Сфера употребления предложений с однородными членами предложения (на основе размышлений над основными положениями книги И.А. Ильина «Путь духовного обновления»)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 9 КЛАСС
Якушевич Татьяна Михайловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
ТЕМА УРОКА: Сфера употребления предложений с однородными членами предложения (на основе размышлений над основными положениями книги И.А. Ильина «Путь духовного обновления»)
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить с личностью выдающегося русского мыслителя и основными проблемами его творчества;
- дать представление о системе духовного обновления, возрождения человека, созданной И.А. Ильиным;
- воспитывать духовную культуру школьников;
- развивать мировоззрение учащихся, сопоставляя изучаемый философско-этический материал с имеющимися у них знаниями по русскому языку, литературе, их жизненным опытом;
- развивать речь учащихся и сильное мышление;
- систематизировать знания по теме «однородные члены предложения».
ТИП УРОКА. Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков учащихся.
ФОРМА УРОКА. Урок – диспут.
Ход урока.
- Вводная часть (вступительное слово учителя).
Нелегко современному школьнику ориентироваться в сегодняшнем многозначном мире. Поток информации растет в геометрической прогрессии. Вы все более употребляетесь механизму, способному точно запоминать даты, термины, определения, выполнять тесты, аргументировано отвечать на вопросы, безошибочно решать задачи, забывая о нравственно-этических ценностях. Поэтому наша учебная тема урока на языке афоризма будет звучать так:
«Скажи мне, за что ты хотел бы отдать свою жизнь, и я скажу тебе, во что ты веришь». И.А. Ильин.
(афоризм записан на доске)
ибо язык - величайший учитель, а мы учимся не для школы, а для жизни.
Попутно повторим сочетание одинаковых согласных в слове (удвоенные согласные), все, что знаем об однородных членах предложения и сферы их употребления на материале философского труда И.А. Ильина «Путь духовного обновления».
Наш сегодняшний урок не только урок письма, но, в первую очередь, урок ума, души и сердца, и в конце его мы попытаемся ответить на вопрос, что есть вера и во что же мне верить?
- Основная часть.
- Орфографическая пятиминутка.
Почему сочетание одинаковых согласных в слове создает определенную орфографическую трудность?
В корнях исконно русских слов двойные согласные встречаются редко, они, как правило, характерны для заимствованных слов.
Сгруппируйте слова, используя разные варианты.
Диску(с,сс)ия, и(л,лл)юзия, ко(л,лл)ектив, пара(л,лл)ель, инте(л,лл)игент, ми(с,сс)ия, ко(м,мм)ентарий, а(т,тт)естат.
(Варианты: м.р.- ж.р.; одуш.-неодуш.;1,2,3 скл.; зв- гл. согл.)
Проговаривание колосс, терраса, перрон, гуманизм,
гуманный, галерея, дискуссия, конгресс, пьеса.
2.Словарная работа.
Новое слово (ЗСП) ИДЕАЛ
Снять информацию с данного слова (дети рассказывают о значении, строении и правописании)
Идеальный
Идеализм
Идеализировать
Запись предложения с новым словом.
(небольшая справка о жизни и творчестве И.А. Ильина.)
Иван Александрович Ильин – философ, изгнанник, невостребованный родной страной, представитель философского зарубежья
И.А. Ильин создал образы идеальных жизненных представлений о дальнейшем пути развития России.
Выяснение смысла предложения и выполнение заданий:
- идеальных- разбор по составу;
- найдите слово по его морфологическим признакам:
существительное, собственное, неодушевленное, конкретное, ж.р., 1-го скл., ед. ч., р.п..
3.Тренинг
Повторение теории «Однородные члены предложения»
- Какой раздел языкознания изучаем в 8 кл.?
- Как называются предложения, содержащие, как правило, смысл большего объема?
- Какие предложения относятся к осложненным?
- Какие члены предложения называются однородными?
3.1. Комментированное письмо.
Человек без веры не может жить, ибо вера - ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, воззрения, стремления и поступки.
(Орфографический и пунктуационный разбор).
- Что же такое вера?
3.2. Продолжи утверждения.
- Однородные члены связаны между собой…
- Однородными могут быть…
- Однородные члены могут быть…
- Между однородными членами, не соединенными союзами…
- Между неоднородными определениями…
- Союз «И» может соединять…
- Сочинительные союзы по значению бывают…
- Сочинительные союзы по составу бывают…
3.3. Списать предложение, вставив пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определить роль союза.
Вер_т с_знательно или бе_сознательно злобно или простодушно сильно или слабо.
(Учащиеся рассуждают о силе веры).
3.4. Верны ли следующие умозаключения.
- Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится тире
- Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире
Какие знаки препинания ставятся, если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но предложение ими не заканчивается?
3.5. Назовите доказательства данного заключения, объясните знаки препинания.
Вера указывает человеку его жизненный путь и определяет его отношение к себе, к людям, к природе – ко всему священному в жизни человека.
- Перестройте предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами предложения, осложняя его структуру деепричастным оборотом. Запишите предложение. Вариант записи:
Вера определяет отношение ко всему священному в жизни человека: к себе, к людям, к природе, - указывая ему его жизненный путь.
3.6. Добавь в предложение однородные члены с повторяющимся союзом «И», указав его роль.
Бе_совестное поколение, если оно когда(нибудь) придет, п_губ_т и …
(Вариант: жизнь, и человека, и его культуру, и его веру. Устные доказательства умозаключений учащихся).
Слово учителя
Родившись в эпоху соблазна, соблазнами окруженные и одурманенные, мы должны противопоставить им вечные основы духовности, необходимые человеку в земной жизни.
- Где и когда закладывается в душе ребенка эта основа?
- Что такое семья?
- Для чего человеку нужна семья?
- На чем строится семья?
3.7. Вставить подходящий по смыслу двойной союз, указать его роль.
(не только…, но и; как…, так и …)
Любовь дает человеку _______ счастье но ____ потребность все и всех вокруг себя осчастливить.
Семья нужна человеку ______ в великие поворотные моменты его жизни ______ в ежедневных делах и в обыденных отношениях.
(объяснение постановки знаков препинания).
- Контроль
(Перед учащимися текст).
Задание: самостоятельно вставить пропущенные знаки препинания, определить стиль и тип речи.
Когда возникает могучее и духовное и материальное и человеческое и природное и религиозное единение людей тогда появляется нация. Надо сделать так чтобы все прекрасные предметы впервые пробуждающие дух ребенка вызывали в нем умиление восхищение поклонение чувство красоты чести любознательность великодушие жажду подвига.
Дети должны думать русскими словами чувствовать в себе кровь и дух русских предков и принимать любовью волю и судьбу путь и признание своего народа чтобы душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых героев гениев и вождей.
(Для учащихся с повышенной мотивацией дополнительное задание: определить, сколько групп однородных членов в предложении последнего абзаца).
Проверка: доказательственные умозаключения учащихся.
- Рефлексия.
- Какие вечные основы духовности мы должны противопоставить бездуховности?
Мозговой штурм.
Учащиеся самостоятельно выводят и аргументировано доказывают свои умозаключения.
Совесть
Любовь
Культура
Вера
Традиции нации
Свобода
Семья
- Так во что же надо верить?
- Вы готовы отдать за это свою жизнь?
- Итог урока.
- Какова сфера употребления предложений с однородными членами?
- С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Интересно ли вам работать с афоризмами?
- Комментирование оценок за урок.
Д.З. Составить и записать текст из семи предложений с однородными членами, взяв за основу афоризм: «Делай добро тайно и жалей, когда о нем кто-то узнает» (Л. Толстой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса
Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса...