Разработка настольных игр по русскому языку
статья по русскому языку

Бобина Любовь Юрьевна

   Как сделать процесс обучения более интересным и продуктивным? Как совместить игру с учёбой? В поисках ответа на эти вопросы, мы пришли к идее создания настольных игр, в которые можно играть на переменах, совмещая отдых и обучение. В процессе создания настольных игр мы выявили темы, на которые учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, затем продумали концепцию игр, собрали необходимый дидактический материал. Нам нужно было изготовить карточки, поэтому следующим шагом стало освоение графического редактора. В приложении «Графический редактор» создали макет карточек, распечатали их и применили игры на практике.  Мы убедились, что настольные игры важны в жизни детей, они формируют усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, учат общаться, доказывать свою точку зрения, заставляют думать и запоминать важные правила. Они могут разнообразить досуг учащихся на переменах, отвлечь от сотовых телефонов.  Кроме того, настольные игры по русскому языку способствуют достижению предметных результатов, могут разнообразить уроки и внеклассные мероприятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnye_igry_po_russkomu_yazyku.docx605.96 КБ

Предварительный просмотр:

Создание настольных игр по русскому языку

1. Роль игры в процессе обучения

   Как сделать процесс обучения более интересным и продуктивным? Как совместить игру с учёбой? В поисках ответа на эти вопросы, мы пришли к идее создания настольных игр, в которые можно играть на переменах, совмещая отдых и обучение.

  Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой играющий получает всестороннее развитие, возможность взаимодействий с другими участниками, опыт практической работы. В ходе игры развиваются познавательные процессы, воображение, воля, интересы.  Игра помогает снять напряжение, восстановить силы, помогает развивать уверенность, учит стратегическому мышлению. Особенно важна игра в жизни ребёнка, так как через игру ребёнок учится понимать мир, приобретая необходимые навыки, развивается. В более старшем возрасте игра помогает сделать процесс обучения интересным, запоминающимся. Настольные игры не только развлекают, но и служат эффективным средством обучения детей, способствуя их всестороннему развитию и подготовке к жизни.

1. Развитие когнитивных навыков: настольные игры способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, памяти и концентрации. Дети учатся принимать решения, предвидеть последствия своих действий и находить оптимальные решения.

2. Улучшение коммуникативных навыков: игры учат детей общаться, слушать других, выражать свои мысли и идеи, что способствует развитию речи, социальных навыков.

3. Обучение сотрудничеству и командной работе: многие настольные игры требуют совместных усилий и взаимодействия участников. Дети учатся работать в команде, делиться ресурсами, помогать друг другу и достигать целей вместе.

4. Повышение мотивации к обучению: позитивный опыт игры в настольные игры мотивирует детей к обучению, поскольку они воспринимают учебный процесс как увлекательное приключение, где можно получить новые знания и навыки через игру и развлечение

   

2. Разработка концепции настольных игр

   Процесс разработки и создания собственных настольных игр состоит из следующих этапов: анализ рынка настольных игр, определение содержания разрабатываемых игр, выбор концепции и художественной проектирование.

   Для того чтобы определить тематику настольных игр, нам нужно было выявить те разделы содержания общеобразовательных программ, на которые учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. Для определения уровня практической грамотности был составлен словарный диктант на изученные орфограммы. В мониторинге приняли участие 16 учащихся 6 класса. Анализ работ показал, что наибольшее количество ошибок было допущено на правописание О и Ё после шипящих в корне слова, правописание суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-, выбор букв Ы и И   после Ц.

 Определившись с тематикой, мы поставили задачу выбрать формат дидактических настольных игр для отработки данного языкового материала. Формат игр, по нашему мнению, зависит от характера орфограммы, условий выбора буквы, от алгоритма работы над орфографическим правилом. Учитывая эти факты, сопоставив языковой материал и принципы игр, рассмотренных нами ранее, мы пришли к выводу о целесообразности использования игр «Домино» и «Лото».

   Правописание О и Ё после шипящих в корне слова зависит от того, можно ли подобрать проверочное(однокоренное) слово, поэтому для отработки навыков наиболее подходящей, на наш взгляд, будет игра «Лото».

  Выбор суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- в именах существительных зависит от букв, на которые заканчивается корень, поэтому здесь подойдёт принцип игры «Домино».

 Правописание Ы и И после Ц содержит более широкий спектр языкового материала. Задание, предполагающее наблюдение за условиями выбора буквы, классификацию, продиктовало целесообразность использования элементов игры «Домино».

 

3. Художественное проектирование и изготовление

 

1. Для игры «Домино» мы подобрали языковой материал: 15 слов с суффиксом – ЧИК -, 15 слов с суффиксом –ЩИК-, разработали концепцию, придумали правила игры, дизайн карточек и воплотили идею через программу «Графический дизайнер». Расскажем о процессе игры и её правилах. Игроки получают по 5-6 карточек в зависимости от количества участников. С одной стороны карточки размещена часть слова, которая заканчивается на букву, от которой зависит выбор суффикса, на второй стороне суффикс (- ЧИК -  или – ЩИК-). Цель игрока – подобрать нужный суффикс к части слова, объяснить выбор. Следующий игрок продолжает цепочку совмещая карточки.  Победителем объявляется тот, который первым выложил все выданные ему карточки. С помощью игры можно понять условия выбора соответствующего суффикса и отработать навыки правописания

2. Для игры «Лото» мы разработали игровые поля (10 штук) с 5 словами, включающими орфограмму «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова». Некоторые слова пишутся с буквой Ё, к ним можно подобрать проверочные (однокоренные) слова, в которых отчётливо слышится буква Е (жёлудь – желудёвый), остальные, к которым невозможно подобрать проверочных слов, пишутся с буквой О. Слова, размещённые на игровых полях, содержат пропуски букв (ш…пот, ш…рты, печ…нка, ш…колад). Ведущий достаёт карточку с проверочным словом или карточку с буквой О. Участник, на карточке которого есть нужное слово, забирает проверочное слово, объясняет орфограмму и закрывает слово с пропуском. Выигрывает тот участник, который первым закроет все слова на игровом поле.

    Изготовив настольные игры, мы провели апробацию пособий с учащимися, выявили некоторые неточности и внесли поправки. Затем, разделив учащихся 6 класса на несколько групп, провели внеурочное занятие с использованием игр по русскому языку, позже собирали ребят отдельными группами для отработки орфограмм. Нам хотелось узнать эффективность использования игр, поэтому мы запланировали проведение повторного словарного диктанта.   Анализ результатов словарного диктанта показал, что вырос процент правильного выполнения заданий, где материал отрабатывался с помощью игр.

4. Заключение

    В процессе создания настольных игр мы выявили темы, на которые учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, затем продумали концепцию игр, собрали необходимый дидактический материал. Нам нужно было изготовить карточки, поэтому следующим шагом стало освоение графического редактора. В приложении «Графический редактор» создали макет карточек, распечатали их и применили игры на практике.  Мы убедились, что настольные игры важны в жизни детей, они формируют усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, учат общаться, доказывать свою точку зрения, заставляют думать и запоминать важные правила. Они могут разнообразить досуг учащихся на переменах, отвлечь от сотовых телефонов.  Кроме того, настольные игры по русскому языку способствуют достижению предметных результатов, могут разнообразить уроки и внеклассные мероприятия.

C:\Users\user\Desktop\02-05-2024_10-02-55\IMG_0802.jpg

игра «Домино» (суффиксы -чик-, -щик-)

C:\Users\user\Desktop\02-05-2024_10-02-55\IMG_0803.jpg

игра «Лото» (буквы о и ё после шипящих в корне слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...