Сложносочиненное предложение . 9 класс (БСП)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Представленный конспект событийного погружения «Юные конструкторы» является в 9 классе  занятием по разделу курса «Сложносочиненное предложение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._9_klass._dynina_m.a.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование блочного погружения

Автор Дынина М.А., учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №47» г.о. Тольятти

 

Предмет русский язык  Общее количество уч. часов (за год) 102  Класс 9 «А»

Раздел курса Сложносочиненное предложение  Количество часов  10

Тема раздела: Сложносочиненное предложение  Количество часов: 5 часов

  1. Событие Юные конструкторы

  1. Цели

2.1 Предметная  -  дать понятие о сложносочиненном предложении, смысловых отношениях между простыми предложениями в составе сложносочиненного

2.2 Над предметные:

а) развитие функциональной грамотности через осмысление письменных текстов

б) создание условий для развития дивергентного мышления при развитии способности решать проблемы, производить идеи 

в) создание условий для развития эмпатии через совместную деятельность, развитие способности к сопереживанию, умения распознавать свои и чужие чувства, уметь управлять ими

№ п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (ДМ) 

Эмпатия (Э) 

1.

Мотивационное начало

30 мин.

1. Организационный этап:

Доброе утро дорогие мои учащиеся! С пожеланиями всем хорошего дня, начинаем наше занятие.

2. Мотивационное начало

Задание на функциональную грамотность

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

ГК

КМ

На доске фотография самолета.

-  Ребята, вы знаете, как называют человека, который придумывает разную технику? Ответить вам поможет эта загадка

Самолёт он долго создавал,

Сколько раз менялись очертания!

Скоро сядет лётчик за штурвал,

Труд его закончит испытанием.

- Правильно. Конструктор. Сегодня мы с вами попробуем себя в роли инженеров-конструкторов.

Для создания конечного продукта нам нужен чертеж. Для этого мы разделимся на 3 группы.

Вытаскивают карточки со значком квадрата, прямоугольника или треугольника.

Американский психолог, доктор наук Сьюзен Деллингер создала уникальную систему - психогеометрию. Он разделил всех людей на группы.

1 группа – это люди - «Треугольники», которые   обладают честолюбием. Они сильные личности и опасные конкуренты.  «Треугольник» является  прирожденным лидером. Из них получаются успешные политики, бизнесмены, менеджеры.

2 группа -  люди – «Квадраты». Они  обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. «Квадраты» будут двигаться намеченной цели шаг за шагом, и не остановятся, пока  ее не достигнут.  Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.

3 группа – люди - «Прямоугольники», которые стремятся стать в чем-то лучше и ищут новые методы работы и новый стиль жизни. Они открыты новому, хотят обучаться.

- Теперь посмотрите на необычную запись строчек из стихотворения  Афанасия Афанасьевича Фета  «Цветы». Сформулируйте задание.                                       С полей несётся…(управление)

В кустах…(грамматическая основа)

И с побелевших…(управление)

Струится…(согласование).

Справка: яблонь сада, нежный аромат, голос стада, малиновки звенят.

- Правильно. Как конструкторы подбирают нужный элемент к создаваемому изделию, так и нам необходимо восстановить строчки, вставив нужные словосочетания из  справки, затем записать, расставив необходимые знаки препинания.

Проверка

С полей несётся голос стада,                                    

В кустах малиновки звенят,                                  

И с побелевших яблонь сада

Струится нежный аромат.

- Сколько предложений в данном четверостишии? (1)

- Даёте ему характеристику. (Пов., невоскл., сложное, союзное, состоит из 3-х частей, связанных союзной и бессоюзной связью)

- Скажите, с какими языковыми категориями мы работали, восстанавливая  четверостишие? (словосоч., предложение).

- В каком разделе науки о языке они изучаются? (синтаксис)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам.  Итак, мы будем  повторять  сведения о сложном предложении; сочинительные союзы;  усваивать  особенности сложносочинённого предложения;  отличие  ССП от ПП с однородными членами предложения; и, наконец, мы вновь будем учиться  отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП  

+

ДМ – 60%

Э-80% (обсуждение версий)

2.

Продуктивная деятельность 

25 мин

5 мин

20 мин

5 мин.

20 мин

10 мин

10 мин

15 мин

20 мин

15 мин

Задание на функциональную грамотность

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

ГК

КМ

Работа в группах.

Задание для 1 группы: составить обобщающую таблицу о сложных предложениях и придумать творческое название каждой группе СП

Задание для 2 группы: рассказать о сложносочиненных предложениях и составить «шпаргалку» для своих одноклассников по этой теме

Задание для 3 группы: рассказать о случаях-исключениях при постановке знаков препинания в ССП. Привести примеры.

Выступление 1-ой группы.  

Мы составили таблицу обобщающего характера. В нашем представлении сложносочиненные – это добрые предложения, которые соединяют два простых. Сложноподчиненные – злые, они подчиняют одно предложение другому. А бессоюзные – бестолковые, они ищут союзы и никогда не находят.

Выступление 2-ой группы.

Сложносочиненные предложения делятся на три группы: с соединительными, с разделительными и с противительными союзами.

 - Различать союзы – это талант. Давайте выполним задание, пользуясь той информацией, которую нам представили «Квадраты»

1.  Распределите  по группам предложения по  разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2.   Начертите схемы предложений. (2 балл за каждое предложение)

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.  2.  Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. 3.   Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.  4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.  5. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.  6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

- Чтобы грамотно составить и быстро читать рабочий чертеж, конструктору нужно знать его структуру.

Ребята, а есть ли отличие  в структуре  этих предложений? Обратите внимание на 5 предложение.

- А верите ли вы, что в ССП может отсутствовать запятая или ставится тире? При каких условиях это может происходить? Об этом нам  расскажет 3 группа.

Выступление 3-ой группы.  

В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

1.   Если его части объединены общим второстепенным членом. Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

2.    Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.  Это кто такие и что им надобно?   Как хороша эта девушка и как она умна!  Гармонь, играй и веселитесь, люди!

Тире ставится, если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между частями перед сочинительным союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа.

- Я думаю, теперь вы легко расставите знаки препинания в любом по сложности задании. Расставьте знаки препинания.

1. То светило солнце  то шел  дождь. (1 балл)  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка  то тянулись курчавые заросли  то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) 3. Разговор то смолкал  то возобновлялся с новой силой  и  будто слушая новости  речная волна лениво перебирала береговую гальку.  (3 балла) 4. Вавила бросил что-то в костёр, притоптал — и тотчас же стало очень темно. (3 балла)

Работа с текстом №1

(1)Осень - следующее за летом одно из времен года. (2)Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет, и  холодный туман на полях целый день неподвижно белеет. (3)Я считаю тут дело в личных предпочтениях. (4)Наступление осени обусловлено наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты и поворотам Земли к Солнцу Южным полушарием с 23 сентября по 21-22 декабря. (5)Ближний лес затихает, и в нем показались повсюду просветы, и  красив он в уборе своем, золотистой  листвою одетой. (6)Но, по правде говоря, я не фанат осени. (7)Астрономическая длительность осени – 89 суток. (8)Только листики осенние обожаю и бабье лето - теплынь!

– Является ли текстом то, что вы услышали?  

- Почему нет, ведь все предложения объединены одной темой- какой?

- Сколько текстов можно выделить в этом квазитексте? (КВАЗИ – первая часть сложных слов, приставка  (с лат. яко бы, как будто или ненастоящий))

- К какому стилю можем отнести каждый из текстов?

Задание.

1 группа выписывает номера предложений художественного стиля (обратите внимание, что это стихотворный текст. Нужно восстановить его структуру), 2 группа – научного. 3 группа - разговорного.

- Докажите, что перед вами текст. (Текст может состоять Он может быть очень длинным. Текстом называют несколько предложений с общей основной мыслью и темой)

 - Какая лексика в нем используется?

1 группа работала со стихотворением Ивана  Алексеевича Бунина, русского писателя, почетного академика Петербургской Академии Наук. Прочитаем его выразительно.                                  

Осыпаются астры в садах,                        

Стройный клен под окошком желтеет,                        И холодный туман на полях                        

Целый день неподвижно белеет.                        

Ближний лес затихает, и в нем                        

Показались повсюду просветы,                        

И красив он в уборе своем,                        

Золотистой  листвою одетой.        

- Какие изменения в природе описывает автор?

- Сколько сложных предложений с сочинительной связью?

- Составьте   схемы предложений    

[= -], [- =],и [- =]. [- =],и [= -],и [=-]

Конструирование предложений.

Задание: придумайте и запишите сложные предложения с данными словами, употребляя сочинительные союзы (1 группа - соединительные, 2 группа - разделительные, 3 группа - противительные). Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий осенний. Тяжелые капли.

Викторина

- А теперь проведем викторину, каждый член команды может заработать себе баллы.

- Какие сочинительные союзы употребляются не в начале второго предложения, а в середине его? (Соединительный тоже, также, противительный же и др.)

- Определите вид предложения: На тенистых зеленых лужайках цвели желтые кувшинки, куриная слепота и роз папоротник. Можно ли превратить это предложение в простое, опустив слово «рос».

- Чем отличается противительный союз но такого же союза однако? (Союз однако может стоять и в середине предложения, выделяясь запятыми.)

- Какова разница между повторяющимся союзом не то …не то и одиночным союзом не то? ( Повторяющийся союз не то… не то – разделительный, обозначает возможность одного из двух действий или признаков. Одиночный союз не то – противительный, обозначает «иначе, в противном случае»: Посторонись, не то зашибут.)

- Какой обстоятельственный смысл есть в предложении: Возьми фонарик, а то в темноте заблудишься? (Причинность или цель: потому что можешь заблудиться… или: чтобы не заблудился.)

- Напомните, когда перед союзом «и» запятая ставиться? (Когда союз «и» соединяет части сложного предложения)

- Когда не ставиться? (Когда союз «и» соединяет однородные члены предложения).

- Когда запятая не ставиться в сложносочиненном предложении? (При наличии общего члена).

Вот и заканчивается наш урок. Сегодня мы как конструкторы-инженеры собрали по деталям такое большое изделие под название Сложносочиненное предложение.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ДМ - 70%

ДМ – 10%

ДМ – 10%

 

ДМ – 10%

ДМ - 70%

ДМ - 80%

ДМ - 60%

Э –

70-80%

Э - 40-50%

(сознание важности работы в команде)

Э - 40-50%

(сознание важности работы в команде)

Э – 80%

Э – 80%

3.

Аналитическое завершение:

а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

Задание на функциональную грамотность

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

ГК

КМ

Составление синквейна

Пример Сложносочиненное предложение

Равноправные, незамкнутые

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Союзное

+

ДМ - 80%

Э -60%

б) РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексивное эссе.

A. Опиши, с какими трудностями ты встретился во время урока.

B. Выдели, какие из них тебе удалось преодолеть. Как ты их преодолевал?

C. Какие трудности тебе не удалось преодолеть? Как ты думаешь почему? Что можно было бы сделать, чтоб решить эти трудности?

Э - 80%

в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Программа Mentimeter.com

Э - 100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Разработка проблемно – эвристического урока русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение как вид сложного предложения»

Урок – практикум по русскому языку в 9 классеЗадачи урока: отрабатывать практические умения отличать ССП от ПП, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в С...

Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса

Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...