Разработка открытого внеурочного занятия для 6-7 классов на тему "Средства связи предложений в тексте"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Мазур Мария Михайловна

В ходе открытого внеурочного занятия для 6-7 классов на тему "Средства связи предложений в тексте" обучающиеся исследуют тексты и на практике выясняют, какие средства связи предложений существуют в русском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого внеурочного занятия

 по русскому языку в 6-7 классах

Учитель: Мазур М.М.

Тема занятия: Средства связи предложений и частей текста

Форма: комбинированное занятие

Метод: объяснительно-иллюстративныйчастично поисковый.

Цель: формирование читательской грамотности, коммуникативной компетенции учащихся через углубление и расширение знаний о тексте,  тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи урока:

Деятельностная: создавать условия для работы на уроке, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучение рефлексии достижения цели, воплощение ситуации успеха.

Образовательная: развивать потребность у учащихся совершенствовать речевые умения, формировать навыки читательской грамотности, уметь выделять признаки текста, достигать понимания текста на уровне содержания, уметь перерабатывать информацию, полученную из текста.

 Развивающая: развивать информационную, коммуникативную компетенции обучающихся, познавательные процессы, умение применять логические операции, обобщать и систематизировать знания.

Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, умению работать в группах, развивать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Метапредметные: делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; формировать собственное мнение и позицию – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; слушать и понимать речь других; уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; определять цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя; конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст.

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, смысловое чтение.

Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий и поступков.

Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что надо усвоить.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Методы работы: коммуникативная методика, личностно-ориентированный метод, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, метод творческого чтения, эвристическая беседа.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа: до занятия обучающиеся получили задание найти в этимологическом словаре первоначальное значение слова «текст».

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:

1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры. 

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. Умение выполнять индивидуально-практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

№  п/п

Этап урока

Основные виды деятельности

Приёмы работы с текстом

1

Организация начала урока.

Психологическая подготовка обучающихся к общению.

- (Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей (приветствуют). 

Сегодня мы будем выполнять обычную, но в то же время очень важную работу. Навыки, приобретенные на занятии, пригодятся вам в ходе дальнейшего обучения. Надеюсь, наша работа будет интересной и плодотворной!

А начнём занятие мы с небольшой орфографической разминки. (Слайд 2) Обратимся к заданию 1 наших рабочих листов. Ваша задача – исправить ошибки в словах и догадаться, с чем мы будем сегодня работать на занятии (выполняют задание, зашифровано слово «ТЕКСТ») (Слайд 3)

Приём «Лови ошибку», «Шифровка»

2

Целеполагание.

Верно, сегодня мы с вами будем работать с текстом. Тема нашего занятия «Средства связи предложений и частей текста» (Слайд 4). Наша цель - обобщить и расширить знания о тексте и лексических средствах связи предложений в тексте

3

Актуализация.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (Слайд 5):

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является, 

конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

                                                                                             Л.Н. Толстой.

- Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте (дети высказывают своё мнение).

 - А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно говорить? (Уметь правильно составлять высказывания - тексты)

Создание собственного речевого высказывания

4

Основной этап. Повторение. Объяснение нового материала

Вводная беседа.

- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего занятия является слово «текст». Дома вы должны были определить по  этимологическому словарю первоначальное значение этого слова. Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? («ткань, сплетение») (Слайд 6)

- Перед вами кусочек ткани и лист с текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Дети отвечают: кусочек  ткани  состоит из множества  нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически). Молодцы, верно рассуждаете.

Ведь не случайно  и предприятия, где изготавливают ткани, называют ТЕКСТильными. (Слайд 7) Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова «текст». (Учащиеся работают со словарем, читают вслух найденную информацию)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

- Таким образом, текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

Повторение.  Составление схемы «Признаки текста» и таблицы «Средства связи».

  - Давайте вспомним, какими признаками обладает текст. (Слайд 8) (составление кластера «Признаки текста»). Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

- Единство темы

- Наличие главной мысли (идеи)

- Относительная законченность

- Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

 - Логическая связь частей        

- Сформулируем общее понятие и запишем его в наши рабочие листы: Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения в тексте  связаны друг с другом по смыслу (Слайд 9-11)

Связать предложения и части текста в единое целое помогают средства связи. Давайте назовем основные средства связи предложений и частей текста (Дети называют повторы, синонимы, местоименную замену, союзы, вводные слова). Заполните пропуски в таблицах на своих рабочих листах. (Слайд 12-13).

- Ребята, если мы посмотрим на  черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани… Он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему? (Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов).  Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы тоже делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. 

Групповая работа с текстом. Изучение нового материала

- А сейчас примерим на себя роли исследователей - поработаем непосредственно с текстами. Работа будет групповой. Результаты вы должны отметить в рабочих листах и затем представить результаты работы.

(Слайд 14) Задание: прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова. Назовите номера предложений, которые связаны с помощью: а) местоименной замены; б) лексического повтора; в) синонимичных выражений; г) союзов.

(учащиеся выполняют задание, представляют результаты работы). (Слайды 15-18)

Проведите ещё один лингвистический эксперимент. Попробуйте удалить из текстов выделенные союзы. Сравните изменённый текст с оригиналом и сделайте вывод о роли союзов в предложении.

Определите вид и время глаголов в каждом тексте. (Три ученика работают у доски). Используется ли в текстах как средство связи единство времени и вида глагольных форм?  (Да, используется).

Попробуйте определить, какие тексты относятся к художественной речи, а какой – к научному стилю. Есть ли, по вашему мнению, связь между стилем текста и использованием разных средств связи? Для справки прочитаем рубрику «Лингвистическая кладовая» (Слайд 19)  (Учащиеся читают текст и делают вывод, что такая связь есть).

 Индивидуальная работа.

- В завершение нашего занятия предлагаю вам примерить ещё одну роль. Ребята, как называют человека, который редактирует текст? (Редактор). Именно над редактированием текста мы с вами будем сейчас работать.  (Слайды 20-21).  Текст, с которым вы будете работать, испорчен: он состоит из коротких, словно обрубленных предложений, в которых назойливо повторяются одни и те же слова. Отредактируйте текст: сделайте его связным, устраните ненужные повторы. Замените существительные местоимениями, объедините, где нужно, простые предложения в сложные или в предложения с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: но, и, чуть только.

     

Запишите исправленный текст. Не забывайте о знаках препинания в сложных предложениях (Учащиеся выполняют задание, проверка производится по эталону на слайде 22).

Работа с дополнительными источниками информации

Составление кластера «Признаки текста»,

составление таблицы

Прием организации исследовательской работы с текстом - образовательная ролевая игра  «Лингвисты»

Приём переработки текста «Реконструкция»

5

Рефлексивно-оценочный этап. Итоги занятия

Давайте подведем итоги нашего занятия. Были ли достигнуты поставленные цели? (Слайд 23) (Да, мы обобщили и расширили представления о тексте).

Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить? (Правильно строить высказывание). Назовите признаки текста. Какие средства связи вы знаете? (Повтор, местоименная и синонимическая замена, союзы, вводные слова, единство времени и вида глагольных форм).

На ваших рабочих листах имеется графа самооценки. Отметьте, насколько успешны вы были на сегодняшнем занятии. Чем вам запомнилось занятие, чему вы научились?

Сегодня

на занятии

6

Завершение занятия. Домашнее задание.

Наше занятие подходит к концу. Предлагаю вам дома выполнить творческое задание – написать синквейн на тему «Текст». Спасибо всем за сотрудничество, за плодотворную работу, за занятие, которое стало событием!

Приём творческого осмысления изученного – синквейн



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя обучающегося ____________________________  

  1. ЛОВИ ОШИБКУ!ZI4MqIdbpyWqR4sXpt5W9kyF3OkDZMXfefEJR0wL.jpg

Найди ошибки в словах и

составь из исправленных

букв слово

Чесный человек, заслужить уважэние, лёгог в общении,  зделать доброе дело, нелесное мнение.

 

  1. ЗАПОЛНИ СХЕМУ «ПРИЗНАКИ ТЕКСТА»81965505.jpgtekst-chto-takoe.jpg

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

  1. ЗАПИШИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ТЕКСТ – это ___________________  

_______________________________  

_______________________________  

_______________________________  

_______________________________  

  1. ДОПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Средство связи

Характеристика

Примеры

Повторение слова или употребление однокоренных слов в разных предложениях

В деревне было тихо. Деревенские жители давно спали.

Замена слова из одного предложения синонимичным выражением, указывающим на то же лицо, предмет или явление, в другом

Шестиклассники хорошо написали диктант. Многие ученики получили пятёрки. 

Замена существительного или другой части речи местоимением

Солнце взошло. Его ласковые лучи согрели землю.

Используются не только внутри предложения, но и между предложениями в тексте

Я люблю зиму. Когда наступает это время года, мир погружается в сказку.

  1. СТАНЬТЕ ЛИНГВИСТАМИ! ИССЛЕДУЙТЕ ТЕКСТ!

Задание для работы в группах: прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова. Назовите номера предложений, которые связаны с помощью:

а) местоименной замены;

б) лексического повтора;

в) синонимичных выражений;

г) союзов.

Годунов Борис | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и  студентов

Текст 1.

 (1) Борис Годунов происходил из татар, но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. (2) Он принадлежал к крупному боярскому роду и сам был окольничим* при Иване Грозном.

(Л. Гумилёв)

*Окольничий - придворный чин и должность в Русском царстве в XIII—XVIII веках. 

Дополнительное задание к тексту 1:

Попробуйте вместо местоимений использовать повторы слова. Что произошло с текстом? Сделайте вывод о том, для чего нужны замены слов местоимениями.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 2. Yurij_Koval__Kartofelnaya_sobaka_sbornik.jpeg

 (1) Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. (2) Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. (3) Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, (4) Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.

(Ю. Коваль)

Дополнительное задание к тексту 2:

В предложении 4 замените кличку собаки местоимением и проверьте, будет ли понятно, о ком пойдёт речь в предложении. А в каком предложении замена клички местоимением не нарушает смысловой связи предложений? Сделайте вывод о роли лексического повтора в тексте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 3.

(1) Профессор уехал к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел… (2) Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал бледнеть и уходить вдаль…

(А. Куприн)

Дополнительное задание к тексту 3:

Найдите пример синонимической замены. Замените синоним лексическим повтором и сравните два варианта текста. Для чего, по вашему мнению, используются синонимы в текстах?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  • Проведите ещё один лингвистический эксперимент. Попробуйте удалить из текстов выделенные союзы. Сравните изменённый текст с оригиналом и сделайте вывод о роли союзов в предложении. ______________________________________________
  • Определите вид и время глаголов в каждом тексте. Используется ли в текстах как средство связи единство времени и вида глагольных форм?  ______________________________________
  1. ИСПРАВЬ ТЕКСТ!

1416332601_nilsmesh_0091.jpg

Нильс осторожно соскользнул на пол. Нильс сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Широкополая шляпа гнома сбилась набекрень. Ноги гнома запутались в полах кафтанчика. Гном барахтался на дне сетки. Гном беспомощно размахивал руками. Ему удавалось немного приподняться. Нильс встряхивал сачок. Гном опять срывался вниз.  (По С. Лагерлёф)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  1. ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ!

Подчеркни слова, отражающие твои впечатления о занятии.

Сегодня на занятии я работал:  активно / пассивно

Своей работой на занятии я: доволен / не доволен

Материал занятия мне: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен

Дополни фразу.

http://festival.1september.ru/articles/502798/img5.gif

Сегодня

 на занятии я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие по русскому языку 6-7 класс

Слайд 2

Лови ошибку! Чесный человек, заслужить уважэние , лёгог в общении, зделать доброе дело, нелесное мнение Из исправленных букв составьте слово. С чем мы будем работать на сегодняшнем занятии?

Слайд 3

Лови ошибку! Чес Т ный человек, заслужить уваж Е ние , лёго К в общении, С делать доброе дело, нелес Т ное мнение ТЕКСТ

Слайд 4

Средства связи предложений и частей текста

Слайд 5

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой

Слайд 6

ТЕКСТ – (лат. тextus - «ткань; сплетение, связь, сочетание (слов)», от texere «ткать; плести»)

Слайд 7

ТЕКСТ ИЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Слайд 8

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

Слайд 9

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Единство темы Наличие главной мысли Относительная законченность Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте Логическая связь частей

Слайд 10

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу.

Слайд 11

Текст или нет? Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А.И. Куприн

Слайд 12

Средства связи предложений и частей текста Средство связи Характеристика Примеры … Повторение слова или употребление однокоренных слов в разных предложениях В деревне было тихо. Деревенские жители давно спали. … Замена слова из одного предложения синонимичным выражением, указывающим на то же лицо, предмет или явление, в другом Шестиклассники хорошо написали диктант. Многие ученики получили пятёрки. … Замена существительного или другой части речи местоимением Солнце взошло. Его ласковые лучи согрели землю. … Используются не только внутри предложения, но и между предложениями в тексте Я люблю зиму. Когда наступает это время года, мир погружается в сказку.

Слайд 13

Средства связи предложений и частей текста Средство связи Характеристика Примеры Лексический повтор Повторение слова или употребление однокоренных слов в разных предложениях В деревне было тихо. Деревенские жители давно спали. Синонимическая замена Замена слова из одного предложения синонимичным выражением, указывающим на то же лицо, предмет или явление, в другом Шестиклассники хорошо написали диктант. Многие ученики получили пятёрки. Местоименная замена Замена существительного или другой части речи местоимением Солнце взошло. Его ласковые лучи согрели землю. Союзы, вводные слова Используются не только внутри предложения, но и между предложениями в тексте Я люблю зиму. Когда наступает это время года, мир погружается в сказку.

Слайд 14

Прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова. Назовите номера предложений, которые связаны с помощью: а) местоименной замены; б) лексического повтора; в) синонимичных выражений; г) союзов.

Слайд 15

Группа 1 (1) Борис Годунов происходил из татар, но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. (2) Он принадлежал к крупному боярскому роду и сам был окольничим* при Иване Грозном. (Л. Гумилёв) *Окольничий - придворный чин и должность в Русском царстве в XIII—XVIII веках. Попробуйте вместо местоимений использовать повторы слова. Что произошло с текстом? Сделайте вывод о том, для чего нужны замены слов местоимениями.

Слайд 16

Группа 2 (1) Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. (2) Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. (3) Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, (4) Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине. (Ю. Коваль) В предложении 4 замените кличку собаки местоимением и проверьте, будет ли понятно, о ком пойдёт речь в предложении. А в каком предложении замена клички местоимением не нарушает смысловой связи предложений? Сделайте вывод о роли лексического повтора в тексте.

Слайд 17

Группа 1 и 2 (1) Профессор уехал к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел… (2) Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал бледнеть и уходить вдаль… (А. Куприн) Найдите пример синонимической замены. Замените синоним лексическим повтором и сравните два варианта текста. Для чего, по вашему мнению, используются синонимы в текстах?

Слайд 18

Проведите ещё один лингвистический эксперимент. Попробуйте удалить из текстов выделенные союзы. Сравните изменённый текст с оригиналом и сделайте вывод о роли союзов в предложении. Определите вид и время глаголов в каждом тексте. Используется ли в текстах как средство связи единство времени и вида глагольных форм ?

Слайд 19

Лингвистическая кладовая Изучая тексты разных стилей, вы можете заметить, что для каждого стиля есть свой набор средств связи. Так, в научных и официально-деловых текстах лексический повтор – основное средство связности для сохранения единства темы, которую важно точно определять. В публицистике и художественной литературе широко используется красочность, образность речи, поэтому в таких текстах часто встречаются синонимические замены.

Слайд 20

Отредактируйте текст: сделайте его связным, устраните ненужные повторы. Замените существительные местоимениями, объедините, где нужно, простые предложения в сложные или в предложения с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: но, и, чуть только. Образец: У мартышки было плохое настроение. Мартышка сидела на финиковой пальме. Мартышка ела финики. – У мартышки было плохое настроение, поэтому она сидела на финиковой пальме и ела финики.

Слайд 21

Отредактируйте текст: сделайте его связным, устраните ненужные повторы. Замените существительные местоимениями, объедините, где нужно, простые предложения в сложные или в предложения с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: но, и, чуть только. Нильс осторожно соскользнул на пол. Нильс сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Широкополая шляпа гнома сбилась набекрень. Ноги гнома запутались в полах кафтанчика. Гном барахтался на дне сетки. Гном беспомощно размахивал руками. Ему удавалось немного приподняться. Нильс встряхивал сачок. Гном опять срывался вниз.

Слайд 22

Проверь себя! Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась набекрень , ноги запутались в полах кафтанчика. Гном барахтался на дне сетки, беспомощно размахивая руками. Но чуть только ему удавалось немного приподняться, Нильс встряхивал сачок, и гном опять срывался вниз.

Слайд 23

Итоги занятия Были ли достигнуты поставленные цели? Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить? Назовите признаки текста. Какие средства связи вы знаете? Отметьте, насколько успешны вы были на сегодняшнем занятии. Чем вам запомнилось занятие, чему вы научились?

Слайд 24

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс. Тест. Средства связи предложений в тексте.

Данный тест поможет одиннадцатиклассникам в рамках подготовки к ЕГЭ проверить свои знания по теме "Средства связи предложений в тексте"....

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Методическая разработка открытого внеурочного занятия "Начни с себя"

Методическая разработка открытого внеурочного занятия для молодых специалистовв рамках развитие личностной сферы младших подростков средствами реализации тренинга «Начни с себя»...

Конспект открытого внеурочного занятия для воспитанников 7 класса «Земля – наш общий дом» в рамках Всемирного дня земли.

Конспект  открытого  внеурочного  занятия   "Земля -наш общий дом"  в рамках  Всемирного дня земли   можно использовать  как  вне...

План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"

Внеурочное занятие  проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....