Аналитическая справка по результатам ВПР руководителя МО
консультация по русскому языку (7 класс)

Мовчан Мария Юрьевна

Аналитическая справка по результатам ВПР по руссскому языку в 5-8 классах 2023-2024 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам проведения ВПР по русскому языку в 5-8 классах

2023-2024 учебный год

5 класс

Дата проведения: 19.03.2024

Количество обучающихся в классах: 144

Выполняли работу: 127

Цель анализа: получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.

Структура проверочной работы: 

     Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения. Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10–12 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом:

     Правильно выполненная работа оценивается 45 баллами. Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов. Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов. Ответ на каждое из заданий 3, 8, 9 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответ на каждое из заданий 6 и 7 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответ на задание 4 оценивается от 0 до 5 баллов, на задание 5 – от 0 до 4 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.

Статистика отметок

Кол-во участников

2

3

4

5

127

3,15

38,58

40,16

18,11

% качества выполнения проверочной работы - 59

% успеваемости выполнения проверочной работы - 97

Группы участников

Кол-во участников

%

  Понизили (Отметка < Отметка по журналу) %

28

22,05

  Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) %

87

68,5

  Повысили (Отметка > Отметка по журналу) %

12

9,45

  Всего

127

100

Выполнение заданий

Кол-во участников

 

1K1

1K2

1K3

2K1

2K2

2K3

2K4

3

4,1

4,2

5,1

5,2

6,1

6,2

7,1

7,2

8

9

10

11

12

 

Макс балл

4

3

2

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

1

1

127

 45

62,6

86,88

92,91

50,92

75,33

52,49

51,71

84,65

70,34

60,34

68,5

51,97

81,1

76,38

61,42

59,84

63,39

63,78

66,14

88,98

96,06

             Характеристика предложенных заданий, их распределение по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности представлены в таблице.

Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС)

Макс балл

1K1. Списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

4

1K2. Списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

3

1K3. Списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

2

2K1. Расширение и система научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных  единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова. Проводить фонетический анализ слова.

3

2K2. Проводить морфемный анализ слов. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

3

2K3. Проводить морфологический анализ слова. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

3

2K4. Проводить синтаксический анализ  предложения, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

3

3.Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими). Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога

2

4К1. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

3

4К2. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

2

5К1. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными)

2

5К2.  Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными)

2

6К1. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными)

2

6К2. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными)

1

7К1.  Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными)

2

7К2.  Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными)

1

8. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;  формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний

2

9. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;  формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний

2

10. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными

предметами; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний

1

11. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма),  обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,  основными нормами литературного языка

1

12. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма),  обеспечивающих эффективное овладение

разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка

1

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы).

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

  • фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
  • морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
  • синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-

языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя транскрипцию при фонетическом разборе слова, схему структуры слова) универсальных учебных действий.

Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

  • задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.

Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).

  • задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.

Задание 11 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

В задании 12 проверяется предметное учебно-языковое умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

Выводы:

1.Наиболее успешно выполнены учащимися задания:

1К2; 1К3 - Списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

3 - Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога

6.1 - умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания

11 - умение обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации

12 - умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст

2.Затруднения вызвали задания:

2К3 - Проводить морфологический анализ слова

2К4 - проводить синтаксический анализ предложения

5.2 - опознавать прямую речь и слова автора, обращение

Для устранения ошибок необходимо продолжить работу:

  • по совершенствованию видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;
  • по овладению основными нормами литературного языка;
  • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;
  • по заданиям на формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные;
  • усилить работу по морфологии (служебные части речи).
  • по развитию речи обучающихся, связанной с ориентированием в содержании текста, пониманием его целостного смысла, нахождением в тексте требуемой информации, подтверждением выдвинутых тезисов  (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления

6 класс

Дата проведения: 19.03.2024

Количество обучающихся в классах: 117

Выполняли работу: 106

Цель анализа: получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.

Структура проверочной работы: 

Вариант проверочной работы содержит 14 заданий. Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом:

Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям в совокупности от 0 до 9 баллов. Ответ на задание 2 оценивается по четырем критериям в совокупности от 0 до 12 баллов. Ответ на каждое из заданий 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответ на каждое из заданий 5, 8, 10, 12 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответ на задание 14 оценивается от 0 до 4 баллов. Правильно выполненная работа оценивается 51 первичным баллом.

Статистика отметок

Кол-во участников

2

3

4

5

106

11,32

40,57

39,62

8,49

% Качества выполнения проверочной работы - 48

% успеваемости выполнения проверочной работы - 89

Группы участников

Кол-во участников

%

  Понизили (Отметка < Отметка по журналу) %

16

15,09

  Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) %

87

82,08

  Повысили (Отметка > Отметка по журналу) %

3

2,83

  Всего

106

100

Выполнение заданий

Кол-во участ-ников

 

1K1

1K2

1K3

2K1

2K2

2K3

2K4

3,1

3,2

4

5

6

7,1

7,2

8,1

8,2

9

10

11

12,1

12,2

13,1

13,2

14,1

14,2

 

Макс балл

4

3

2

3

3

3

3

1

1

2

3

2

1

1

2

1

2

3

2

1

2

1

1

2

2

106

65,09

79,25

94,34

92,45

67,61

44,97

52,83

72,64

64,15

83,96

62,58

51,89

84,91

50,94

69,34

58,49

44,81

63,21

53,3

73,58

36,32

34,91

48,11

48,58

34,91

             Характеристика предложенных заданий, их распределение по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности представлены в таблице.

п/п

Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС)

Максимальный балл

1 К1

Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка /совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма.

4

1К2

Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

3

1К3

Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

2

2К1

Умение проводить морфемный анализ слов, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними, определять признаки основных языковых единиц и выявлять уровень владения базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями.

3

2К2

Умение проводить словообразовательный анализ слов, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними, определять признаки основных языковых единиц и выявлять уровень владения базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями.  

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий.

3

2К3

Умение осуществлять морфологический  разбор, выявлять уровень предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать языковые единицы с точки зрения  морфологических и синтаксических признаков.

 Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий.

3

2К.4

Умение осуществлять синтаксический разбор, выявлять уровень предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий.

3

3.1

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью). Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава.

1

3.2

Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

1

4

 Умение проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога. Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам/осуществлять речевой самоконтроль

2

5

Умение распознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы в указанном предложении, определять отсутствующие изученные  части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

3

6

Предметные умения: распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения 

Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам /осуществлять речевой самоконтроль

2

7.1

Умение анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже (предметные умения). Cоблюдать/ совершенствовать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные  нормы  русского литературного языка, соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль

1

7.2

Умение обосновывать выбор предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; соблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль

1

8.1

Умение распознавать предложения с обращением; опираться на грамматический анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Соблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

2

8.2

Умение обосновывать выбор предложения с обращением

1

9

Умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка.

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)/соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма. 

2

10

Умение информационно перерабатывать прочитанный текст и представлять его в виде плана в письменной форме; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма, передавая его содержание в виде плана.

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное).

3

11

Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме на поставленный вопрос.

2

12.1

Распознавать и адекватно формулировать лексическое значение многозначного слова с опорой на   контекст. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними.

1

12.2

Умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предложении). Соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль.

2

13.1 

Умение распознавать стилистическую окраску слова. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль.

1

13.2

Умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы). Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

1

14.1

Умение распознавать значение фразеологической оборота. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства для объяснения значения фразеологической единицы.

2

14.2

Умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.

2

Задания ВПР в 6 классе были направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

      Задание 1 проверяло традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).

      Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и было нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;

− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

     Помимо предметных умений задание предполагало проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

      Задание 3 было нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

      Задание 4 было направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствовало проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

      В задании 5 проверялось учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.

      Задание 6 проверяло умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

     Задание 7 проверяло (предметное умение) учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

    Задание 8 проверяло умение находить обращение, однородные члены предложения, сложное предложение (учебно-языковое опознавательное умение), применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).

      В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверялись предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

      Задание 10 проверяло предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание было направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).

      Задание 11 также предполагало ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.

      Задание 12 выявляло уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

      В задании 13 проверялись: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

      Задание 14 предполагало распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание было нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Выводы:

1.Наиболее успешно выполнены учащимися задания:

Задание 2К1- Умение проводить морфемный анализ слов, 2К2-словообразовательный анализ слова

№3 - Умение распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка

№ 4 - Умение проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога.

№ 7.2- Умение обосновывать выбор предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже

№  12.1 - Распознавать и адекватно формулировать лексическое значение многозначного слова с опорой на   контекст.

2.Затруднения вызвали задания:

№  2К3 - Умение осуществлять морфологический  разбор

№9 - Умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала

№12.2 - Умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предложении).

№13.1 - Умение распознавать стилистическую окраску слова.

№  14.2- Умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма

Для  устранения ошибок  необходимо продолжить работу:

  • по совершенствованию видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;
  • по овладению основными нормами литературного языка;
  • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;
  • по заданиям на формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные;
  • усилить работу по  лексике (фразеологизмы, антонимы и синонимы).
  • по развитию речи обучающихся, связанной с ориентированием  в содержании текста, пониманием  его целостного смысла, нахождением   в тексте требуемой информации, подтверждением  выдвинутых тезисов  (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.

7 класс

Дата проведения: 19.03.2024

Количество обучающихся в классах: 131

Выполняли работу: 109

Цель анализа: получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.

Структура проверочной работы: 

ВПР по русскому языку включала 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения. На выполнение ВПР по русскому языку отводилось 90 минут. Тексты заданий в вариантах ВПР-2024 в целом соответствовали формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом для 7 класса по русскому языку включает следующие критерии:

  1. Выполнение задания 1 оценивается по трём критериям в совокупности от 0 до 9 баллов.
  2. Ответ на задание 2 оценивается по четырём критериям в совокупности от 0 до 12 баллов.
  3. Ответ на каждое из заданий 3–7, 9, 13, 14 оценивается от 0 до 2 баллов.
  4. Ответ на задание 8 оценивается от 0 до 3 баллов.
  5. Ответ на каждое из заданий 10, 12 оценивается от 0 до 1 балла.
  6. Ответ на задание 11 оценивается от 0 до 5 баллов.

Правильно выполненная работа оценивается 47 первичными баллами

Статистика по отметкам

Кол-во участников

2

3

4

5

109

12,84

32,11

43,12

11,93

% качества выполнения заданий проверочной работы - 55

% успеваемости выполнения заданий - 87

Группы участников

Кол-во участников

%

  Понизили (Отметка < Отметка по журналу) %

17

15,6

  Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) %

84

77,06

  Повысили (Отметка > Отметка по журналу) %

8

7,34

  Всего

109

100

Выполнение заданий

Кол-во участников

1K1

1K2

1K3

2K1

2K2

2K3

2K4

3,1

3,2

4,1

4,2

5

6

7,1

7,2

8,1

8,2

9

10

11,1

11,2

12

13,1

13,2

14

 

4

3

2

3

3

3

3

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

2

1

2

3

1

1

1

2

109

70,41

48,93

95,87

87,77

75,54

53,82

57,49

40,37

33,03

45,87

51,38

61,47

54,13

56,88

53,21

58,26

59,63

66,06

69,72

71,1

66,36

85,32

84,4

81,65

54,59

             Характеристика предложенных заданий, их распределение по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности представлены в таблице.

Достижение планируемых результатов

 

Предмет:

Русский язык

Максимальный первичный балл:

47

Дата:

19.03.2024

 

Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС)

Макс балл

 

1K1. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста.  Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

4

1K2. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

3

1K3. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

2

2K1. Проводить морфемный и словообразовательный анализы слов;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

2K2. Проводить морфемный и словообразовательный анализы слов;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

2K3. Проводить морфемный и словообразовательный анализы слов;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

2K4. Проводить морфемный и словообразовательный анализы слов;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

3.1. Распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные предлоги

1

3.2. Распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные предлоги

1

4.1. Распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные союзы

1

4.2. Распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные союзы

1

5. Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка. Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога  

2

6. Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи  

2

7.1. Опознавать предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом; находить границы причастных и деепричастных оборотов в предложении; соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знака препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы

1

7.2. Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опознавать предложения осложненной структуры; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

1

8.1. Опознавать предложения с деепричастным оборотом и обращением; находить границы деепричастного оборота и обращения в предложении; соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы

2

8.2. Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опознавать предложения <…> осложненной структуры; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

1

9. Анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли; распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка

2

10. Опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в прочитанном тексте. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка  

1

11.1. Адекватно понимать и интерпретировать прочитанный текст, находить в тексте информацию (ключевые слова и словосочетания) в подтверждение своего ответа на вопрос, строить речевое высказывание в письменной форме с учетом норм построения предложения и словоупотребления

2

11.2. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка

3

12. Распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; проводить лексический анализ слова  

1

13.1. Распознавать стилистически окрашенное слово в заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова (синонимы). Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности  

1

13.2. Распознавать стилистически окрашенное слово в заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова (синонимы). Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности  

1

14. Адекватно понимать текст, объяснять значение пословицы, строить речевое высказывание в письменной форме с учетом норм построения предложения и словоупотребления. Адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации

2

Задания проверочной работы были направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебноязыковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Задание 1 проверяло традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверялась сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).

Задание 2 предполагало знание признаков основных языковых единиц и было нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно языковыми аналитическими умениями:

− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую(-ие) морфему(-ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

− морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;

− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Помимо предметных умений задание предполагало проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

Задание 3 было нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные предлоги, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 4 было нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 5 было направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствовало проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

Задание 6 проверяло умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения, регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

Задания 7 и 8 проверяли ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, обращением; находить границы причастного и деепричастного оборотов, обращения в предложении); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационные умения, а именно соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма и обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы, а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).

В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверялись предметные коммуникативные умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 предполагало ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, выбор оснований и критериев для сравнения (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.

Задание 11 также предполагало ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (ключевых слов и словосочетаний) в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные универсальные учебные действия и предметные коммуникативные умения), на основе которых выявлялась способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления.

Задание 12 выявляло уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст; ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

В задании 13 проверялись учебно-языковые умения распознавать стилистически окрашенное слово в заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова (синонимы), ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

Задание 14 предполагало объяснение значения пословицы (учебно языковое умение) и проверяло умение строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления.

Анализ достижения планируемых результатов освоения программ по русскому языку показывает, что наибольшие затруднения вызвали задания (менее 50%)

 1К2 Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста

3.1 Распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные предлоги

3.2 Распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные предлоги

4.1 Распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи, правильно писать производные союзы

С остальными заданиями обучающиеся справились удовлетворительно - выше 50% .

Для устранения ошибок необходимо продолжить работу:

  • по совершенствованию видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;
  • по овладению основными нормами литературного языка;
  • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;
  • по заданиям на формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные;
  • усилить работу по морфологии (служебные части речи).
  • по развитию речи обучающихся, связанной с ориентированием в содержании текста, пониманием его целостного смысла, нахождением в тексте требуемой информации, подтверждением выдвинутых тезисов  (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления

8 класс

Дата проведения: 02.04.2024

Количество обучающихся в классах: 99

Выполняли работу: 80

Цель анализа: получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.

Структура проверочной работы: 

Работа, предложенная восьмиклассникам, соответствовала демоверсии. Работа содержала17 заданий, в том числе 11 заданий – к приведённому тексту для чтения. Задания 1-4, 6-8 предполагают развёрнутый ответ, задания 5, 9-17 – краткий ответ в виде числа, слова или сочетания слов.

Все задания имеют базовый уровень сложности, их формулировки в целом соответствуют принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

На выполнение работы даётся 90 минут, выполнение каждого из заданий требует разного времени (примерное время – от 2 до 14 минут), что определяется не уровнем сложности, а характером самого задания.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку в 8 классе:

Задания оцениваются по специально разработанным критериям. За отдельное задание можно максимально получить от 2 до 9 баллов (сумма баллов за все критерии при оценке одного задания), что также определяется не уровнем сложности, т.к. все задания базового уровня, а особенностями каждого задания. Максимальный балл за всю работу – 51

Содержательно задания направлены на проверку уровня сфрмированности предметных языковых и метапредметных умений, универсальных учебных действий обучающихся.

Статистика по отметкам:

Кол-во участников

2

3

4

5

80

8,75

48,75

33,75

8,75

% качества выполнения проверочной работы - 43

% успеваемости выполнения проверочной работы - 91

Группы участников:

Группы участников

Кол-во участников

%

  Понизили (Отметка < Отметка по журналу) %

8

10

  Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) %

72

90

  Повысили (Отметка > Отметка по журналу) %

0

0

  Всего

80

100

Выполнение заданий

кол-во уч

макс балл

1к1

1к2

1к3

2к1

2к2

2к3

3,1

3,2

4,1

4,2

5

6

7

8

9

10

11,1

11,2

12

13

14,1

14,2

15,1

15,2

16,1

16,2

17

80

51

4

4

2

3

3

3

1

3

1

3

2

2

2

2

2

1

2

3

1

1

1

1

1

2

1

1

1

41,25

11,25

97,5

88,75

30,0

41,25

92,5

33,75

43,75

11,25

73,75

18,75

47,5

33,75

52,5

86,25

53,75

46,25

55,0

66,3

76,25

65,0

82,5

37,5

72,5

47,5

86,3

             Характеристика предложенных заданий, их распределение по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности представлены в таблице.

Достижение планируемых результатов

 

Предмет:

Русский язык

Максимальный первичный балл:

51

Дата:

02.04.2024

 

Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС)

Макс балл

 

1K1. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста.  Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

4

1K2. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста.  Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

3

1K3. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста.  Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

2

2K1. Проводить морфемный анализ слова;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

2K2. Проводить морфемный анализ слова;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

2K3. Проводить морфемный анализ слова;  проводить морфологический анализ слова;  проводить синтаксический анализ  предложения  

3

3.1. Правильно писать с НЕ слова разных частей речи, обосновывать условия выбора слитного/раздельного написания. Опознавать самостоятельные части речи и их формы; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

1

3.2. Правильно писать с НЕ слова разных частей речи, обосновывать условия выбора слитного/раздельного написания. Опознавать самостоятельные части речи и их формы; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

3

4.1. Правильно писать Н и НН в словах разных частей речи, обосновывать условия выбора написаний. Опознавать самостоятельные части речи и их формы  опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

1

4.2. Правильно писать Н и НН в словах разных частей речи, обосновывать условия выбора написаний. Опознавать самостоятельные части речи и их формы  опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания  

3

5. Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка. Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога  

2

6. Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи  

2

7. Анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли; распознавать и  формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;  адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи <…> и функциональных разновидностей языка;  анализировать текст с точки зрения его темы, цели

2

8. Анализировать прочитанную часть текста с точки зрения ее микротемы; распознавать и адекватно формулировать микротему заданного абзаца текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;  адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи <…> и функциональных разновидностей языка

2

9. Определять вид тропа. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;  адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи <…> и функциональных разновидностей языка;  проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)  

1

10. Распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;  проводить лексический анализ слова  

1

11.1. Распознавать подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи. Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей  

2

11.2. Распознавать подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи. Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);  анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей  

3

12. Находить в предложении грамматическую основу. Находить грамматическую основу предложения  

1

13. Определять тип односоставного предложения. Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей  

1

14.1. Находить в ряду других предложений предложение с вводным словом, подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению). Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; проводить лексический анализ слова  

1

14.2. Находить в ряду других предложений предложение с вводным словом, подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению). Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; проводить лексический анализ слова  

1

15.1. Находить в ряду других предложений предложение с обособленным согласованным определением,  обосновывать условия обособления согласованного определения, в том числе с помощью графической схемы. Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания

1

15.2. Находить в ряду других предложений предложение с обособленным согласованным определением,  обосновывать условия обособления согласованного определения, в том числе с помощью графической схемы. Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания

2

16.1. Находить в ряду других предложений предложение с обособленным обстоятельством,  обосновывать условия обособления обстоятельства, в том числе с помощью графической схемы. Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

1

16.2. Находить в ряду других предложений предложение с обособленным обстоятельством,  обосновывать условия обособления обстоятельства, в том числе с помощью графической схемы. Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

1

17. Опознавать по графической схеме простое предложение, осложненное однородными сказуемыми; находить в ряду других предложений предложение с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему. Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей  

1

Работа содержит 17 заданий. Задания 1-4, 6-9, 15, 16 предполагают запись

развернутого ответа, задания 5, 10, 14, 17 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Часть 1 проверяет качество списывания осложнённого пропусками орфограмм и пунктограмм текста,

знание основ орфографических правил, расстановку знаков препинания в осложнённых предложениях. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации,

содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных

действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Часть 2 состоит из 16 заданий. Выполнение заданий 2-6 требует от учащихся определенных знаний и умений в области орфоэпии, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Задания 7-17 направлены на выявление уровня владения познавательными УУД.

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

- морфемный разбор направлен на умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- морфологический разбор – на выявление уровня умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;

- синтаксический разбор - на выявление уровня умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Задание 3 нацелено на проверку умения правильно писать НЕ с разными частями речи, обосновывать условия

слитного или раздельного написания.

Задание 4 нацелено на проверку умения писать Н-НН в словах разных частей речи,  обосновывать

условия их написания.

Задание 5 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского

литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения, регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные

действия.

Задания 7 нацелено на проверку понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, проверяются умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 8 проверяет умение анализировать прочитанную часть текста с точки зрения её микротемы; распознавать и адекватно формулировать микротему заданного абзаца текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 9 проверяет умение определять вид тропа.

Задание 10 выявляет уровень умения распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст.

Задание 11 проверяет умение распознавать подчинительные словосочетания, определять

Вид подчинительной связи.

Задание 12 проверяет умение находить в предложении грамматическую основу.

Задание 13 проверяет умение распознавать вид односоставного предложения.

Задание 14 выявляет уровень умения находить в ряду предложений предложение с вводным словом, подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению).

Задание 15 проверяет умение находить в ряду других предложений предложение с обособленным согласованным определением, обосновывать условия обособления согласованного определения, в том числе с помощью графической схемы.

Задание 16 проверяет умение находить в ряду других предложений предложение с обособленным обстоятельством, обосновывать условия обособления обстоятельства, в том числе с помощью графической схемы.

Задание 17 выявляет уровень умения опознавать по графической схеме простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми; находить в ряду других предложений предложение с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему.

Выводы:

1.Наиболее успешно выполнены учащимися задания:

Задание 1K3. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста

Задание 2K1. Проводить морфемный анализ слова

Задание 3.1  Правильно писать НЕ с разными частями речи, обосновывать условия

слитного или раздельного написания.

Задание 10. Распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст.

Задание 14.1  Находить в ряду предложений предложение с вводным словом, подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению).

Задание 15.1  Находить в ряду других предложений предложение с обособленным согласованным определением, обосновывать условия обособления согласованного определения, в том числе с помощью графической схемы.

Задание 17 выявляет уровень умения опознавать по графической схеме простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми; находить в ряду других предложений предложение с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему

2.Затруднения вызвали задания:

1K2. Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста.  Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания.

2K2. Проводить морфологический анализ слова

3.2. Правильно писать с НЕ слова разных частей речи, обосновывать условия выбора слитного/раздельного написания. Опознавать самостоятельные части речи и их формы; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания.

4.2. Правильно писать Н и НН в словах разных частей речи, обосновывать условия выбора написаний

Задание 6.  Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения, регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные

действия.

Задание 8. Анализировать прочитанную часть текста с точки зрения её микротемы; распознавать и адекватно формулировать микротему заданного абзаца текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

11.2. Распознавать подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи.

16.2. Находить в ряду других предложений предложение с обособленным обстоятельством,  обосновывать условия обособления обстоятельства, в том числе с помощью графической схемы

Для устранения ошибок необходимо продолжить работу:

  1.  Стабильные результаты учащиеся 8-го класса  показали по таким критериям, как правильность списывания текста, распознавание предложений с однородными сказуемыми среди других предложений текста с опорой на графическую схему, распознавание предложений с вводными словами, распознавание случаев нарушения грамматических норм в

предложении и исправление этих нарушений, распознавание слова по лексическому значению, определение сре6дства

языковой выразительности.

2.  Необходимо систематизировать повторение орфограмм на правописание безударных гласных, проверяемых ударением; правописание приставок на –з (-с), Н и НН в прилагательных и причастиях; правописание НЕ с наречиями, прилагательными,

причастиями, безударной гласной в окончаниях глаголов.

3. Необходимо систематизировать повторение пунктуационных правил: знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами, в сложных предложениях, тире между подлежащим и сказуемым.

4 .Выстроить работу на уроках развития речи по определению главной мысли текста, формулированию микротем

абзацев.

5. Повторить виды односоставных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результатах деятельности учителя в качестве классного руководителя.

В статье представлен опыт работы учителя в качестве классного руководителя. Определены цели, задачи, и структура воспитательной системы класса....

Аналитическая справка по результатам деятельности классного руководителя 5 класса за уч.год

1.      Цель воспитательной работы  –    создание  воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка....

Информационно-аналитическая справка о результатах деятельности учителя английского языка 1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской сош Витютневой Ольги Егоровны в качестве классного руководителя 11 класса

Информационно-аналитическая справкао результатах деятельностиучителя английского языка1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской сошВитютневой Ольги Егоровны в качестве классного руководителя 11 кл...

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ в МБУДО «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени М.И

Аналитическая справка  о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных прог...

Аналитическая справка по результатам мониторинга предметных результатов. Форма 4.

Аналитическая справка по результатам мониторинга предметных результатов. Форма 4....