Урок по теме «Синонимия односоставных и двусоставных предложений»
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Буинова Валентина Эдуардовна

    Данный урок позволяет обобщить  изученный материал по теме «Односоставные и двусоставные предложения». Кроме того, развивает умение классифицировать, опознавать различать односоставные и двусоставные предложения; сравнивать синонимию односоставных и двусоставных предложений.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_v_11_klasse_po_teme.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 11 классе по теме

«Синонимия односоставных и двусоставных предложений»

(урок закрепления и обобщения знаний).

Цели: 1) актуализация и обобщение изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».

             2) развитие умений классифицировать, опознавать различать односоставные и двусоставные предложения; сравнивать синонимию односоставных и двусоставных предложений.

             3) создание предложений и текстов заданного образца в соответствии с речевыми нормами; обогащение и усложнение словарного запаса обучающихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие, определение целей урока).
  2. Слово учителя: Ребята, обратите внимание на тему нашего урока. Для того, чтобы нам его начать, необходимо, в первую очередь, определить, что же такое синтаксическая синонимия. (Синонимическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения). Слушаем ответы учеников.
  3. Терминологический опрос:
  1. Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называется …(двусоставное).
  2. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого, называется …(односоставное).
  3. В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего… (безличное).
  4. Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо…(определённо-личное).
  5. Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму третьего лица множественного числа… (неопределенно-личное).
  1. Работа в парах. На листочках на каждой парте даны предложения (раздаточный материал). Необходимо определить их тип, аргументировать свой ответ. Затем следует коллективная проверка.
  1. Сырая земля упруга под ногами. – двусоставное.
  2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? – определённо-личное.
  3. Мне холодно. – безличное.
  4. Нужны песок, лопата. – двусоставное.
  5. И на обломках самовластья напишут наши имена! – неопределённо-личное.
  6. Недвижный камыш. – назывное.
  7. И сердцу так грустно. – безличное.
  8. Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение. – определённо-личное.
  9. Завьюжило не на шутку. – безличное.
  10. Вот и знакомый дом. – назывное.
  11.  Меня здесь ждут. – неопределённо-личное.

  1. Игра «Редактор». Ребята, вам дан текст. Внимательно прочитайте его. Что вы можете сказать о нем? Необходимо отредактировать данный текст, заменив двусоставные предложения односоставными, где это возможно, чтобы получился хороший текст. Запишите его.

Текст.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к восьми часам в школу. Я люблю учиться в школе, потому что там имею много друзей. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел бы, чтобы учитель не спросил меня по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Возможный вариант.

Утро. Я встаю в семь часов.  Хотелось бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно меня разбудят. Мне необходимо поспеть к восьми часам в школу. Мне нравится учиться в школе, потому что там имею много друзей. Быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне очень весело. Сегодня буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Хотелось бы, чтобы меня не спросили меня по геометрии. Вчера у меня было мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Скажите, пожалуйста, в чем отличие этих двух текстов? (Речь становится более живой, экспрессивной, предает чувства говорящего; динамическая речь; отсутствуют повторы – местоимение «я»).

  1. Итог урока. Рефлексия.  После всей проделанной работы ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? Почему?
  2. Выставление оценок.
  3. Слово учителя: Благодарю Вас, ребята, за высокий уровень работы на уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по теме "Односоставные и двусоставные предложения" (8 класс)

В тест включены задания  на различение   односоставных и двусоставных предложений,  умение различать типы односоставных  предложений. Подбор материала позволяет  повторить так...

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи

Вид урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».Тип урока:  практико-ориентированный урок-семинар....

Тест по односоставным и двусоставным предложениям для 8-го класса (ТРИ ВАРИАНТА!).

Тест состоит из двух частей. Каждая часть снабжена подробной инструкцией для выполнения (чтобы дети не переспрашивали каждые 10 секунд, что нужно делать).Для классов с уровнем "выше среднего"....

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи...

Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...

Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"

Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы  «Русский язык 10-11 классы»  Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 кла...

Открытый урок в 5 классе: «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения».

Открытый урок «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения». (5 класс)...