Обобщающее повторение по теме: Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок-обобщение по теме: Имя прилагательное (5 класс).На уроке повторяются орфограммы по данной теме, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль  имени прилагательного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему «Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.

Задачи урока:

образовательные:

1) повторить падежные окончания имён прилагательных;

2) вспомнить суффиксы имён прилагательных;

3) закрепить умение разбора имён прилагательных по составу;

4) отработать навык морфологического разбора имён прилагательных;

5) вспомнить, как изменяются краткие прилагательные;

6) закрепить умение определять синтаксическую функцию прилагательных в предложениях;

7) учить определять роль прилагательных в речи;

сопутствующая задача:

*8) развивать орфографически-грамотное письмо;

развивающие:

1) развивать культуру речи;

2) расширять кругозор учащихся;

воспитывающие:

1) воспитывать любовь к русскому языку;

2) воспитывать любовь к родной природе.

1. Этап целеполагания. Ученик читает стихотворение

Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет – 
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить! 
Определяю я предметы, 
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь. 
Меня вам надо знать, беречь.

- О какой части речи идет речь?

 Учитель формулирует цель и задачи урока, записанные на доске.

Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.

2. Проверка домашнего задания (учащиеся составляли загадки).

1) Бурый, мохнатый, косолапый (медведь)
2) НЕ барашек и не кот,
   Носит шубу круглый год
   Шуба серая – для лета,
   Шуба для зимы – другого цвета. (заяц)
3)Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
4)В темной темнице сидит красная девица, а зеленая коса на улице (Морковь)
- Какая часть речи помогла нам красочно описать существительные?

3. Фронтальный опрос по теме «Имя прилагательное».

4. Тренировочные упражнения.

А) Списать, вставить падежные окончания прилагательных, определить род, число, падеж.

Белеет парус одинок…
В тумане моря голуб…
Что ищет он в стране далек…
Что кинул он в краю род… .
-  Как вы определили род, число, падеж у прилагательного?

В) Синтаксическая пятиминутка (задание по рядам).

1 ряд.
Влажный воздух густ и душист.

2 ряд.
Весна ранняя и теплая.

3 ряд.

Прыгает по вырубке белый заяц.

(обучающиеся делают вывод о синтаксической роли имен прилагательных)

Г) Игра «Третий лишний».

1.Жгуч…, свеж…, тиш… .
2. Береч…, из за туч…, дремуч… .
3. Горяч…, слышиш…, плющ… .

(обучающиеся делают вывод, что на конце кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящую, мягкий знак не пишется)

5. Физкультминутка (фонограмма “Голоса птиц”)

– Встаньте, закройте глазки, представьте, что вы в лесу весной.

– Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьет родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки, сели за парты.
6.Выборочная работа (по вариантам).

Задание 1 варианту:
Выпишите из списка слова, в суффиксах и окончаниях которых пишется Е.

Задание 2 варианту:
Выпишите из списка слова, в суффиксах и окончаниях которых пишется О.

Еж..вый, лич..вой, кулач..к, под крыш..й, в больш..м, пищ..вой,
со свеч..й, у могуч..го, чуж..й, каблуч..к, хорош..го, пунц..вый, под плащ..м, свеж..го.

(обучающиеся делают вывод о правописании -О-, -Ё- после щипящих.)

7. Работа с текстом.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые.
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.
С.Есенин

- Найдите изобразительно-выразительные средства, которые помогли автору создать яркую картину?

( эпитеты – красочное определение: роса жемчужная, блестки алые, над озером серебряным)
( олицетворение – неодушевленный предмет наделяется свойствами одушевленного предмета: камыши склонялись, шептались)

- Подберите синоним к слову алый (багряный, пунцовый, красный).

Из истории слова «Красный»

В древнерусском языке слово красный означало только красивыйкрасный молодец, красна девица, красно солнышко. Вспомним пословицу: “Весна красна цветами, а осень - плодами”. Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь. От слова красный в значении красивый образовано и прекрасный, то есть очень красивый.

Красный цвет в Древней Руси называли червленый и червонный. Красную краску делали из особого вида червей, отсюда название червленый.

Красную краску другого оттенка называли словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным - яркий, чистый красный цвет. Например, багровое зарево и багряный закат.

Вывод: прилагательные делают нашу речь образной, красочной, выразительной

8. Развитие речи.

-Составить текст на тему «Весна в лесу»

  1. пришла, в, лес, весна.
  2. запахли, почки, смолой,.
  3. появилась, травка.
  4. ручеёк. побежал,.
  5. гудит, лес, поёт, весело.

Весна в лесу

В лес пришла ранняя весна.
Смолой запахли душистые почки.
Появилась молодая травка.
Побежал говорливый ручеёк.
Весело гудит и поёт весенний лес.

9. Подведение итогов.

Чтение ученицей стихотворения

Нам так близка для всех природа
И любим мы любое время года
И лето, и весну с зимой.
И осень кажется родной.
Чтобы природу описать,
Все прилагательные знать
Должны мы обязательно.
Ведь речь без них совсем бедна,
И в этом наша есть вина:
Красиво редко говорим,
А если обратимся к ним,
То будет замечательно!
Спасибо, прилагательным.

10. Домашнее задание.
Составить словарный диктант по теме «Имя прилагательное»

11. Рефлексия 

Рефлексия настроения

– Самым интересным было…

– Меня удивило…

– Моё настроение…

Рефлексия деятельности

– Я научился…

– Урок дал мне для жизни…

Рефлексия содержания

– Я понял, что…

– Сегодня на уроке я узнал…

Тест по теме «Имя прилагательное»  

5 класс

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета;         Б) действие предмета;       В) признак признака.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы

А) кто?  что?              Б) какой? чей?                В) что делать? что сделать?

3. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):

А) по родам;       Б) по временам;        В) по числам;        Г) по падежам.

4. Краткие имена прилагательные изменяются:

А) по родам;        Б) по падежам;          В) по числам.

5. Словосочетанию весенний день соответствует схема

         х                                                     х                               х

А) прилаг.+ сущ.           Б) прилаг. + сущ.          В) сущ.+сущ.

6. Краткие имена прилагательные в предложении являются:

А) определениями;        Б) дополнениями;            В) сказуемыми.

7. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели;

Б) Коротки дни зимой;

В) Иглы у ели короткие.

8. В предложении Новая грамматическая тема очень трудна.  краткое прилагательное является:

А) определением;          Б) сказуемым;           В) дополнением.

9. Мягкий знак не пишется в словах:

А) мяч…        Б) хорош…         В) рож…      Г) с крыш…

10. Прилагательное большой в Родительном падеже имеет окончание

А) – им           Б) – ого         В) – ем

11. Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже, единственном числе имеют окончание

А) –ом, -ем       Б) - им, - ом        В) –ым, -ем       Г) –им,-ым

12. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание

А) –ом,-ем        Б) –им,-ом          В) –ым,-ем        Г) –им,-ым

13. Установите соответствие:

1) ж.р.,ед.ч.,И.п.              а)большой                                д) летним

2) м.р.,мн.ч.,Р.п.              б) умная                                   е) об утреннем

3) ср.р.,ед.ч.,Т.п.              в)глубокого                            ж) маленьким

4) ж.р.,мн.ч.,Д.п.              г) хороших                              

 14. Краткая форма прилагательного могучий

А) могучь        Б) могуч         В) могучи

15. Краткая форма прилагательного хороший

А) хорош         Б) хорошь            В) хороша

16. Род и число прилагательного в словосочетании сосна высока

А) ед.ч., ср.р.        Б) мн.ч., ср.р.         В) ед.ч., ж.р.          Г) ед.ч., ср.р.

17.  Какие окончания нужно дописать (выберите столбец а), б), в), г) с правильными окончаниями)?

                                                                         а          б          в          г

летн__   утром                                               им       им       им       ем

на горяч__   песке                                         ем        им      ем        им

от осенн__   листвы                                      ий        ей       ей        ем

от жарк__   солнца                                       ого       ова     ого       ова

18. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным

А) Перелетные птицы улетели на юг.

Б) Деревья жмутся друг к другу, скрипят на ветру.

В) Рыжая шерстка лисенка была густа и мягка.

Г) Ночь светлая и морозная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...

урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»

Урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное»....