Обучение сжатому изложению
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_szhatomu_izlozheniyu.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс | 9 |
Тема урока | Обучение сжатому изложению |
Тип урока | Урок развития речи |
Цели урока | а) образовательная: подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста; развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии; б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему; формирование умений работать в группе; в) развивающая: формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её |
Основные термины и понятия | Изложение (сжатое, подробное, выборочное), синтаксис, пунктуация, знаки препинания, способы сжатия текста (замена, исключение, обобщение) |
Образовательные ресурсы | (Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / [Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский];– М. : Просвещение, 2023),презентация, раздаточный материал(см.Приложение) |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты
| Личностные результаты
| Метапредметные результаты
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Деятельность учителя. | Образова-тельные ресурсы | ФОУД | Деятельность | Формируемые |
Этап 1.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин). | |||||
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа. | Слайд 1 | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность | |
Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(5 мин.) | |||||
- Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста? Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах. Пьер Буаст Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.) – лексикограф, автор универсального словаря французского языка - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? | Слайд 2
Слайд 3 | Беседа | (Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке, после чего открывается слайд 3) | П: умение аргументированно отвечать на вопросы К: умение строить диалоги М: развитие словарного запаса, устной монологической речи. | |
Этап 3. Этап формулирования целей урока (1-2 мин.) | |||||
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности | Итак, ребята какие же цели и задачи мы поставим на сегодняшний урок? | Беседа | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. - Мы должны научиться выделять главное в тексте, научиться писать сжатое изложение. | Р: умение формулировать цель и задачи Л: самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию | |
Этап 4. Этап формирования новых знаний и умений. (15 мин.) | |||||
Цель этапа: познакомить с особенностями сжатия текста | Ребята! Чтобы выполнить работу удачно, необходимо вспомнить основные приемы сжатия текста. Запишем в тетрадь подзаголовок: Приемы сжатия текста. Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности. Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует: 1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным. 2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте. При сжатии: повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности; рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы; описания – исключаются незначительные, несущественные детали. Приемы сжатия текста: Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.). Языковые: 1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию. 2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним. 3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые. 4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями. 5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной. 6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом. | (Слайды 4 – 8) Раздаточный материал (см.приложение) | Беседа | Учащиеся работают с раздаточным материалом и фиксирую в рабочую тетрадь основную информацию за учителем. -предложения, связанные одной мыслью | Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания |
Этап 5.Динамическая пауза. (2 мин.) | |||||
Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физическую. | - А теперь немного отдохнём. Выполним физкультминутку Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения. | |||
Этап 6. Закрепление изученного материала. (10 мин.) | |||||
Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу. | Сейчас мы вами попробуем наши новые знания применить на практике. Карточка 1. Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия. 1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. 2. Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса. 3. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идет куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов. 4. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча. Карточка 2. Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия. 1. Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок. 2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. 3. Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило мое детство.
Карточка 3. Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия. 1. Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой. 2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души (Ю. Лотман). 3. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины (К. Паустовский). 4. У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров. Алгоритм работы над сжатым изложением 1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль. Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания. Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан. 2. Выделите микротемы. Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью. Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких. 3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной. 4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки. Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова. 5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки. 6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания. 7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами. - Прочитайте текст. Текст Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Юрию Марковичу Нагибину) - Выпишите опорные слова. - Какова тема текста? - Найдите ключевые слова. Определите основную мысль. - Сформулируйте тезисы каждого из абзацев. - Запишите сжатый текст по – микротемам. Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, до и после его сжатия. Самопроверка. Примерный вариант сжатого изложения Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот. Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, неверящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется. | Раздаточный материал Слайды 9-12 (слайды 13 – 15) | беседа | Дети работают в тетрадях, выполняют задания с карточек -О знаках препинания -Основная мысль: знаки препинания необходимы для правильного чтения и понимания текста. Работаю самостоятельно в черновиках
Работа с текстом по алгоритму -Опорные слова: (воспитание, семья, нравственность) -Основная мысль текста: Если в семье не занимаются воспитанием ребенка, то его жизнь обедняется. -Тезисы: (1. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. 2. Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями. 3. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребенком, то ребенок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, его жизнь обедняется.) Учащиеся работают по рядам: 1 ряд – 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац). | Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания П: искать различные способы выполнения заданий К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности |
Этап 7.Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин.) | |||||
Цели: организовать подведение итогов урока. | Учитель подводит итоги урока - Ребята, а давайте вспомним нашу цель урока? Скажите, мы ее достигли? Значит наш урок удался. Хорошо. | Беседа | -Мы должны были научиться выделять главное в тексте | Р: осуществление самооценки, самоконтроль | |
Этап 8. Домашнее задание(1 мин.) | |||||
1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением. 2. Сжато изложить текст упр. 48, 49, 51 (по выбору) (Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / [Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский];– М. : Просвещение, 2023). | Слайд 16 | Записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы по ДЗ. Прощаются с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....
обучение сжатому изложению
С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей сжатому изложению...
Конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе...
Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению
Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...
«Обучение сжатому изложению»
«Обучение сжатому изложению»8 класс...