Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Знакомство с жанром ЗАПИСКА.
Повторение темы "Лексика" на примере художественного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская «Записка»
- Актуализация
просмотр эпизода «Том Сойер и Беки»
- Что сделал Том, чем так рассердил Бекки и учителя (написал записку)
Итак, тема сегодняшнего урока? ЗАПИСКА
- Кому и когда пишут записку?
- Что обычно пишут в записке?
- Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки? Многие скажут, что в наше время СМС-ки вытеснили записки, но взрослые могут вспомнить свой опыт написания записок… Ест ль ли у вас заветная записка, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией?
- Какие чувства вы испытывали, получив записку?
- Какие чувства вы испытывали, когда писали записку?
То есть посмотрите, вне зависимости пишите ли вы записку или получаете, вы испытываете абсолютно разные чувства и эмоции (какие)
Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.
Эмоции – любопытство, тревогу, счастье, обиду, радость, огорчении, ненависть…
- А какие отличительные признаки записки вы знаете? (Обсудите в группах и запишите)
1.Наличие обращения
2. Краткость содержания
3. Подпись автора (если не анонимная записка)
4. Обозначение времени написания
- Какие жанры записки вы знаете? (обсуждение в группах)
Я пишу записку на вахту, чтобы вас выпустили из школы (деловая), а если вспомнить почитаемое для петербуржцев место – Смоленское кладбище…Ксении Блаженной (церковные, просительные),
(Деловые, церковные,любовные.)
- Работа с учебным материалом
Обратимся к рассказу «Записка», который написал В.П. Астафьев. Вы уже знакомы с эти автором, мы читали с вами («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»
Учитель читает начало рассказа Астафьева «Записка»
“На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна”.
Предположите,
о ком может идти речь в этой записке,
к кому она обращена,
и кто её написал? (уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;
-судя по записке, речь идёт о существе женского рода;
-слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды)
Учитель читает продолжение
“Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы”.
Возьмите тексты на столах
- Постараемся услышать, увидеть замысел автор, вчитываясь в каждое слово. Поработаем со словом, как с лексической единицей.
- Почему Гоголь и Салтыков – Щедрин? (Это не вымышленная история какого-нибудь автора, это реальная ситуация нашего, вполне, казалось бы, благополучного времени)
- Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»? Почему «домишко», а не дом?
- Почему «подбил», а не уговорил? И зачем? (видимо, что-то обещал взамен, заранее обманывая,внушить кому-нибудь мысль о совершении чего-нибудь, подстрекнуть кого-нибудь к чему-нибудь (разг.))
- К какой лексике, с точки зрения стилистики, относятся эти слова (разговорной)
- А зачем автор использует слова именно разговорного стиля?(чтобы читатель поверил в достоверность происходящего, что как бы это было не страшно, но это реальная история)
- Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки?
- Какую роль играет сочетание «собственную мать»? (уместно ли здесь местоимение СОБСТВЕННУЮ)..(может, для того, чтобы усилить абсурдность, чудовищность этой стуации)
- Что значит «изношенная»?( замените словом нейтральной лексики – старенькую)
- Почему «сынок», а не «сын», он же уже взрослый? (работа со значение суффиксов, их художественной роли в тексте) Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе? (ирония, презрение автора)
- Почему она надела «выходную плюшевую жилетку»?( видимо думала, что едет жить к сыну, для неё это праздник, радость, самое нарядное, что было, надела на себя)
- Что значит «век энтеера»? (НТР научно - технической революции, наивысшей цивилизации)
- И, наконец, кто «в наши дни» работает «няньками, сторожихами и домработницами»? Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын?
- Попробуйте закончить эту историю…(1-2 предложения)
Афиширование и обсуждение, насколько реалистичен ваш финал…
(мать верила сыну, так как надела выходную жилетку, ей некуда возвращаться – домишко продан, неграмотная, изношенная женщина не нужна никому в няньки)
Несмотря на многообразие ваших финалов, развязка всё равно будет одна и та же? Трагичная. Счастливый финал НЕ ВОЗМОЖЕН. А почему?...
- Обсуждение заканчивается чтением настоящего финала
“Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
Вица-размочаленная, предварительно пропаренная над огнем, длинная тонкая хворостина из гибкого дерева, диаметром в комле 10 12 мм, употребляемая вместо веревок для вязки фашин и других надобностей
- Как бы вы сформулировали тему и проблему(Ы) этого рассказа? (обсудите в группах)
Главная ТЕМА - отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. "Забыть" ее на вокзале, оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение "сынка". Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.
- Какова позиция автора? Как вы восприняли назидание автора? (обсудите в группах)
(Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.) Что же делать? ( варианты ответов) В русском языке есть такие выражения, как сыновний долг; отдать последний долг; быть в неоплатном долгу перед матерью. В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно…
Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания
8. А ваша позиция? Что бы вы сказали « родному сынку» при встрече?
- Как вы думаете, что в дальнейшем будет происходить с сыном?
- Ребята, а сегодня, в 21 веке дети так же поступают со своими родителями?
- А скажите, всегда ли вы проявляете к родителям уважение, любовь, понимание?
- Когда происходят ваши разногласия? Из-за чего?
9. Рефлексия
Я предлагаю сейчас вам сочинить записку своей маме…или к автору рассказа, она может быть обращена к прошлому или будущему…, в зависимости от того, о чём вас заставил задуматься этот маленький рассказ…(ММУЗЫКУ)
Желающие могут зачитать вслух.
А в заключение хотелось бы услышать ваше мнение…мы напрасно провели эти 45 минут?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169740-1356375005.jpg)
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-286560-1377792413.jpg)
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-670833-1442871817.jpg)
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854461-1479722141.jpg)
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-975310-1511699802.jpg)
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...