Лингвистическая игра по русскому языку для учеников 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
Увлекательное мероприятие для знатоков и любителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра
для учеников
5-6 классов
Цель: закрепить знания, полученные учащимися по темам: «Лексика» и «Фразеология».
Задачи: отработать умение применять полученные знания на практике, получать радость от коллективного поиска правильного остроумного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм.
Организационный момент.
Заранее разделить класс на 2 команды, назначит капитанов команд. Каждая команда выбирает название и придумывает девиз. Приготовить жетоны, музыкальное сопровождение (песня В. Шаинского).
К нам пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся.
Звучит первый куплет песни В. Шаинского.
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем.
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
Ведущий. Сегодня мы с вами станем участниками увлекательного мероприятия для знатоков и любителей русского языка и литературы. Для приветствия болельщиков и жюри приглашаются команды игроков.
Команды: «Лингвисты» и «Грамотеи».
Визитная карточка команд (эмблема, название, девиз).
1. Открывает наш «Клуб весёлых и находчивых» конкурс – разминка «Объясни значение». Я буду называть фразеологизмы, а вы объяснять их значение.
- Спустя рукава (делать что-либо небрежно, кое-как)
- Втирать очки (обманывать кого-либо)
- Толочь воду в стуле (бесполезная работа)
- Обводить вокруг пальца (хитро обманывать)
- Набрал в рот воды (молчаливый)
- Как две капли воды (очень похожи)
- Кричать во всю ивановскую (кричать очень громко)
- Водой не разольешь (неразлучные друзья.)
- Как в воду глядел (угадал, предсказал.)
(Подсчет количества очков у каждой команды).
2.Конкурс команд «Кто больше?»
Образовать однокоренные слова от слов: лес, дерево, цветок, трава.
Каждой команде предлагается работа с одними и теми же словами. Количество баллов выставляется по количеству однокоренных слов.
3.Конкурс болельщиков. Игра «Наш толковый словарь».
- Разговор между двумя или несколькими лицами (Диалог)
- Неучёный, малообразованный, безграмотный (Невежда)
- Грубый, неучтивый, резкий (Невежливый)
- Отзывчивость, душевное расположение к людям (Доброта)
- Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания ( Термос.).
- Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (Старт.).
- Красная строка, отступ в начале строки (Абзац.).
- Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (Акваланг.).
- Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине (Патриот.)
- Дословная выдержка из какого-либо текста (Цитата.).
4.Конкурс капитанов. Капитанам задаются вопросы по очереди.
- Почему корень слова называется корнем? (Основа жизни и основа слова)
- Какие буквы не обозначают звуков? Для чего они нужны? (Ь -разделительный и для смягчения согласных, ъ –разделительный)
- Как глаголы 3-го лица ахнут, вздохнут, вспыхнут, дрожат превратить в глаголы неопределённой формы? (+ ь)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании? (100)
- Как глагольные формы жарь, стань, тронь превратить в существительные? (убрать ь)
- Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)
- Как каплю превратить в цаплю?
- Можно ли из ноля получить соль?
5.Конкурс команд . Игра «Бумеранг». Быстро извлечь из памяти нужное слово (устно).
Назови синонимы.
- Простой человек (бесхитростный); простая задача (легкая); простая истина (прописная);
- беспокойный человек (неугомонный); беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная).
Назови антонимы.
- Близкий берег (далекий); близкий человек (чужой);
- веселая комедия (скучная); веселое настроение (грустное);
- глубокий колодец (мелкий); глубокие знания (поверхностные);
- мелкая рыба (крупная); мелкая река (глубокая).
6. «Перевертыши». (Каждый достает карточки с заданиями из конверта). Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
I.
Железный гвоздь; румяная девочка; сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш.
II.
Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.
7.Конкурс болельщиков. Шуточные вопросы
- Какой кистью нельзя рисовать?
- Какой иглой не сошьёшь рубашки?
- Какая стрелка не показывает время?
- Какую шляпку нельзя надеть на голову?
- Какой ручкой нельзя писать?
- Какой корень не находится в земле?
8.Конкурс команд. Шарады.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пи – рог)
Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (Ми – на)
9. Конкурс болельщиков. Загадки-шутки
Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей
Или – у рыб нет зуб? (У рыб нет зубов)
Какое небесное тело имеет два названия: одно - м. рода, другое – ж. рода?
(Месяц и луна)
С буквой Ц я то, к чему стремятся люди.
А без Ц – хвойным деревом буду. (Ель – цель)
10. «Найди лишнее слово» (Запись на доске).
- Петя ушиб колено ноги.
- Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
- Собрание будет в декабре месяце.
- Многие города были превращены в руины и развалины.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
11.Конкурс болельщиков. Загадки-смешинки. Отгадать, о каких словах-омонимах идёт речь.
- Смотри, по воде барашки бегут.
- Ну и люди… Ну, и лгут!
- Полно вам, далеко ль до беды?
- Барашки-то ведь тяжелее воды.
(Барашки: 1. Небольшие белые пенистые волны.
2. Молодой баран (мн. ч.)
- Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель? Неужто с ума спятил?
(1.Приспособление для торможения железных вагонов. 2.Ботинок)
- Смотри, какая кашка на лугу,
И здесь, и там, и всюду…
- Ой, рассмешил, ой, не могу,
Да кто же её варит без посуды? (1.Клевер. 2.Кушанье)
Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор»
А я с кресла – бежать во весь опор.
Думаю, врач хитрит что-то…
Кому же целый лес в рот совать охота?
(1.Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.
2.Хвойный лес.)
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический КВН "Знатоки русского языка" для учащихся 6-9 классов
Мероприятие может быть использовано как внеклассное мероприятие по предмету или как мероприятие в рамках предметной недели. В ходе мероприятия две команды учащихся соревнуются в знании русского языка....
лингвистическая игра по русскому языку
игра для школьников, в которой содержатся вопросы не только о русском языке......
Лингвистическая игра "Знатоки Русского языка"
Лингвистическая игра "Знатоки русского языка" в форме КВНа. В игре принимают участие две команды и болельщики. Вопросы игры ориентированы на обучающихся средних классов, направлены на повторение знани...
Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)
ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...
Лингвистические игры по русскому языку
Несколько игр для уроков русского языка...
Лингвистическая игра по русскому языку. 6-й класс
Игра проводится в рамках «Недели русского языка и литературы». Цель нашей игры – проверить ваши знания, выбрать сильнейшего, узнать, что русский язык – это не только скучн...
Урок-игра по русскому языку для учеников 5 класса
Урок-игра по русскому языку содержит занимательные задания, соответствующие возрасту обучающихся 5 класса....