конспект урока по русскому языку в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Борисова Марина Анатольевна

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги. Урок решения грамматических задач (практикум).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная сош»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. Урок решения грамматических задач (практикум).

Учебник «Русский язык» - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская  и др.

Цели урока:        

обучающие:

 - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;

- закрепить умение различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи.

развивающие:

- продолжить работу по развитию связной речи учащихся;

- совершенствовать речевую компетентность обучающихся;

- развитие мыслительных умений и навыков (анализа, синтеза, сравнения).

воспитывающая:

- прививать уважение к русскому языку, воспитывать культуру речи через правильное употребление предлогов.

Тип урока: урок - практикум.

Методы и приемы: слово учителя, проблемный вопрос, повторение, закрепление, применение знаний; опрос, интеллектуальная разминка, практические упражнения, работа в парах.

Виды учебной деятельности: тестовый опрос, лингвистическая  разминка, решение грамматических задач (исправление ошибок, объяснительный  диктант, выборочный  диктант, самостоятельная работа, устное комментирование, творческая работа),  работа с учебником.

Оборудование: проектор, доска, презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, запись в тетради числа, вида работы (классная).

- Запишите и тему урока, подумайте, какую работу предполагает она.

Ответы учащихся.

Слово Учителя: Сегодня мы продолжим знакомство с секретами предлогов, порешаем грамматические задачи на различение производных и непроизводных предлогов, правильном использовании их в устной и письменной речи.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Слово Учителя: Данная тема очень важна, так как ни один текст в русском языке не обходится без предлогов и знание этой темы поможет вам легко справиться с некоторыми заданиями по основному государственному экзамену (ОГЭ).

- А начнём мы наш урок с эпиграфа:  «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку» (Ральф Эмерсон), смысл которого заключается в том, что вместе мы справимся с поставленными на сегодня задачами.

III. Актуализация знаний.

- Прежде чем приступить к решению задач, вспомним изученное о предлоге. Предлагаю поработать с тестом (отвечаем полными предложениями).

1. Тестовый опрос (презентация)

1. Предлог это…

1) самостоятельная часть речи;

Б) служебная часть речи;

В) не является частью речи.

2. Предлоги отвечают на вопросы…

А) Что? Кто?

Б) Какой

В) Что делает?

Г) сколько?

Д) не отвечают на вопросы.

3. Предлоги…

А) обозначают предмет;

Б) обозначают признак предмета;

В) обозначают действие?

Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

4.  Предлоги…

1)изменяются по числам, родам, падежам;

Б)имеют наклонение;

В) имеют вид и время;

Г)не изменяются.

5. Предлог в предложении обычно бывает…

1) сказуемым;

Б) подлежащим;

В)  не является членом предложения, но входит в его состав.

Г) второстепенным членом предложения;

- Какие бывают предлоги по составу и их образованию? (простые и составные, непроизводные и производные).

- От каких частей речи образуются производные предлоги? (от имен существительных с предлогами, от наречий и деепричастий).

Итак, предлоги …

1)        Не отвечают на вопросы;

2)        Ничего не обозначают;

3)  Не изменяются;

4)        Не являются членами предложения;

5) Бывают простыми и составными, непроизводными и производными.

6) Образуются от  имен существительных с предлогами, от наречий и деепричастий.

2. Четвертый лишний (презентация).

- Предлагаю  поиграть в игру «Четвертый лишний»; надо выбрать лишнее и объяснить причину.

1) язык, речь, о, слово  (о – предлог, остальные слова – имена существительные);

2) под, и, от, в   (и – союз, остальные слова - предлоги);

3) благодаря, вопреки, в течение, вокруг (в течение – составной предлог, остальные – простые);

4) благодаря, с, вопреки, мимо (с – непроизводный предлог, остальные производные).

3. Лингвистическая разминка (презентация).

- А теперь лингвистическая разминка (вопросы читает учитель).

1. Можно ли прийти домой со (из) школы?

2. Можно ли купить в аптеке таблетки для (от) головной боли?

3. Можно ли жить на Кавказе? А на (в)  Сибири?

4. Может ли быть средство для (от) бессонницы?

5. Можно ли благодаря (из-за) болезни не выучить уроки?

6. Можно ли разъяснять о (-)правилах поведения?

7. Можно ли оплатить за (-) билет?

Учитель: Делаем вывод - надо быть внимательными в употреблении предлогов в речи.

IV.  Практикум. Решение грамматических задач.

Переходим к решению грамматических задач, связанных с темой «Предлоги» 

(листы с задачами на партах на каждого ученика).

Задача №1 на различение предлогов и приставок.

Запишите словосочетания, раскрывая скобки; выделите приставки, обозначьте предлоги  (самостоятельная работа в тетрадях).

 (На) яхте, (на)право; (по) осеннему лесу, (по) осеннему хмурые дни;

обратиться (по) своему делу, сделать (по) своему; висели (надо) мной, (надо)рвать  лист бумаги.

Проверка самостоятельной работы.

1 ученик: на (предлог)  яхте, направо (наречие с приставкой); по  (предлог) осеннему лесу,  по- осеннему (наречие с приставкой) хмурые дни;

2 ученик: обратиться по (предлог) своему делу, сделать по- своему (наречие с приставкой); висели надо  (предлог) мной, надорвать  (глагол с приставкой) лист бумаги.

Задача №2 на различение непроизводных и производных предлогов.

 Выборочный диктант (выполнение заданий по вариантам)

-  Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вариант) 

    и производными предлогами (2 вариант).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, слабость вследствие болезни.

                                           Проверка

1 вариант                                                       2 вариант

переходит через улицу                                     задержка ввиду ремонта

подписывает на конверте                           дом вблизи реки

отступает от темы                                     бежать впереди всех

разделить на пять                                     приехать спустя неделю

вдумается в смысл                                     разговор насчёт отпуска

прибавит к двум                                         прочитать в течение дня

шагает в колонне                                               расплатиться согласно договору

сбегает с горы                                               слабость вследствие болезни

Задача №3.

- Проблемный вопрос: Как различить производные предлоги от омонимичных частей речи, которые звучат, а иногда и пишутся одинаково?

Образец размышления:

Ребята шли (где?) впереди. Ребята шли (где?) впереди отряда  (перед отрядом)

Правило – помощник! Производный предлог можно заменить непроизводным или другим производным предлогом, на поставленный вопрос отвечаем самостоятельной частью речи вместе с предлогом.

Объяснительный диктант.

Упр. 338. Определите часть речи выделенных, одинаково звучащих слов (работа с комментированием на доске и в тетрадях).

  1. Предложения 1, 2 (обвила (где?) вокруг чела (лоб)  (сущ. с предлогом), глядит (где?) вокруг (наречие).
  2. Предложения 4, 6 (выспаться можно (где?) около леса (сущ. с предлогом), лег (где?) около (наречие).

Задача №4. Мы уже говорили, что предлоги требуют к себе очень внимательного отношения. Найдите ошибки в употреблении предлога ПО и запишите правильный вариант (самостоятельная работа в тетрадях, проверка, запись на доске существительных с предлогами в правильной форме)

1) Встретимся по окончанию фильма (по окончании).

2) Купить билеты   сразу по прибытию на вокзал (по прибытии).

3) Обсудить по возвращению домой (по возвращении).

- Слово Учителя: Выделенные сочетания в  данных предложениях имеют значение «после чего либо», а это значит, что  предлог ПО требует употребления существительного в предложном падеже. Подобные обороты характерны для книжного стиля, для официально – деловой речи.

Задача №5. Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные (работа в парах).

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

IV. Рефлексия.

- Давайте подведем итог урока. Чем для вас было полезно это занятие?

(закрепили знания о предлоге как служебной части речи, упражнялись отличать производные предлоги от других частей речи, упражнялись в их написании, в употреблении предлогов в речи).

- Помог ли наш совместный труд достичь цели урока?

- На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Предлог» и поговорим о его других особенностях.


V. Домашнее задание

1. (параграф 54, упр. 341)

2. дорешать грамматические задачи.

     Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...