Урок русского языка в 5 классе по теме Правописание корней с чередованием Е/И.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: Правописание корней с чередованием Е/И
Цели урока:
- показать закономерность чередования Е–И в корнях слов;
- формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
- развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с правилом правописания е–и в корнях с чередованием
- научиться определять условия написания гласных е–и
- научиться обозначать её графически и объяснять правописание
Метапредметные:
- коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения проблемы
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока
1. Организационный момент
При записи числа двадцать [двацат] третье [трэтйэ] апреля – фонетическая разминка: в каких словах (слове) количество букв и звуков не совпадает?
2. Актуализация знаний
«Письмо с дырками» (прием технологии развития критического мышления) /прием читательской компетенции/
/Учащиеся работают на местах, один ученик работает за закрытой доской./
3. Графический диктант
- подрастать
- изложение
- росток
- выращивать
- слагаемое
- выросли
4. Переход к новой теме
Создание проблемной ситуации.
У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.
Прочитайте записанные на доске слова парами: (обратить внимание на вид глаголов)
Удерёт – удирает
Замереть – замирать
Запереть – запирает
Стереть – стирает
Выделите корни.
- Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)
- Подчеркните гласные в них.
- Что заметили?
- Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование).
5. Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием)
Ребята записывают тему урока в тетрадь.
Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
На закрытой доске (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием)
Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.
- Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?
(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А). - Сверим вывод с правилом в учебнике.
Стр.117, п.117 + образец рассуждения - Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
- Давайте выработаем алгоритм наших действий.
- Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
- «Закончи предложение».
- 1. Выделяю в слове (корень).
- 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
- 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
- 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
- Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
- Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет
- графическое выделение
6. Физкультминутка. Пошумим?
Называю слово с И в корне – хлопаем, с Е - топаем
Отбирать, заблестел, запирать, отпереть, расстилать, вытирать, соберу, блестеть, зажигать
7. Применение знаний
Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите из предложений слова с чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. е
2) Песня замирает далеко в полях. и
4) Пролитую воду не соберёшь. е
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. и
6) Улицы упирались в голые скалы. и
Самопроверка:
На закрытой доске
и | е |
Замирает | Блестят |
- 1 ошибка – 4
- 2-3 ошибки – 3
- 4 ошибки – 2
2. Упр.724
8. Рефлексия учебной деятельности
1. Фронтальный опрос.
- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Мы её достигли?
2. Домашнее задание (дифференцированный подход): П.117, упр.725 (для всех)
Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (10 слов ) (по желанию на оценку)
Резерв: № 728 ИЛИ:
Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
- чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
- 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
- 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
- 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
- 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
- 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
- ПРОДИРАЕТ.
- 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
- 7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
- 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_e-i_v_kornyah.docx | 310.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание корней с чередованием Е/И
Цели урока:
- показать закономерность чередования Е–И в корнях слов;
- формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
- развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с правилом правописания е–и в корнях с чередованием
- научиться определять условия написания гласных е–и
- научиться обозначать её графически и объяснять правописание
Метапредметные:
- коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения проблемы
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока
1. Организационный момент
При записи числа двадцать [двацат] третье [трэтйэ] апреля – фонетическая разминка: в каких словах (слове) количество букв и звуков не совпадает?
2. Актуализация знаний
«Письмо с дырками» (прием технологии развития критического мышления) /прием читательской компетенции/
/Учащиеся работают на местах, один ученик работает за закрытой доской./
3. Графический диктант
- подрастать
- изложение
- росток
- выращивать
- слагаемое
- выросли
4. Переход к новой теме
Создание проблемной ситуации.
У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.
Прочитайте записанные на доске слова парами: (обратить внимание на вид глаголов)
Удерёт – удирает
Замереть – замирать
Запереть – запирает
Стереть – стирает
Выделите корни.
- Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)
- Подчеркните гласные в них.
- Что заметили?
- Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование).
5. Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием)
Ребята записывают тему урока в тетрадь.
Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
На закрытой доске (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием)
Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.
- Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?
(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А). - Сверим вывод с правилом в учебнике.
Стр.117, п.117 + образец рассуждения - Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
- Давайте выработаем алгоритм наших действий.
- Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
- «Закончи предложение».
- 1. Выделяю в слове (корень).
- 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
- 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
- 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
- Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
- Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет
- графическое выделение
6. Физкультминутка. Пошумим?
Называю слово с И в корне – хлопаем, с Е - топаем
Отбирать, заблестел, запирать, отпереть, расстилать, вытирать, соберу, блестеть, зажигать
7. Применение знаний
Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите из предложений слова с чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. е
2) Песня замирает далеко в полях. и
4) Пролитую воду не соберёшь. е
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. и
6) Улицы упирались в голые скалы. и
Самопроверка:
На закрытой доске
и | е |
Замирает | Блестят |
- 1 ошибка – 4
- 2-3 ошибки – 3
- 4 ошибки – 2
2. Упр.724
8. Рефлексия учебной деятельности
1. Фронтальный опрос.
- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Мы её достигли?
2. Домашнее задание (дифференцированный подход): П.117, упр.725 (для всех)
Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (10 слов ) (по желанию на оценку)
Резерв: № 728 ИЛИ:
Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
- чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
- 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
- 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
- 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
- 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
- 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
- ПРОДИРАЕТ.
- 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
- 7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
- 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»
Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Презентация у уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и"
Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография), тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о; приобрести зн...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."
Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием Е-И"
План-проект урока, формирующего универсальные учебные действия...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»
Урок смоделирован с учетом требований ФГОС: определен каждый этап урока с целеполаганием, планируемыми образовательными результатами, обучающими и развивающими компонентами, заданиями и упражнен...