовала любовь. И вы умели все доброе записывать на сердце, а все плохое – на воде.
-Спасибо за мудрые мысли и откровения души.
«Пасхальные открытия»
(Урок проживания текста художественного произведения)
Цель: создание условий для формирования умения работать с текстом как основным способом получения информации.
Задачи:
1.способствовать глубокому прочтению текста учащимися;
2. развивать способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию;
3. воспитывать душу талантливого читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"
Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ. РАБОТА С ОДНИМ ТЕКСТОМ ПО РАЗНЫМ ПРОБЛЕМАМ.
Урок анализа художественного текста...
Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...