Презентация _Лексические нормы русского литературного языка_
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Беляева Надежда Аркадьевна

Презентация для урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Освоение лексических норм русского литературного языка Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. В . Сухомлинский

Слайд 2

Норма литературного языка – это правила использования речевых средств. Норма закрепляется в словарях, справочниках

Слайд 4

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания о лексических нормах русского литературного языка; рассмотреть распространенные нарушения лексических норм современного русского языка выработать способы предупреждения лексических ошибок

Слайд 5

Лексическое значение — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности.

Слайд 6

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Слайд 7

Типичные лексические ошибки: А) Нарушение лексической сочетаемости Б) Смешение паронимов В) Многословие (плеоназм, тавтология, слова-паразиты) Г ) Речевая недостаточность

Слайд 8

А) Нарушение лексической сочетаемости слов Предпринять меры Не имеет роли Дать поддержку Поднять тост Закадычная подруга

Слайд 9

Упражнение 1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов (устно). 1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур , потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

Слайд 10

СЛОВАРЬ БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами. ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п. СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле. КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный. ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство

Слайд 11

Упражнение 2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов) 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), ( наступила, началась) война. 2. Плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение).

Слайд 12

Паронимы

Слайд 13

Б) Смешение паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи.

Слайд 14

Подберите паронимы к словам: Скрытый – Одеть – Жесткий – Эффектный – Тактичный – Абонент – Невежа -

Слайд 15

Упражнение 3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании 1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье). 2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, ( луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов.

Слайд 16

В) Многословие. 1) Плеоназм 2) Тавтология 3) Слова-паразиты

Слайд 17

1. Плеоназм Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: В своей автобиографии Свободная вакансия В мае месяце Первая премьера Каждую минуту времени Пять рублей денег Памятный сувенир Упасть вниз

Слайд 18

Упражнение 4. Исправьте предложения (устно), в которых наблюдается речевая избыточность 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. 3) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

Слайд 19

2. Тавтология Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Ответить в ответ Любопытная попытка Снег блестит, как блёстки Нет ничего крепче, чем крепость и сила братства Маленькие малютки снежинки Объединиться воедино Рассказчик рассказал

Слайд 20

Упражнение 5. Определите тип многословия (плеоназм или тавтология) Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. У него сразу вспотели ладони рук. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы . Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

Слайд 21

3. Слова - паразиты Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Слайд 22

как бы собственно говоря таким образом буквально прямо как говорится так далее скажем ведь как его в натуре так вот короче как сказать видишь слышишь типа на самом деле вообще в общем-то в общем в некотором роде на фиг в принципе итак типа того только вот в самом деле да нет всё такое в целом то есть это это самое ешкин кот ну ну вот ну это прикинь прикол значит знаешь так сказать понимаешь допустим слушай например просто конкретно да ладно блин походу а-а-а э-э-э не вопрос без проблем практически фактически как-то так ничего себе

Слайд 23

Упражнение 6. Найдите в тексте слова – паразиты. Один раз я пошёл в лес. Вот. Короче иду там такой один, и смотрю на мир. Как - бы там всё красиво. Вот. Я такой вижу птичку, а она такая чирикает. Ну - поёт. Ну и потом улетела. Короче иду я такой дальше. Вижу вдали медвежонка. Вот. Испугался я его и убежал. То есть удрал. Вот так. Приехал домой, а там короче меня мама ждёт уже. Я поел и лёг спать и долго как бы потом вспоминал моё путешествие.

Слайд 24

Г) Речевая недостаточность Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания В кабинете висели русские писатели. В классе у Марии Ивановны 40 учеников. И каждое утро 40 внимательных глаз смотрят на учительницу День рождения начнется в три часа. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа Автомобиль «Лада» по цене завода Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут.

Слайд 25

Фразеологические нормы Фразеологизм - это устойчивый оборот речи, значение которого не складывается из значений составляющих его слов. Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов , несвободных сочетаний слова, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней.

Слайд 26

Упражнение 7. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний. А сейчас все пойдет по своим делам. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка. Цыплят, как известно, считают по очереди. Музыка оказала сильное впечатление на всех. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Слайд 27

Итоговое задание: Найдите лексические ошибки и исправьте их: 1. Повесть написана калорийным языком. 2. Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей. 3. На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов. 4.Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал. 5. В отделе появилась свободная вакансия.

Слайд 28

НЕОБХОДИМО: - понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; - учитывать особенности сочетаемости слов; - избегать речевой избыточности; - не допускать речевой недостаточности; - учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Слайд 29

Домашнее задание: 1. Составьте предложение с паронимами: 1) будний – будничный 2) демократический – демократичный 3) исполнительный – исполнительский 4) критический – критичный 5) технический – техничный 2. Составьте 3 предложения с плеоназмом или тавтологией, которые будут связаны с вашей будущей профессией .

Слайд 30

Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"

Урок-проект на тему  "Лексические нормы русского литературного языка"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...

Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе

Тема урока: «Лексические нормы русского литературного языка».Цели: повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родном...

Уроки русского языка в 11 классе ( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»

Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, зак...