Урок по теме «Синонимия односоставных и двусоставных предложений»
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
Данный урок позволяет обобщить изученный материал по теме «Односоставные и двусоставные предложения». Кроме того, развивает умение классифицировать, опознавать различать односоставные и двусоставные предложения; сравнивать синонимию односоставных и двусоставных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_11_klasse_po_teme.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 11 классе по теме
«Синонимия односоставных и двусоставных предложений»
(урок закрепления и обобщения знаний).
Цели: 1) актуализация и обобщение изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».
2) развитие умений классифицировать, опознавать различать односоставные и двусоставные предложения; сравнивать синонимию односоставных и двусоставных предложений.
3) создание предложений и текстов заданного образца в соответствии с речевыми нормами; обогащение и усложнение словарного запаса обучающихся.
Ход урока.
- Организационный момент (приветствие, определение целей урока).
- Слово учителя: Ребята, обратите внимание на тему нашего урока. Для того, чтобы нам его начать, необходимо, в первую очередь, определить, что же такое синтаксическая синонимия. (Синонимическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения). Слушаем ответы учеников.
- Терминологический опрос:
- Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называется …(двусоставное).
- Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого, называется …(односоставное).
- В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего… (безличное).
- Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо…(определённо-личное).
- Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму третьего лица множественного числа… (неопределенно-личное).
- Работа в парах. На листочках на каждой парте даны предложения (раздаточный материал). Необходимо определить их тип, аргументировать свой ответ. Затем следует коллективная проверка.
- Сырая земля упруга под ногами. – двусоставное.
- Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? – определённо-личное.
- Мне холодно. – безличное.
- Нужны песок, лопата. – двусоставное.
- И на обломках самовластья напишут наши имена! – неопределённо-личное.
- Недвижный камыш. – назывное.
- И сердцу так грустно. – безличное.
- Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение. – определённо-личное.
- Завьюжило не на шутку. – безличное.
- Вот и знакомый дом. – назывное.
- Меня здесь ждут. – неопределённо-личное.
- Игра «Редактор». Ребята, вам дан текст. Внимательно прочитайте его. Что вы можете сказать о нем? Необходимо отредактировать данный текст, заменив двусоставные предложения односоставными, где это возможно, чтобы получился хороший текст. Запишите его.
Текст.
Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к восьми часам в школу. Я люблю учиться в школе, потому что там имею много друзей. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел бы, чтобы учитель не спросил меня по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.
Возможный вариант.
Утро. Я встаю в семь часов. Хотелось бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно меня разбудят. Мне необходимо поспеть к восьми часам в школу. Мне нравится учиться в школе, потому что там имею много друзей. Быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне очень весело. Сегодня буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Хотелось бы, чтобы меня не спросили меня по геометрии. Вчера у меня было мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.
Скажите, пожалуйста, в чем отличие этих двух текстов? (Речь становится более живой, экспрессивной, предает чувства говорящего; динамическая речь; отсутствуют повторы – местоимение «я»).
- Итог урока. Рефлексия. После всей проделанной работы ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? Почему?
- Выставление оценок.
- Слово учителя: Благодарю Вас, ребята, за высокий уровень работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный тест по теме "Односоставные и двусоставные предложения" (8 класс)
В тест включены задания на различение односоставных и двусоставных предложений, умение различать типы односоставных предложений. Подбор материала позволяет повторить так...
Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи
Вид урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».Тип урока: практико-ориентированный урок-семинар....
Тест по односоставным и двусоставным предложениям для 8-го класса (ТРИ ВАРИАНТА!).
Тест состоит из двух частей. Каждая часть снабжена подробной инструкцией для выполнения (чтобы дети не переспрашивали каждые 10 секунд, что нужно делать).Для классов с уровнем "выше среднего"....
Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи
Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи...
Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)
В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...
Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"
Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы «Русский язык 10-11 классы» Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 кла...
Открытый урок в 5 классе: «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения».
Открытый урок «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения». (5 класс)...