Открытый урок. Сочинение-описание с элементами экскурсии
материал по русскому языку (5 класс)
Урок предстовляет собой виртуальную экскурсию во дворец Снежной Королевы. После совершения этого волшебного путешествия дети пишут сочинение-описание "Дворец Снежной Королевы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 13.87 КБ |
сопроводительная презентация | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Здравствуйте! Садитесь.
Ребята, сегодня на улице чудесная снежная погода, на календаре конец декабря, а это значит, что приближается один из самых волшебных праздников в году! Какой?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Учитель: Верно, скоро у нас наступит Новый год! Давайте вспомним, какие сказки ассоциируются у нас с Новым годом?
Примерные ответы: Морозко, Снежная Королева, Щелкунчик, Снегурочка, Двенадцать месяцев и т.д.
Учитель: Отлично, вы назвали много сказок, у каждого с наступающим праздником ассоциируются свои произведения, а к какому именно мы обратимся сегодня, узнаем чуть позже. Сейчас давайте вспомним то, что изучали на уроках русского языка в этом году.
Какие мы знаем типы речи? (повествование, описание, рассуждение)
Для чего используется каждый из них? (Повествование, чтобы рассказать о каком-либо событии, можно представить его как последовательность картин. Описание, для того чтобы описать что-либо, используя его свойства и качества, можем представить, как картинку, а рассуждение, чтобы высказать и доказать свои мысли)
Учитель: сегодня на уроке нам с вами понадобятся повествование и описание. Послушайте фрагмент стихотворения и подумайте, к какой сказке мы обратимся сегодня.
О, этот зов, чудесной силой
Влекущий за ночной звездой
К снегам Финляндии унылой,
К ветрам Лапландии седой!
И эта сказочная верность,
Всё не дающая упасть
В печали тёмную безмерность,
В унынья гибельную пасть...
О каком произведении напомнили вам Финляндия и Лапландия?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Учитель: Верно, это сказка Андерсена «Снежная Королева». Мы с вами ещё не изучали её, но каждый в той или иной мере с ней знаком.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, раз вспомнили о типах речи и сказке Андерсена?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Учитель: Именно, сегодня мы будем составлять рассказ с элементами описания о путешествии во дворец Снежной Королевы. Но просто описать какое-то место, глядя на картинку скучно, а придумать целый рассказ пока что получается не у всех. Поэтому я предлагая вам отправиться в виртуальное путешествие и вместе начать составление нашего произведения!
Давайте закроем глаза, и слушая музыку представим, что мы свами сквозь пространство переносимся из нашего школьного кабинета в совершенно другое далёкое место!
Какие картины вы представили под музыку?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Учитель: Хорошо, каждый представил что-то своё, но все картины у нас были связаны с зимой.
И вот мы с вами оказались в далёкой и сказочной Лапландии, где среди снежных просторов и начинается наше путешествие.
Но прежде чем путешествовать, нужно составить наш маршрут, который и послужит нам планом сочинения. Итак, с чего мы начнём и как будем продолжать?
(Начнём с описания места, где мы оказались; потом скажем о нашем пути во дворец, о том, как дворец выглядит снаружи, что увидели внутри и завершим нашими впечатлениями)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы речи
О, этот зов, чудесной силой Влекущий за ночной звездой К снегам Финляндии унылой, К ветрам Лапландии седой! И эта сказочная верность, Всё не дающая упасть В печали тёмную безмерность, В унынья гибельную пасть...
План Описание места, где мы оказались Путь во дворец Вход в чертоги Снежной Королевы Дворец изнутри Наши впечатления
В замке снежной королевы стены изо льда. Не шумят в саду деревья, не журчит вода. Замороженные травы, листья и плоды, В бриллиантовой оправе мерзлые цветы . (Людмила Панасюк) " Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освящённых северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко-сверкающих чертогах. Веселье никогда и не заглядывало сюда. Холодно, мертво! Холодное северное сияния вспыхивало и горело так правильно, что можно было рассчитать, когда свет усилится, а когда ослабеет. Посреди самой большой залы, находилось озеро. Лёд треснул на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы. В свободное время Снежная королева восседала на нём и говорила, что сидит на зеркале разума." (Х. К. Андерсен)
Как начать рассказ? Сегодня, слушая музыку, мы перенеслись в далёкую Лапландию и оказались в живописнейшем месте… Используя богатую фантазию, мы отправились в волшебное путешествие по дворцу Снежной Королевы, но началось оно со снежных просторов Лапландии…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание местности с элементами рассуждения по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»
Познакомить учащихся с особенностями описания местности, изображенной на картине; активизировать лексику учащихся на тему картины; дать понятие речевого общения; познакомить уч...
Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".
Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...
Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...
Презентация к уроку. Сочинение-описание по картине Герасимова `После дождя`. 6 класс
Презентация может быть исользована при подготовке к написанию сочинения. Содержит материал о художнике, примерный план сочинения и словарный материал. Помогает создать эмоциональный настрой....
Презентация к уроку. Сочинение-описание«Зимнее утро в лесу». 6 класс
Русский язык. 6 класс. Программа Т.А.Ладыженской. Тема урока в учебнике и тематическом планировании "Описание природы". Презентация к уроку может быть использована при подготовке к написанию сочинения...
План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку
Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...
Технологическая карта интегрированного урока "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории т кул...