Конспект урока русского языка в 11 классе "Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Конспект урока русского языка в 11 классе школы с очно-заочной формой обучения "Сложноподчиненное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennye_predlozheniya_11kl_portfolio.odt | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение»
Цель: повторение и обобщение материала по теме «Сложноподчиненное предложение»
Задачи: учебные: закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных); закреплять умения находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным;
развивающие: отрабатывать навыки составления схем сложноподчиненных предложений; развивать умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении, отличать союзы от союзных слов;
воспитательные: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (памятки, тесты), карточки с заданием, зачетный лист урока.
План урока
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 |
2 | Речевая разминка | Найти и исправить речевую ошибку | 3 |
3 | Работа по карточке у доски | Повторить придаточное определительное | 6 |
4 | Повторение и обобщение материал по теме | Повторить и обобщить знания о сложноподчиненном предложении | 8 |
5 | Физкультминутка | Динамическая пауза. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения | 1 |
6 | Проверка работы по карточке у доски | Проверить работу учащегося у доски | 1 |
7 | Работа по карточкам. Самостоятельная работа учащихся | Закрепить и повторить имеющиеся у учащихся знания о придаточном изъяснительном | 9 |
8 | Физкультминутка | Динамическая пауза. Тренинг по снятию усталости мышц конечностей | 1 |
9 | Самостоятельная работа. Работа с учебником | Закрепление, повторение и обобщение знаний о сложноподчиненном предложении | 7 |
10 | Итог урока | Подведение итогов урока | 2 |
11 | Оценки за урок | Проанализировать устные ответы учащихся и занести оценки в зачетный лист урока | 1 |
Ход урока:
1.Организационная часть. Сообщение тема и цели урока.
2.Речевая разминка
На доске даны предложения. Найдите и исправьте речевую ошибку.
Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (Надела).
Войдя в лес, стало темно. (Либо – «Войдя в лес, мы заметили, что стало темно», либо «Когда мы вошли в лес, стало темно»).
Врач сказал, чтобы больной сдал его анализы. (Местоимение является лишним).
Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)
3.Работа по карточке у доски:
Уж проходят к_р_ваны через те скалы где н_сились лишь туманы да (цари)орлы. (Лермонтов) Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части. Построить схему. |
4.Повторение и обобщение материала по теме «Сложноподчиненное предложение»
-Классификация типов придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.
-Что такое придаточные определительные? (Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части СПП и отвечают на вопросы определений какой? чей?).
С помощью чего присоединяются придаточные определительные к главной части? (С помощью союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда).
Что вы можете сказать о месте придаточных определительных в составе сложноподчиненного предложения? (они всегда стоят после определяемого слова).
Закончите фразу: Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе, а падежная форма их зависит от того… (…каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части).
Верно ли утверждение: Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части? (Верно).
СПП с придаточным определительным
Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать. (М. Горький)
-Что такое придаточные изъяснительные?
Разбираем предложение:
СПП с придаточным изъяснительным: Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А.Фадеев)
Выделяем грамматические основы. Где придаточная, а где главная?
К чему относится придаточная часть? Задайте вопрос.
Чем присоединяется?
Каким членом предложения является союзное слово какой?
Определите вид придаточного.
-Что такое придаточные обстоятельственные?
Разбираем предложение:
СПП с придаточным обстоятельственным
Алексей пополз туда, куда улетел самолет.
Выделяем грамматические основы. Где придаточная, а где главная?
К чему относится придаточная часть? Задайте вопрос.
Чем присоединяется?
Каким членом предложения является союзное слово какой?
Определите вид придаточного.
Когда уже почти стемнело, мы решили остановиться на привал.Выделяем грамматические основы. Где придаточная, а где главная?
К чему относится придаточная часть? Задайте вопрос.
Чем присоединяется?
Каким членом предложения является союзное слово какой?
Определите вид придаточного.
Если исчезнет воображение, человек перестанет быть человеком.
Выделяем грамматические основы. Где придаточная, а где главная?
К чему относится придаточная часть? Задайте вопрос.
Чем присоединяется?
Каким членом предложения является союзное слово какой?
Определите вид придаточного.
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
Выделяем грамматические основы. Где придаточная, а где главная?
К чему относится придаточная часть? Задайте вопрос.
Чем присоединяется?
Каким членом предложения является союзное слово какой?
Определите вид придаточного.
Вид Союзы, союзные слова
Образа действия и степени | Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно и др. |
Места | Где, куда, откуда |
Времени | Когда, пока, едва, как только |
Условия | Если, когда, раз и др. |
Причины | Потому что, так как, ибо и др. |
Цели | Чтобы, для того чтобы и др. |
Сравнения | Как, чем, словно, будто и др. |
Уступки | Хотя, пускай, как ни и др. |
Следствия | Так что |
5.Физкультминутка
6.Проверка работы у доски по карточке
Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы. (Лермонтов)
[те + сущ.],(где…). Определительное.
7.Работа по карточкам
Задания:
1. Найдите главную и придаточную части.
2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.
3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.
4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.
1) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова)
2) Всю ночь было слышно, как веселился народ.
3) Я боялся только, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.
4) Одного из атлетов спросили, выполнил ли он нормы мастера спорта.
Обратите внимание на то, что в качестве поясняемых слов могут быть слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия, состояние, речь. Это могут быть глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, а также существительные.
В наших примерах это слова была уверена, было слышно, боялся, спросили.
8.Физкультминутка
9.Самостоятельная работа учащихся. Работа с учебником (по новым учебникам) Упражнение 134 (Начинается: Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан?).
(Записать предложения, расставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточного).
10.Итоги урока
-Что вы сегодня повторили?
-Что такое придаточное определительное?
-Что такое придаточное изъяснительное? (Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП).
Какие слова могут выступать в качестве поясняемых? (Разных частей речи (глаголы, прилагательные, наречия и категория состояния, существительные), обозначающие мысли, чувства, восприятия, речь.
-Что такое придаточное обстоятельственное?
Какие виды придаточных обстоятельственных вы знаете?
Какими союзами и союзными словами прикрепляются?
11.Оценки за урок. (В течение урока анализируются устные ответы, выполнение практических заданий, результаты заносятся в зачетный лист урока)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Односоставные предложения"
конспект содержит характеристику урока, технологическую карту, план-конспект урока, перечень учебно-методических средств...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Цель:Обучающие:познакомить учащихся с сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:определить к че...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс...
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...