Сочинение 13.3 ОГЭ: структура, алгоритм написания, распространённые ошибки
статья по русскому языку (9 класс)

Баширова Эльмира Фарруховна
На основном государственном экзамене по русскому языку выпускнику предлагаются 3 темы на выбор: сочинение 13.1, 13.2 и 13.3. Как показывает практика, большой процент выпускников выбирают 13.3. Оно понятнее и легче по структуре. В данной статье мы систематизируем информацию о сочинении этого формата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_13.3_oge.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение 13.3 ОГЭ:

структура, алгоритм написания, распространённые ошибки

На основном государственном экзамене по русскому языку выпускнику предлагаются 3 темы на выбор: сочинение 13.1, 13.2 и 13.3.
Как показывает практика, большой процент выпускников выбирают 13.3. Оно понятнее и легче по структуре. Давайте систематизируем информацию о сочинении этого формата.

Формулировка задания

Задание нужно читать очень внимательно, ведь здесь уже прописан план вашего будущего сочинения.

Обращаем внимание: в сочинении 13.3 примеры-аргументы приводятся из прочитанного текста и жизненного опыта. Приведём пример формулировки задания из демоверсии 2024 года.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?». Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой - из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Структура сочинения 13.3

Сочинение 13.3 состоит из 4 частей (каждая часть — отдельный абзац).

1. Вступление. Определение предложенного понятия и комментарий.

2. Основная часть. Пример из прочитанного текста + пояснение.

3. Пример из жизненного опыта + пояснение.

4. Вывод.

1.

Определение понятия

+

комментарий

Понятие уже даётся в формулировке задания 13.3. нужно написать определение, то есть объяснить другими словами, что значит то или иное слово или словосочетание.

Внимание! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.

Комментарий к определению понятия – ответ на вопрос темы сочинения. Она также даётся в формулировке задания 13.3.

Клише для написания определения понятия и комментария:

… - это способность человека, которая…

… - это важная черта характера человека, которая…

… - это положительное/отрицательное/

важное/необходимое качество человека, которое…

…- это чувство, которое…

… - очень важное/значимое явление в жизни многих людей.

… - это важное понятие для многих, потому что…

Средний объём 1 абзаца = 2-4 предложения.

2.

Основная часть.

Пример из прочитанного текста

 +

пояснение (мини-вывод)

Во втором абзаце нужно привести пример из прочитанного текста. Обратите внимание: этот аргумент должен иллюстрировать понятие. Обойтись пересказом текста здесь нельзя. Нужно указать, как приведенный пример связан с вашим понятием.

Вводные фразы для оформления примера из текста:

1. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) говорится о том, как…

2. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) рассказывается, как…

3. В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) описан герой, который…

Логические переходы внутри примера:

1. Автор обращает внимание читателя на…, чтобы…

2. Автор акцентирует внимание на (чём-то), чтобы…

3. Автор подробно описывает…, чтобы…

4. Также необходимо сказать о…

5. Далее стоит/важно сказать о…

6. Кроме того, /Более того, необходимо обратить внимание на…

Пояснение (мини-вывод) – вывод из примера (отвечает на следующие вопросы: «Что можно понять из написанного? Что хотел показать автор?»)

Клише для пояснения (мини-вывода):

1. Автор хотел показать, что…

2. Автор показывает/стремится показать…

3. Автор хотел донести до читателя важную/следующую мысль: …

4. Читатель понимает/видит/осознаёт/может понять: …

5. Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: …

3.

Пример из жизненного опыта

 +

пояснение (мини-вывод)

Пример из жизненного опыта – это пример, подтверждающий проявление какого-либо качества или доказывающий, что слово/словосочетание из формулировки задания отражено не только в данном тексте, но и в других источниках (примеры из жизни, примеры из литературы (отечественной, зарубежной), примеры из кино, примеры из истории, примеры из общественного опыта (всё, что происходит вокруг нас), примеры из искусства и т.д.)

После примера из Вашего жизненного опыта также стоит написать пояснение (мини-вывод), чтобы показать, почему именно этот пример важен, почему именно он подходит.

Клише для написания примера из Вашего жизненного опыта:

1. В жизни/литературе/кино также есть множество примеров проявления…

2. Герой произведения (Имя Отчество Фамилия автора литературного произведения) доказывает нам, что…

3. Недавно я сам/сама столкнулся/лась с …

4. Ещё одним примером…является…

5. В произведении…рассказывается о том, как…

4.

Вывод

Вывод – это обобщение написанного. В этой части вы подводите итог своим размышлениям. Здесь вы можете снова написать об анализируем понятии, напомнить о его значимости, выразить своё мнение.

Клише для написания вывода:

1. В заключение хотелось бы отметить, что…

2. Таким образом, …

3. Хочется верить, что читатели задумаются о том, … (вопрос из формулировки задания), и осознают, что…

Распространенные ошибки

1. Начинать сочинение со слов "Дружба – ЭТО КОГДА...".

Это самая распространенная ошибка. Запомните, ваше определение – это предложение, значит, в нем должна быть грамматическая основа. Например,

«Дружба — это теплые отношения между людьми».

Здесь основа "дружба - отношения" (подлежащее и сказуемое выражены существительными, ошибки нет).

Несколько слов-помощников для удачного начала сочинения: это отношения, чувство, душевное состояние, эмоция, близкий человек и т. д. (выбирайте то, что подходит больше всего по смыслу в вашем сочинении).

2. Не пояснять примеры, обходиться только пересказом.

Представьте, что вы объясняете маленькому ребенку, для чего привели тот или иной пример. Обязательно поясните свой пересказ текста, напишите, как ваш пример связан с анализируемым понятием. Тогда вы точно наберете максимальный балл за аргументацию.

3. Использовать ненадежные источники для подготовки.

Почти в каждом сборнике ОГЭ есть длинный список понятий к сочинению 13.3. Можно ли готовиться по таким спискам? Вполне. Только не всегда предложенные авторами пособий понятия совпадают с теми, что будут ждать вас на ОГЭ. Для практики вы можете ими ограничиться, однако если же вы хотите знать конкретные понятия, которые будут на экзамене, не поленитесь поискать информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространённые ошибки в английском языке

Распространенные ошибки в английском языке, правильное употребление лексики....

Распространённые ошибки на ЕГЭ по биологии в 2013 году.

В материале приводятся примеры заданий ЕГЭ по биологии 2013 года, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки. Материал поможет учащимся и учителям в подготовке к ЕГЭ....

Распространённые ошибки педагогов

Ошибки, которые допускают учителя в своей работе мешают становлению личности обучающихся. Воспитание и бучение не достигает своей цели....

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

Алгоритм написания сочинения (Итоговое сочинение)

Алгоритм написания итогового сочинения....

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей.

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей....