Интеграция на уроках литературы.
статья по литературе по теме

Мишурина Наталья Николаевна

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность: В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.


Новизна: Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Цели и задачи данной работы:

  1. Рассмотреть, что такое  нетрадиционные формы уроков литературы, их функции, разновидность, особенности
  2. Выяснить, что такое межпредметная интеграция, ее разновидности
  3. Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока литературы в школе
  4. Показать практическое применение интеграции на примере урока литературы

1.Нетрадиционные формы урока, понятие и функции.

Современные школьники с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке, проявить свою активность, способности, интересы. Пробудить интерес учащихся к урокам литературы помогут нетрадиционные формы уроков.

Нетрадиционные формы урока - это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Что же дают нетрадиционные формы урока?

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Нетрадиционные формы урока 

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,
Спектакль,
Путешествие,
Турнир,
Конференция,
Видеоурок и др.

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Интервью,
Суд,
Дискуссия,
Исторический портрет,
Проблемный урок и др.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Контрольный урок

КВН,
Аукцион,
Викторина,
Конкурс знатоков,
Олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений.

О.В.Трофимова дает следующее определение:

Нетрадиционная форма урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

1.1.Нетрадиционные формы урока литературы, основные особенности.

Урок литературы - это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

Нетрадиционные формы урока литературы - это и уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известные в общественной практике как исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия:

  1. паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков,
  2. уроки – путешествия (например, урок – путешествие в Царское село),
  3. литературная прогулка,
  4. литературная гостиная,
  5. спектакли (например, постановка отрывка из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", посвящённую дню памяти поэта).

2.Интегрированный урок как  форма нетрадиционного урока литературы. 2.1. Задачи преподавания литературы.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  1.  воспитать всесторонне развитого человека;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  3. формировать обобщённые знания и умения;

Воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.
2.2. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

 Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.)
  Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

  Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
  Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
  Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

2.3. ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

   Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.   

3. Интегрированные уроки литературы.

 Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

3.1.Интеграция русского языка и литературы.

 Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования

3.2.Интеграция литературы и истории. 

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?
   На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

3.3.Интеграция литературы и искусства. 

 Уроки литературы, посвященные пейзажной лирике, « Словом, музыкой, кистью…» предполагают знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

 4.  План-конспект интегрированного урока литературы в 9 классе               «Словом, музыкой, кистью…» Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыки».

 Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

         В ней есть душа, в ней есть свобода,

       В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев.

Природа вся полна последней теплоты

А. Толстой

Цели и задачи урока:

1.Обучающие:

  1. расширять знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;
  2. закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

      2. Развивающие:

Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока;

  1. создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции  учащихся;
  2. способствовать развитию эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования;
  3. развитие речевых навыков;
  1. развивать интерес к искусству - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников, музыкантов;
  2. развивать навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

  1. воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
  2. воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока:

 Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года», Вивальди; тетради; рефлексия урока.

Оформление урока:

 на доске тема урока, эпиграфы; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, анализ репродукций, устное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.

Опережающие задания:

Весь класс был поделён на 3 группы и занимался творчеством поэтов, художников, композиторов.

 Каждая  группа подготовила:

  1. краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;
  2. иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;
  3. музыкальное оформление выступления;
  4. презентации и показ её на уроке;
  5. выразительное исполнение стихотворения;
  6. анализ стихотворений по плану:

- Название.

- Тема, основная мысль.

- Описание осени.

- Художественные выразительные средства.

                                                         

  Ход урока:

  1. Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Слово учителя: (слайд№1)

«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Рыленкова, Пастернака, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. Природа… «В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…»

Чтец: (стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»):

Слово учителя. Сообщение темы, целей и задач урока. Мы сегодня с вами поговорим об одном времени года – осени. (Слайд №2.)

Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.

Прочитайте эпиграфы, как вы понимаете эти слова?

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Осень. Разноцветье кленов, стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берез, коралловые слёзы рябин, угрюмая стойкость дубов.

 Какая она, осень? Что прячется за буйством её красок? Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображения, перерождения. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.

В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых пойдёт  речь на уроке.

В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная.

Осень в искусстве

Литература

Живопись

Музыка

 Кроме того, оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получаете листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2). (слайд №3)

3.Просмотр видеоролика «Осенние этюды». Народные приметы.

«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».  (слайд№4).

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с народными осенними приметами. Вы должны закончить фразы. (выполняют самостоятельно, проверяем с помощью интерактивной доски).(слайд№5)

  1. 5 сентября.

Коли брусника поспела, то и … (овёс дошёл).

  1. 14 сентября

Начало бабьего лета. Бабье лето сухое - … (осень мокрая).

  1. 7 октября

Много желудей на дубе - …. (к тёплой зиме и  урожайному году).

  1. 14 октября.

Покров. Если журавли полятят, то … (будет мороз).

  1. 22 октября.

Если туман - … (к оттепели).

  1. 8 ноября

Если в этот день снег, то он …. (до Пасхи пролежит).

Слово учителя.

«Природа была не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»

Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь и  чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Лаконично и образно нарисовать перед нашим взором эту картину. «Пушкин родился под влиянием луны и солнца. Тютчев возник на русской земле под влиянием небесных пространств, разорванных ночной грозой и перекличкой зарниц. Фет рождён под решающим знаком звездного неба», - так писал о своих братьях-стихотворцах Константин Бальмонт.(слайд№3)

Работа с текстами стихотворений.  (Восприятие, истолкование).

- Ребята, какие стихи об осени вы знаете?

Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» (слайды №4-5)

Вопрос:

С какой порой связаны эти стихотворения?

Предполагаемый ответ:

Осень, начало осени, поздняя осень.

Каким чувством пронизаны строки?

Предполагаемый ответ

Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.

4. Работа групп по творчеству поэтов.

1группа: Ф.И.Тютчев. (слайды №6)

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстюге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
    Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
       Послушаем стихотворения поэта «Есть в осени первоначальной».
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа,  В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

2 группа. А.А.Фет.( слайд№7)

Детство Афанасий Афанасьевич Фет  провёл в Орловской губернии.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

 Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Прослушивание стихотворений поэта.

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

3 группа. Александр Сергеевич Пушкин. (слайд№8)

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.

                Прослушивание стихотворения поэта «Осень»

Вывод.  Стихотворение А.С. Пушкина необычны тем, что передают состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.

4 группа. Иван Алексеевич Бунин. (слайд№ 9)

Биографическая справка. Стихи. Прослушивание стихотворения И. Бунина «Листопад»

5 группа. Сергей Александрович Есенин. (слайд №10)

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15). С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза").

Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Прослушивание стихотворений «Отговорила роща золотая», «Осень»

Вывод. Стихотворение С.Есенина наполнено «волнующей, трепетной мыслью поэта о печальной неизбежности угасания жизни при вечном, бурном её обновлении, о красоте, кратности и быстротечности жизни человеческой» (Григорьев Н. «Талант С.Есенина).

 5.Работа 2-ой группы. Выступление II группы. Слово учителя.

Есть ли связь между писателями и художниками?

Можно ли проиллюстрировать природу?

Как мы называем картины, на которых изображена природа?

Каких художников, изображавших осень, вы знаете?

 «С природою одною он жизнью дышал» - так определял Исаак Левитан назначение художника пейзажиста. Он сумел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине». Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам на своих полотнах Волгу, Плёс, Золотую осень.

Перед вами картины, принадлежащие перу Левитана. (показ картин на слайдах).

Работа с картинами Левитана, Поленова, Куинджи

Краткие сведения о Левитане, Поленове, Кунджи.

 Просмотр репродукций художников.

 Посмотрите на репродукции картин художников.

- Как художники относятся к осени? Обоснуйте свой ответ.

- Какие же основные цвета в пейзажах?

- Каким чувством наполнены картины?

- Какое настроение передают нам авторы?

Работа со  слайд-шоу «Образ осени в литературе, живописи и музыке».  

Слово учителя.

Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах “Времена года”.

Звучит «Времена года» «Октябрь» П.И. Чайковского.

Чтец: В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.

Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

6.Работа 3-ей группы. (слайд№15)

Краткие сведения о Чайковском, Вивальди, Шопене, Паганини, Моцарте.

Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

- Какое настроение вызывает данная музыка (А. Вивальди “Времена года”, Чайковский “Октябрь”)?

Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё (карточки лежат у учащихся на столе).

- Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.

Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.

7.Обобщение по теме  урока. Выводы. Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками.

Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

8. Рефлексия урока. (слайд №16). Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного опросника.

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц).

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании образа осени.

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. «Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть…» Прочтите ещё раз эти строки Тютчева… В них не названы ни Русь, ни берёзки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится всё.

Тишина распаханных полей.

Угасающая заря.

Тонкий, мерцающий серп молодого месяца

Притихшие белоствольные рощи.

В этом магия поэзии. Вечная красота художественного слова.

9.Творческое задание.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Напишите свои впечатления об осени.  Пейзажная зарисовка – сочинение - миниатюра. Звучит музыка Вивальди «Осень». Учащиеся пишут творческие работы.

                   5. Заключение.

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая эти произведения, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин.

Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Интеграция на уроках литературы"

В данной  методической разработке  представлены интегрированные  уроки литературы из опыта работы .  Материалы апробированы в работе с учащимися средней об...

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета. Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.Цель урока: спосо...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Интеграция на уроках литературы как средство развития гуманитарного мышления школьников

Данная статья поможет применять принцип интеграции на уроках литературы...