Самостоятельная работа "Сложносочиненные предложения и однородные члены предложения"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)

Татьяна Михайловна Смольянинова

Самостоятельная раьбота "Сложносочиненные предложения и однородные  члены предложения" поможет отработать навык разграничения сложного предложения с сочинительными союзами от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Задание:Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены). Материал предназначен для учащихся 9 класса. Его можно использовать и в 8 классе при изучении темы "Однородные члены предложения". самостоятельная работа поможет поготовиться к  ОГЭ (задание № 5 по постановке знаков препинания). Работа способствует отработке пунктуационных навыков в целом, поможет улучшить пунктуационную грамотность ущащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_i_ochp_9_klass.docx13.2 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

1. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены).

1) От восхода до захода весел плеск да скрип каната. (Саян.) 2) Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки. (Фат.) 3) Не курские а местные поют здесь соловьи. (Фат) 4) Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут. (Фат.) 5) Всё  не спит кругом а только притворяется искусно. (Ванш.) 6) Опять свой наряд обновили в зеленых побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса. (Матус.) 7) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер. (Наг.) 8) Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести. (Пришв.) 9) Начиналось наводнение и были закрыты мосты. (Пауст.) 10) Есть ещё надежда и надо спешить. (Як.)

Вариант 2.

1. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены).

1) Большие совы бесшумно неожиданно взвивались с межи и лошадь всхрапывала шарахалась. (Бун.) 2) Еще сотня шагов и показались штабеля бревен. (Квтл.) 3) Дождь переставал по временам и тогда на кустах порхало множество разнообразных птиц. (Гонч) 4) На одуванчик только дунь и весь он разлетится. (Марш.) 5) Осенний полдень светел и на север уходят тучи. (Бун.) 6) Батюшка прочел письмо  со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо. 7)  Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 8) Петр Иванович быстро и совсем неслышно встал с земли сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. 9) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. 10) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Вариант 1.

1. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены).

1) От восхода до захода весел плеск да скрип каната. (Саян.) 2) Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки. (Фат.) 3) Не курские а местные поют здесь соловьи. (Фат) 4) Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут. (Фат.) 5) Всё  не спит кругом а только притворяется искусно. (Ванш.) 6) Опять свой наряд обновили в зеленых побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса. (Матус.) 7) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер. (Наг.) 8) Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести. (Пришв.) 9) Начиналось наводнение и были закрыты мосты. (Пауст.) 10) Есть ещё надежда и надо спешить. (Як.)

Вариант 2.

1. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены).

1) Большие совы бесшумно неожиданно взвивались с межи и лошадь всхрапывала шарахалась. (Бун.) 2) Еще сотня шагов и показались штабеля бревен. (Квтл.) 3) Дождь переставал по временам и тогда на кустах порхало множество разнообразных птиц. (Гонч) 4) На одуванчик только дунь и весь он разлетится. (Марш.) 5) Осенний полдень светел и на север уходят тучи. (Бун.) 6) Батюшка прочел письмо  со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо. 7)  Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 8) Петр Иванович быстро и совсем неслышно встал с земли сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. 9) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. 10) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Вариант 1.

1. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены).

1) От восхода до захода весел плеск да скрип каната. (Саян.) 2) Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки. (Фат.) 3) Не курские а местные поют здесь соловьи. (Фат) 4) Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут. (Фат.) 5) Всё  не спит кругом а только притворяется искусно. (Ванш.) 6) Опять свой наряд обновили в зеленых побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса. (Матус.) 7) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер. (Наг.) 8) Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести. (Пришв.) 9) Начиналось наводнение и были закрыты мосты. (Пауст.) 10) Есть ещё надежда и надо спешить. (Як.)

Вариант 2.

1. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте их схемы.2.Затем выпишите ССП, выделите грамматические основы, составьте их схемы. (Знаки препинания не расставлены).

1) Большие совы бесшумно неожиданно взвивались с межи и лошадь всхрапывала шарахалась. (Бун.) 2) Еще сотня шагов и показались штабеля бревен. (Квтл.) 3) Дождь переставал по временам и тогда на кустах порхало множество разнообразных птиц. (Гонч) 4) На одуванчик только дунь и весь он разлетится. (Марш.) 5) Осенний полдень светел и на север уходят тучи. (Бун.) 6) Батюшка прочел письмо  со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо. 7)  Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 8) Петр Иванович быстро и совсем неслышно встал с земли сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. 9) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. 10) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы. Укажите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

З..лёный свет погас и не стало видно теней.

То со(?)нце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит.

Люди сильно прог..лодались лошади то(же) нуждались в о..дыхе.

Осв..щё(н,нн)ое окно в третьем этаже стукнуло и отворил..сь и мы увид..ли тёмную гол..ву Аси.

Весь день пеликан бр..дил вокруг нас ш..пел и кр..чал но в руки (не)д..вался.

(К)вечеру небо очистил..сь от туч(?) и ноч(?) об..щала быть х..лодной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Самостоятельная работа по теме "Однородные члены предложения"

Задания для самостоятельной работы по теме "Однородные члены предложения". Русский язык 8 класс...