Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они работают, воспринимают учителя, наладить контакт, чтобы учащиеся шли к знакомому учителю уже с доверием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-знакомство в 4 классе по русскому языку (при переходе из 4 в 5 класс) | 64.01 КБ |
Рабочий лист | 220.16 КБ |
Титульный лист к ДЗ | 201.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-знакомство.
Урок дается для будущих пятиклассников.
Занимательный урок-путешествие в страну русского языка в 4 классе
Учитель Морозова Е.А.
Цель урока: показать богатство и красоту русского языка;
заставить задуматься об уникальности родного
языка; привитие любви к русскому языку,
стремления познать его.
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- повторить понятия синонимы, омонимы, однокоренные слова, части речи.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
Ребята! Давайте знакомиться! Немного расскажу о себе. Я работаю в школе 10 лет и вела пятый класс уже 5 раз. Могу уверенно сказать, что ничего трудного в программе по русскому языку для этого класса нет. Все могут ее одолеть, а вот интересного- вы убедитесь в этом- много. Интересного, представьте, для меня и для вас. И еще я точно знаю, что все вы научитесь задавать мне умные вопросы: «А почему мы говорим так-то?», «А как объяснить такое выражение?», «Можно ли по-русски сказать так-то?» Надеюсь, что вы, как и прежние мои ученики, всегда будете готовы к урокам. Нам надо беречь время, чтобы больше успеть на уроке- тогда и дома все будет легче.
Необычен наш урок и своей темой «Занимательный урок-путешествие в страну русского языка». Мы познакомимся с богатством и разнообразием русского языка. Что-то вы уже знаете, а что-то будет для вас открытием, как для настоящих путешественников.
Работать будем на специальных рабочих листах, они лежат перед вами на партах. Возьмите листы и подпишите их.
Учитель: Далеко-далеко за бескрайними морями, за тёмными лесами есть прекрасная Страна Русского языка. Попасть в эту страну могут лишь те, кто знает волшебные слова, правила русского языка и обладает мудростью. Мы начинаем.
Задание 1 . Заполните кроссворд. Это будет наша разминка. (3 мин).
Задание 2. Продолжаем работать на листочках., подбираем пары к словам.
Задание 3. Подберите слова, отличающиеся мягкостью/твердостью.
Задание 4. Запишите слова, которые бы составили в букет.
Теперь вы готовы к путешествию, вооруженные знаниями!
Задание 5. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно обвести карандашом только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ребята, вы молодцы! Быстро и хорошо справляетесь с заданиями. Теперь внимание на экран.
УСТНО. Презентация - Задание 6 «Верно – неверно»
1. В русском языке 33 буквы
2. Звуки мы можем увидеть
3.Звуки мы слышим и произносим
4. Гласные бывают твердые и мягкие
5.Согласные бывают звонкие и глухие
6. Фонетика изучает части речи
7. Большой и маленький – это синонимы
8. Предлоги со словами пишутся раздельно
9. Глагол – это служебная часть речи
10. В русском языке 7 падежей
Задание 7. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.Выпишите слова с пропущенной буквой о. Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.
Задание 8. Ответьте на вопросы, но все слова должны начинаться на букву Ц !
– Где был?__(В)_______________________
– В чем перевозят бензин?_____________
– Что выписал из книги?_______________
– Какое блюдо любите?________________
Физкультминутка
Задание 9. Выпусти пар
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________
Задание 10. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.
Аргумент – _______________________________
атрибут – ________________________________
абсолютный –_____________________________
актуальный – _____________________________
гипотеза – ________________________________
Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность; научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.
Задание 11. «Отгадай слово» и разбери его по составу.
1- вариант:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
Ответ: _______________________________
Задание 12. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)
Дерево-привидение.
Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.
Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.
Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.
Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги привидение и громко расплакался.
Но дерево всегда оставалось только деревом!
Мир вокруг нас – это отражение нас самих.
1. Почему каждый что-то видел в силуэте дерева?
2. В чём заключается мораль данной притчи?
3. Подберите синоним к слову "заприметил".
________________________________________
Ребята! Вы все сегодня очень хорошо поработали, совершили путешествие по стране русского языка. На рабочих листах у вас есть смайлик, но у него нет улыбки. Подумайте, вспомните, как прошел урок , и нарисуйте улыбку смайлику, отражающую ваше настроение/впечатление от урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напиши притчу по заданному названию на листе А4 (можешь добавить рисунок):
- Как ученик за пятеркой отправился…
- Тайна хороших оценок
- Потерянный дневник
- Судьба маленькой тучки
- Путешествие пуговицы
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА
__________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, класс)
Рефлексия.
Нарисуй свою улыбку:)
Разминка
Задание 1. Знаете ли вы пословицы?
1.Слово – ..., а молчание – золото.
2. Авось да как-нибудь до добра не ... .
3. Доброе ... и кошке приятно.
4. Делу ..., потехе час.
5. Где тонко, там и ... .
6. Копейка ... бережет.
7. Один с сошкой, а ... с ложкой.
Задание 2. Подберите и запишите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных.
1-й вариант
кора, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, дочка.
______________________________________________________________________
Задание 3. Подберите и запишите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных.
Мал – ... , нос – ... , ток – ... , лук – ... , мыл – ... , лыс – ... , был – ... , выл – ... , угол – ... .
Задание 4. Соберите букет.
1-й вариант
Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.
__________________________________________________________________
Путешествие в страну РУССКОГО ЯЗЫКА
Задание 5. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ералаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся,мыш_, любуеш_ся, ландыш_, устроиш_ся, шалаш_.
Задание 6. Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
Гру(п,пп)а, ба(л,лл)анс, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, те(р,рр)итория,ко(р,рр)еспондент.
Задание 7. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой о.
Маж_рный, ш_в, ш_лк, сгущ_нка, деш_вый, дириж_р, ещ_, обж_ра, плеч_, крыж_вник.
Задание 8. Ответьте на вопросы, но все слова должны начинаться на букву Ц !
– Где был?__(В)_______________________
– В чем перевозят бензин?_____________
– Что выписал из книги?_______________
– Какое блюдо любите?________________
Задание 9. Выпусти пар
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________
Задание 10. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.
Аргумент – _______________________________
атрибут – ________________________________
абсолютный –_____________________________
актуальный – _____________________________
гипотеза – ________________________________
Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность; научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.
Задание 11. «Отгадай слово» и разбери его по составу.
1- вариант:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
Ответ: _______________________________
Задание 12. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)
Дерево-привидение.
Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.
Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.
Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.
Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги привидение и громко расплакался.
Но дерево всегда оставалось только деревом!
Мир вокруг нас – это отражение нас самих.
1. Почему каждый что-то видел в силуэте дерева?
2. В чём заключается мораль данной притчи?
3. Подберите синоним к слову "заприметил".
________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напиши притчу по заданному названию на листе А4 (можешь добавить рисунок):
- Как ученик за пятеркой отправился…
- Тайна хороших оценок
- Потерянный дневник
- Судьба маленькой тучки
- Путешествие пуговицы
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА
__________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, класс)
Рефлексия.
Нарисуй свою улыбку:)
Разминка
Задание 1. Знаете ли вы пословицы?
1.Слово – ..., а молчание – золото.
2. Авось да как-нибудь до добра не ... .
3. Доброе ... и кошке приятно.
4. Делу ..., потехе час.
5. Где тонко, там и ... .
6. Копейка ... бережет.
7. Один с сошкой, а ... с ложкой.
Задание 2. Подберите и запишите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных.
2-й вариант
коза, колос, шалость, кол, твоих, злой, удочка, гость.
______________________________________________________________________
Задание 3. Подберите и запишите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных.
Мал – ... , нос – ... , ток – ... , лук – ... , мыл – ... , лыс – ... , был – ... , выл – ... , угол – ... .
Задание 4. Соберите букет.
2-й вариант
Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.
__________________________________________________________________
Путешествие в страну РУССКОГО ЯЗЫКА
Задание 5. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Ералаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся,мыш_, любуеш_ся, ландыш_, устроиш_ся, шалаш_.
Задание 6. Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
Гру(п,пп)а, ба(л,лл)анс, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, те(р,рр)итория,ко(р,рр)еспондент.
Задание 7. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой о.
Маж_рный, ш_в, ш_лк, сгущ_нка, деш_вый, дириж_р, ещ_, обж_ра, плеч_, крыж_вник.
Задание 8. Ответьте на вопросы, но все слова должны начинаться на букву Ц !
– Где был?_(В)________________________
– В чем перевозят бензин?_____________
– Что выписал из книги?_______________
– Какое блюдо любите?________________
Задание 9. Выпусти пар
Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________
пар __________________
Задание 10. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.
Аргумент – _______________________________
атрибут – ________________________________
абсолютный –_____________________________
актуальный – _____________________________
гипотеза – ________________________________
Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность; научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.
Задание 11. «Отгадай слово» и разбери его по составу.
2- вариант:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
Ответ: _______________________________
Задание 12. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)
Дерево-привидение.
Недалеко от дороги стояло большое засохшее дерево.
Однажды ночью по дороге мимо проходил вор. Он увидел дерево в темноте. Но этот силуэт показался ему в виде полицейского. Испугался вор и убежал.
Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.
Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги привидение и громко расплакался.
Но дерево всегда оставалось только деревом!
Мир вокруг нас – это отражение нас самих.
1. Почему каждый что-то видел в силуэте дерева?
2. В чём заключается мораль данной притчи?
3. Подберите синоним к слову "заприметил".
________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напиши притчу по заданному названию на листе А4 (можешь добавить рисунок):
- Как ученик за пятеркой отправился…
- Тайна хороших оценок
- Потерянный дневник
- Судьба маленькой тучки
- Путешествие пуговицы
Предварительный просмотр:
СБОРНИК
ПРИТЧИ
АВТОР –СОСТАВИТЕЛЬ: 4 «В» КЛАСС
г. Кронштадт
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Путешествие по стране русского языка
Урок: " Путешествие по стране русского языка"...
урок-путешествие по стране Русского языка
Обучающие цели:Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, орфоэпия ,лексика, орфография, синтаксис, пунктуация).Формировать умения применять полученные знан...
Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"
Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...
Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)
« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...
Методическая разработка конспекта урока "Путешествие в страну русского языка"
Конспект урока для 3 класса...
План-конспект урока "Путешествие в страну русского языка"
Внеклассное мероприятие...