Урок развития речи. Путевые заметки
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Урок обучения сочинению в жанре путевых заметок. Редактирование текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путевые заметки | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе.
Тема: Путевые заметки как жанр литературы.
Цель: ознакомление с путевыми заметками как жанром литературы, обучение сочинению в жанре путевых заметок.
Задачи: показать признаки жанра;
формирование умения писать сочинения в жанре путевых заметок;
развитие навыков работы с лингвистическим текстом при изучении
нового материала, умений доказывать свою точку зрения;
развивать умение детей самостоятельно получать знания;
развивать мыслительные операции;
развивать познавательные и творческие способности
через разнообразные виды деятельности;
Ход урока:
1. Вступление.
Предлагается прослушать строки А.Т. Твардовского и ответить на вопрос: о чем в этих строках говорит поэт?
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
А.Т. Твардовский.
Какие путешествия А.Т. Твардовский имеет ввиду?
(реальные поездки и воспоминания о путешествиях, совершенных когда-то).
Почему вы решили, что речь идёт о воспоминаниях?
(об этом нам говорят строки «…листать обратно календарь»)
Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
(о путешествиях).
Правильно, в этом году мы с вами уже несколько раз писали сочинения в жанрах рассказа и художественного очерка. Каждый из нас в своей жизни путешествовал, и у каждого появлялось желание поделиться с друзьями своими впечатлениями. Учитывая достижения XXI века, все чаще свои впечатления мы передаем через Интернет. Всегда ли нам легко письменно оформлять свои чувства и мысли?
Сегодня наш урок будет посвящён изучению жанра литературы, который называется «Путевые заметки». Мы научимся грамотно оформлять свои путевые заметки.
Какие заметки называют путевыми?
Путевые заметки - зарисовки во время путешествия, по возращении домой по свежим впечатлениям их можно сравнить с фотографиями, которые мы делаем во время путешествия.
Текст путевых заметок, действительно можно сопровождать фотографиями, короткими видео.
Обратимся к упражнению учебника №146. Ознакомьтесь с заданием упражнения, прочитайте текст, представленный в учебнике.
Дружно погрузившись в автобус, выехали из Москвы ровно в 7:00. Путешествие началось! Наслаждались видами, мелькавшими за окнами.
• К 14 часам прибыли в Мартыново, чтобы познакомиться с этнографическим музеем кацкарей. На уроке кацкого языка все получили «5». Потом начался пир на весь мир! Обед был из русской печки: щи, томленая картошка с курицей, пироги, топленое молоко.
• Переезд в Мышкин занял около часа. Пошел дождь, по окнам автобуса струились капли воды. А вот и Мышкин! Он стоит на Волге. После небольшой прогулки по городу отправляемся в настоящую кузницу, где кузнец при нас выковывает оберег в форме мышки.
• Музей валенок. Оказывается, из валяной шерсти можно сделать все, что угодно: и фигурки мышей, и тапочки, и сапоги, и бурки, и, конечно, сами валенки.
• 19:00. Наш автобус прибывает в город Углич. Мы размещаемся в гостинице «Чайка». Удобные номера, посиделки, страшилки в темноте при свете фонарика…. Завтра продолжим свое путешествие.
• Знакомство с Угличским кремлём, посещение соборов, связанных с именем царевича Дмитрия, покупка сувениров, музей гидроэнергетики – всё оставило у меня много впечатлений.
Это путевые заметки шестиклассника.
На них есть печать личного впечатления? Они субъективны или объективны?
(Путевые заметки всегда субъективны: в них раскрывается и сам автор, и содержится его оценка увиденного — позитивная или негативная. Они всегда эмоционально окрашены.)
С чем можно сравнить эти путевые заметки? (с фото)
Зачем мы делаем фото?
(сохранить в памяти увиденное, рассказать об этом другим, поделиться с ними своими впечатлениями.)
Чем интересно содержание заметок?
В них содержится только информация об увиденном или есть другие способы воздействия на читателя? (эмоциональность, образность)
Какие моменты увиденного могут включать путевые заметки?
(путевые заметки могут включать: описание местности, пейзаж, портреты людей, элементы повествования, диалоги, рассуждения. Текст путевых заметок можно сопровождать фотографиями, короткими видео).
Какой стиль мы можем выделить в этом жанре русского языка?
Здесь присутствует только один стиль или есть другие стили?
Для чего пишут путевые заметки?
Какой тип речи используется в основном при написании путевых заметок?
Какие ещё типы речи используются в путевых заметках?
Ведущим типом речи в путевых заметках является повествование (автор рассказывает о пути, который он проделал).
Кроме того, путевые заметки обязательно содержат элементы описания (автор описывает увиденное во время путешествия) и рассуждения (автор размышляет о нравах, обычаях, даёт оценку и т.д.).
Рассмотрите, как строятся абзацы (на одном-двух примерах).
Найдите в них тезис (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.
Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развёртывается текст: во временной или в пространственной перспективе.
Попробуем составить план сочинения в жанре путевых заметок.
1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие? Название места,
способ передвижения.
2. Развитие действия. Описание местности, действий, кто и что делал,
говорил, думал. Люди, которые повстречались вам во время путешествия.
Внешность (возраст, чем занимается, манера поведения)
Внутренний мир (можно кратко передать суть бесед). Оценка человека.
3. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него?
Как оно изменило вашу жизнь и жизнь окружающих?
Мы познакомились с путевыми заметками ученика 6 класса, определили все признаки этого жанра, составили план написания путевых заметок, но ещё рано говорить о грамотном оформлении наших воспоминаний. Нужно не только написать сочинение, но и отредактировать его. Только тогда можно будет считать, что мы умеем создавать путевые заметки, можем поделиться своими впечатлениями с другими людьми.
Сейчас проведём редактирование уже написанного сочинения в этом жанре ребятами 9 класса (раздаю карточки с текстом учащимся).
Туняхов ключ.
Весна – прекрасное время для того, чтобы отправиться в поход. Вот и мы решили поехать в лес, подышать свежим воздухом и полюбоваться пробивающейся через снег зеленью.
Утро. Все уже стоят на месте встречи в ожидании машины. Спустя некоторое время мы отправились в путь. Несколько часов езды до речки были утомительными, но потом пешим ходом наша группа направилась к избушке. Вот кочки, вылезшие из-подо льда, вот поваленная берёзка, а вот и снежная тропинка до убежища (какого убежища?).
Добравшись до домика с надписью на висевшей таблице «Туняхов ключ», мы бросили рюкзаки на сырое крыльцо и побежали осматриваться. Лёд был достаточно толстый и группа пошла через озеро. Я наткнулась на ёлку с красивыми шишками, покрытыми инеем и взяла парочку себе. Затем, проходив по трём ледяным тропинкам, мы нашли поляну с брусникой и сели передохнуть. Воздух был таким чистым, а солнце ярким, что над нами нависла приятная тишина. Вернувшись, все начали распаковывать вещи рядом с беседкой. Брёвна ( чего?) были светлого жёлтого оттенка, значит она построена недавно. Потом мы пошли пилить дрова, но кто – то крикнул: «Обед готов!» (и что?). Наевшись, некоторые начали уже обустраивать спальное место в избе, а я и трое моих друзей остались около костра до самой ночи. Разговоры и смех согревали душу, а костёр напротив нас согревал тело. В конце концов мы уснули среди тёмного шуршащего леса в шуме трескающего костра. С наступившим утром мы пошли домой.
Спустя день мне принесли фотографии природы Туняхова ключа, глядя на них, воспоминания в голове возникают сами собой.
Данилишина Ольга, 9 класс
Какие типовые ошибки допустила девятиклассница в своём сочинении?
Знаки препинания при вводных словах, причастных оборотах.
Окончания глаголов, употребление глаголов, причастий и деепричастий в речи.
Строение словосочетаний.
Синтаксические нарушения построения предложения.
Заметили ребята, что написать сочинение - только полдела. Чтобы получился хороший, интересный грамотно выстроенный текст, нужно обязательно отредактировать текст. Интересно ли вам было на уроке?
Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных сегодня целей? Что вам запомнилось? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
VII. Домашнее задание. Напишите сочинение в жанре путевых заметок, не забудьте про редактирование текста.
2 текст для редактирования
Путевые заметки.
Это были весенние каникулы. На поезде со станции Куанда группой из семи человек, мы поехали на восток, до станции Наледный. Доехав до станции, мы привязали лыжи к рюкзакам и пошли к горе в сторону горячего источника Пурелаг, являющегося нашей целью. Был тёплый, солнечный день. Лучи солнца, отражаясь от белоснежного снега, ослепляли глаза. К полудню мы были у подножья гор. Тропа зигзагом виляя, подводила нас к возвышенной равнине. Останавливаясь на отдых, наша группа разбилась. Кто – то ушёл вперёд, а кто – то остался позади.
Я один шёл по снежной равнине. Снег ветром задувало мне в лицо. Я чувствовал, как мои пальцы рук были всё неподвижнее. Я остановился, растёр пальцы. Почувствовав их теплоту, я резко встал и пошёл дальше по бескрайней снежной пустыне. Я дошёл до вперёд ушедшей группы, разведшей костёр и варившей чай. Мы попили чай и пошли дальше. Остальная часть пути этого дня была менее интересной и впечатлительной. Мы просто шли по лесу, изредка останавливаясь на развилках тропинки, задумываясь, куда повернуть, а потом оказывалось, что тропинки опять сходились в одну.
Следующий день был полон впечатлений. Рано утром мы вышли с места отдыха. Абсолютно весь день мы шли по реке. Она была голубая, чистая, изредка в некоторых местах присыпанная снегом. Вечером наши ботинки хлюпали по воде. Многие ехали на лыжах. К ночи мы дошли до избы. Переночевав, мы пошли на источник.
Манашов Вадим
9 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...