Способы интеграции на уроках литературы в 5 классе
статья по русскому языку (5 класс)

В статье рассматриваются некоторые аспекты проведения интегрированных уроков литературы в 5 классе.

The article discusses some aspects of conducting integrated literature lessons in the 5th grade.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок литературы, литература 5 класс.

Key words: integration, integrated literature lesson, literature 5th grade.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litvinova_statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Литвинова Дарья Вадимовна

ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь

Litvinova

Stavropol State Pedagogical Institute,

Stavropol

E-mail: class="c1">Научный руководитель: Муратова Т.А.

старший преподаватель, кандидат филологических наук

Способы интеграции на уроках литературы в 5 классе

Methods of integration in literature lessons in 5th grade

Аннотация в статье рассматриваются некоторые аспекты проведения интегрированных уроков литературы в 5 классе.

Abstract: The article discusses some aspects of conducting integrated literature lessons in the 5th grade.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок литературы, литература 5 класс.

Key words: integration, integrated literature lesson, literature 5th grade.

Интеграция в современной педагогической практике играет важную роль. Сущность интеграции заключается в непосредственном процессе развития, который связан с объединением в единое целое ранее разнородных частей и элементов. Интегрированный подход к обучению предполагает осуществление в форме следующих трёх этапов:

  • решение заданий с образцами (знакомство с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных с различными видами искусства);
  • конструирование (написание сочинений, стилистически связанных с изучаемой эпохой, создание творческих работ на уроках изобразительного искусства);
  • моделирование [2, с. 46-48].

Различные виды искусства могут восприниматься обучающимися обособленно. Однако, виды искусства находятся в тесной взаимосвязи между собой. Например, с литературой связаны музыка и изобразительное искусство. Интеграция видов искусства с художественными произведениями на уроках литературы позволяет развивать нравственную культуру и творческие способности школьников. При подготовке и проведении интегрированных уроков литературы преподавателю необходимо ставить перед собой содержательно-информационные и информационно-деятельностные цели [4, с. 208]. Содержательно-информационные цели заключаются в том, чтобы научить обучающихся искать связи между фактами, событиями, явлениями, сопоставлять и делать выводы. Информационно-деятельностные цели развивают у школьников умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Интеграция в современной педагогической практике становится неотъемлемой частью каждого урока литературы. Например, при изучении текстов художественных произведений или биографии писателя может быть введён исторический комментарий. Изучая стихотворение А.С. Пушкина «Няне», на уроке может быть дан следующий исторический комментарий:

«Стихотворение «Няне» Пушкин написал в 1826 году, когда находился в ссылке в Михайловском. Поводом для ссылки послужили эпиграммы Пушкина на влиятельных людей – на архимандрита Фотия, Аракчеева и даже самого императора Александра. Арина Родионовна – это крепостная, принадлежавшая семье Ганнибалов, няня Александра Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги. Арина Родионовна помогала Пушкину в этот тяжёлый период его жизни, приносила душевное спокойствие, утешение. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения («Няне», «Зимний вечер»), многократно упоминал в письмах».

Не стоит забывать о тесной взаимосвязи литературы и русского языка. В текстах литературных произведений могут встречаться различные пласты лексики – устаревшая, диалектная, профессиональная. Отсюда следует, что на уроке литературы рассматривается значение слов, которые используются автором в художественном произведении [5, с. 113-114]. Объяснение значения слов является необходимой частью при изучении гоголевских повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Например, в повести «Заколдованное место» встречают следующие диалектизмы: батько – отец; баштан – огород в поле, засеянный чаще всего арбузами, дынями, кабачками, огурцами и т. п.; вечерять – ужинать; галушки – украинское национальное блюдо, варёные кусочки теста, чаще – в сметане; жупан – тёплая верхняя одежда; кавун – арбуз; курень – шалаш, изба в зависимости от контекста [3, с. 43-44].

В стихотворении А.С. Пушкина «Няне» в пояснении будет нуждаться устаревшая лексика. Здесь мы можем выделить следующие слова: светлица –светлая парадная комната в доме; горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго; вороты –ворота; всечасно – постоянно.

Стоит отметить, что на уроках литературы интеграция может быть и с географией. Для полноты восприятия текста литературного произведения необходимо понимать, где именно происходит его действие, какую местность описывает автор.

В качестве примера мы можем привести то, что в 5 классе изучается рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», действие которого происходит на Кавказе – территории, расположенной между Черным, Азовским и Каспийским морями. Расположение Кавказа показывается на карте, территория делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье. Большое место автор рассказа уделяет описанию местной природы, обычаев и особенностей жизни горцев, среди которых особенно выделяет девочку Дину [6, с. 55]. Л.Н. Толстой выбирает в качестве времени действия события Кавказской войны в горном Дагестане, когда местные жители боролись за свою независимость с царской армией. После определения места действия на уроке могут быть рассмотрены фотографии и репродукции картин с видом на Кавказ [6, с. 59]. Здесь может отметить интеграцию с видами искусства. Обучающимся необходимо познакомиться с картинами Г.Г. Гагарина – первооткрывателя Кавказа в русском искусстве. Совместно с М.Ю. Лермонтовым были выполнены картины «Эпизод сражения при реке Валерик», «Схватка», «Бой между всадниками», «Джигитовка», посвященные боевым действиям в Чечне [1, с. 122].

Интересной формой интеграции для обучающихся будет выступать подготовка и проведение уроков-спектаклей. На наш взгляд, для инсценирования в 5 классе могут быть выбраны такие произведения, как народные сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», басни И.А. Крылова «Квартет», «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», «Соловей», «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Важно отметить, что для постановки урока-спектакля выбираются отрывки из художественных произведений, проводится предварительная подготовка – декорации, образы героев, подбирается музыкальное сопровождение. Обучающиеся таким образом самостоятельно оказываются героями того или иного литературного произведения, примеряя на себя различные роли.

Таким образом, интеграция уроков литературы с другими дисциплинами и различными видами искусства становится неотъемлемой органической частью уроков. Это может быть как этап урока (исторический комментарий, словарная работа), так и полноценный урок (проведение урока-спектакля по прочитанному художественному произведению). Интегрированные уроки расширяют представление обучающихся не только о произведении литературы, но и об окружающей действительности в целом, способствуют развитию и формированию творческих навыков.

Список литературы:

  1. Абдулаева З.А. Отображение социокультурной реальности Кавказа в творчестве русских и западных художников ХІХ века / З.А. Абдулаева // Журнал «Научная мысль Кавказа». – 2010. – №3. – С.121-126.
  2. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение / Л.Н. Вавилова // Журнал «Образование. Карьера. Общество». – 2017. – С.46-52.
  3. Герасимова Д.А. Анализ системы уроков по раннему творчеству Н. В. Гоголя в учебно-методическом комплекте под редакцией Г. С. Меркина (5 класс) / Д.А. Герасимова // Журнал «Вестник Костромского государственного университета». – Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2014. – Т.30. – №1. – С.43-49.
  4. Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. Педагогическая интеграция как категория интегрированного обучения / Б.А. Жекибаева, А.Д. Калимова // Журнал «Вестник Казахского национального женского педагогического университета». – 2019. – №3(79). – С. 200-212.
  5. Зырянова О.Н., Смагина В.Ю., Мещерова Ю.Н. Словарная работа в процессе обучения читательским интерпретациям в старших классах / О.Н. Зырянова, В.Ю. Смагина, Ю.Н. Мещерова // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». – 2021. – С.113-116.
  6. Сайнароева Х.С. Кавказская тема в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» / Х.С. Сайнароева // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2018. – №9(9). – Т.4. – С. 55-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Интеграция на уроках литературы"

В данной  методической разработке  представлены интегрированные  уроки литературы из опыта работы .  Материалы апробированы в работе с учащимися средней об...

Интеграция на уроках литературы.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учит...

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета. Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.Цель урока: спосо...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Мастер – класс Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии».

Мастер – класс  Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии»....