Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: «Знаки препинания при однородных членах».
Цель: закрепить правильную постановку знаков препинания, применяя различные виды работ, учить анализировать предложения, использовать схемы для формирования пунктуационной зоркости.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_pri_odnorodnyh_chlenah.docx | 431.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Знаки препинания при однородных членах».
Цель: закрепить правильную постановку знаков препинания, применяя различные виды работ, учить анализировать предложения, использовать схемы для формирования пунктуационной зоркости.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи), функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА:
№ | Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивирование к деятельности | - Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу открыть новые знания. - Открываем тетради, записываем число. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. |
2 | Актуализация знаний | РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКАМ: КАРТОЧКА № 1: -Спишите, графически выделите однородные члены предложения. Определите, на какой вопрос они отвечают, к какому члену предложения относятся, какой частью речи выражены. 1) Каждый человек любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги. 2) Но живёт заяц и не тужит. 3) Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка. 4) Заблудился щенок в лесу и попал в волчью нору. 5) Щенок посмотрел на него и побежал. 6) Волчата погнались за щенком, стали в шутку кусать. КАРТОЧКА № 2: Спишите, графически выделите однородные члены предложения. Определите, на какой вопрос они отвечают, к какому члену предложения относятся, какой частью речи выражены. 1) Затем смешают какао с сахаром и получают шоколад. 2) После обработки зёрна сушат и мелют. 3) Шаги лёгкие и торопливые. 4) Вот шаги лёгкие и тяжёлые рядком. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ И ОЦЕНИВАНИЕМ: - Составьте предложения, соответствующие схемам. 1. [ —, — == ]. (Лилии, розы растут в городском парке). 2. [ == и == — ]. (Пенились и с шумом бились о берег волны). 3. [ — и — == и == ]. (Мальчики и девочки нашего класса подготовили и провели КВН для малышей). Игра «Добавь слово». - Первый игрок называет любое подлежащее. Следующий по очереди присоединяет подходящее по смыслу сказуемое. Остальные игроки в порядке очереди добавляют однородные члены предложения. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное и логичное предложение. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КЛАССА: - Начертите схемы предложений с однородными членами. Мы уходили на лесные озера, спали у костра. Я прислушивалась сквозь сон к скрипу валежника, к уханью птиц и вою волков. Там я научилась варить пахучую уху, нырять в озеро и смеяться над веселыми неудачами. На ночной рыбалке все говорили шепотом, осторожно. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. - Каковы отличительные признаки однородных членов предложения? - Какие члены предложения могут быть однородными? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. |
3 | Создание проблемной ситуации | - Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но, и. 1. На траве, на былинках, на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. 2. Цветы издавали не резкий, а нежный запах. 3. День был пасмурный, но теплый. 4. Ветер внезапно налетел и промчался. - Почему в первых трех предложениях запятые ставятся между однородными членами, а в четвертом нет? - Прочитайте предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем второстепенные. - Запишем тему урока в тетради. (Знаки препинания при однородных членах) - Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; научиться находить в тексте предложения с однородными членами). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задание. |
4 | Открытие нового знания | ЗАДАНИЕ 1: - Спишите предложения. Составьте схемы предложений, подчеркните однородные члены. 1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. 2) Нет, пускай послужит он в армии да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. 3) Весна и осень радость и грусть слились в музыке. ЗАДАНИЕ 2: - Закончить и записать предложения. 1. В этом году зима была снежная, но не …. 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и … . 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … . УПРАЖНЕНИЕ 205. ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ. - А сейчас я попрошу прослушать предложения и записывать в тетрадь цифрами решение. - Отметить номера тех предложений, где однородные члены выделяются запятой. 1. Утром прилетали синицы и клевали пшено. 2. В наших лесах живут медведи, лисы, волки. 3. Мы очень спешили к поезду, но опоздали. 4. По склонам гор видны сосны и ели. 5. Шумит, бурлит непогода. Проверить (Ответ: 2,3,5) ИТОГ: - Какие члены предложения называются однородными? - Как связаны между собой однородные члены предложения? - Перед какими союзами всегда ставится запятая? | Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданиями. Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения. |
5 | Рефлексия | - Подведем итоги нашей работы. -Чему вы научились сегодня на уроке? -Что-то новое узнали для себя? - Все ли нам удалось выполнить? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
6 | Домашнее задание | § 41, упражнение 207 | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской, 5 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.
Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...