Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Тема урока: «Лексические нормы русского литературного языка».

Цели: повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родному языку; повышать культуру речи учащихся, развивать у них навы­ки анализа языковых единиц с точки зрения точности и умест­ности их употребления; учить видеть связь языка с историей народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_v_10_klasse.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.С . Лихачев Человек, равнодушный к своему языку,-дикарь. К. Г. Паустовский

Слайд 2

Цель урока Повторить , углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родному языку; повышать культуру речи учащихся, развивать у них навы­ки анализа языковых единиц с точки зрения точности и умест­ности их употребления; учить видеть связь языка с историей народа.

Слайд 3

Лексические нормы русского литературного языка

Слайд 4

Литературный язык — высшая форма националь­ного языка и основа культуры речи. Он обслужива­ет различные сферы человеческой деятельности: — политику, — законодательство, — культуру, — словесное искусство, — делопроизводство, — межнациональное общение, — бытовое общение

Слайд 5

Литературный язык обладает своими особеннос­тями — устойчивость (стабильность), — обязательность для всех носителей языка, — обработанность, — наличие устной и письменной формы, — наличие функциональных стилей, — нормированность

Слайд 6

Норма литературного языка - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм — их обязательность для всех говорящих и пишущих по-рус­ски. Можно указать еще на два важных свойства норм: их устойчивость и в то же время историческую изменчивость.

Слайд 7

Побеседуем! Каково значение слов в жизни человека? Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать. Что называется словарным запасом человека? Что может сказать о человеке его лексикон? Вспомните примеры из художественных произведений, герои которых имели небольшой лексикон или допускали речевые ошибки.

Слайд 8

Основные типы речевых ошибок

Слайд 9

Неверное словообразование. Запомните! Будущий Жаждущий Дерматин Дуршлаг Интриган Инцидент Будующий Жаждующий Дермантин Доушлаг Интригант Инциндент Верно Неверно

Слайд 10

Благодаря поддержке Вследствие предстоящих событий Благодаря предательству Ввиду предстоящих событий Смысловая несочетаемость выбранного предлога с существительным Сравните, найдите ошибку

Слайд 11

Использование в одном предложении несочетаемых слов Для детей в сентябре наступает эра учёбы. Для детей в сентябре наступает время учёбы .

Слайд 12

Смешение слов в несвойственном ему значении Они лежали на спине ничком Они лежали навзничь

Слайд 13

Смешение синонимов Нужно ликвидировать пороки выпускаемой продукции. Нужно ликвидировать дефекты выпускаемой продукции.

Слайд 14

Использование логически несовместимых понятий Природа в этом стихотворении наполнена олицетворениями. Стихотворение о природе наполнено олицетворениями.

Слайд 15

Плеоназм -лишние слова, содержащие избыточную информацию Будущие перспективы Сувенир на память Период времени Негодовал от возмущения

Слайд 16

Тавтология-родственные слова в пределах одного предложения Громко грохочет Следует отметить следующее

Слайд 17

Неоправданный пропуск слова Контролировать поведение нужно все время. Контролировать свое поведение нужно все время.

Слайд 18

Неоправданное использование канцеляризмов В данном стихотворении вышеозначенные причины объясняют состояние человека.

Слайд 19

Использование в одном контексте лексики разных стилей Эпитеты с официально-деловой лексикой, устаревшие слова, если они не нужны для исторической стилизации

Слайд 20

Использование фразеологизмов с нарушением их состава. Постигла удача Львиная часть Постигла неудача Львиная доля

Слайд 21

Внимание! Иногда фразеологизмы путают Нельзя говорить: играет значение Следует говорить: играет роль Нельзя говорить: повысить кругозор Следует говорить : расширить кругозор

Слайд 22

Смешение паронимов Абонемент- Абонент Абонемент-документ, удостоверяющий личность; А бонент-человек, имеющий право пользования)

Слайд 23

Смешение паронимов Адресат-Адресант Адресат (получатель письма) Адресант (отправитель письма)

Слайд 24

Задание 3. Лексическое значение слова . 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЛОД , -а, муж. 1 . Часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Односемянный, многосемянный п. Сочные плоды (фрукты, ягоды). Сухие плоды (бобы, стручки, орехи, жёлуди). Зрелый, незрелый п. Съедобные плоды. 2 . Организм человека (животного) в утробе матери (самки). Развитие плода. 3. перен., чего. Порождение, результат чего-н. Плоды размышлений. П. многолетнего труда. П. небрежности. Ответ: ___________________________.

Слайд 25

Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер .

Слайд 26

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Слайд 27

Задание 24 Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару) (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные. – (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван . (15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Слайд 28

Задание 26. Средства художественной выразительности «Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18–23, 28–38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)». Список терминов : 1) фразеологизм 2)восклицательные предложения 3 ) антонимы 4 ) цитирование 5 ) диалектизм 6 ) ряды однородных членов предложения 7) диалог 8 ) олицетворение 9)синонимы

Слайд 29

Список терминов: 1) фразеологизм 2 ) восклицательные предложения 3 ) антонимы 4 ) цитирование 5 ) диалектизм 6) ряды однородных членов предложения 7 ) диалог 8 ) олицетворение 9 ) синонимы

Слайд 30

«Переводчик» В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением Сяпала калуша по напушке и увязила бутявку . И волит : « Калушата ! Калушаточки ! Бутявка !» Калушата присяпали и бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : « Ое-е , ое-е ! Бутявка-то некузявая !» Калушата бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша волит : « Бутявок не трямкают . Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые . От бутявок дудунятся ». А бутявка волит за напушкой : « Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые !»

Слайд 31

Возможен вариант перевода Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки ! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее ! Оее ! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки ! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: - Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы !

Слайд 32

Паронимы Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

Слайд 33

Паронимы Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, гордый человек. Ты совершил проступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глинистая. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотного газа.

Слайд 34

Распределите пары слов в таблице Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице). Омонимы Паронимы Синонимы Антонимы Запустить(ракету) ­ — запу­стить (учебу), (крепкий) брак – брак (в работе), край (обрыва) - край (область), горн (музыкаль­ный инстру­мент) — горн (в кузнице) Искусный — ис­кусственный, усвоить — осво­ить, невежа — не­вежда, глиняный — глинистый Искусный — умелый, доктор — врач, горячий - жар­кий, дефект — недо­статок, ненастный -пасмурный Мягкий — жест­кий, трудолюбие — лень, взрослый — дет­ский, радость — грусть ОмонОоимОмо Омонимы нО Паронимы Синонимы Антонимы

Слайд 36

Фразеологизмы Найдите пары фразеологизмов-антонимов . Укажите значения фразеологизмов. Голубая кровь, сердце кровью обливается, черная кость, сердце обросло мохом , вставлять палки в колеса, хоть пруд пруди, кот наплакал, дать зеленый свет.

Слайд 37

Пары фразеологизмов-антонимов Голубая кровь сердце кровью обливается вставлять палки в колеса хоть пруд пруди Черная кость сердце обросло мохом дать зеленый свет . кот наплакал

Слайд 43

Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение на тему : Нужно ли учиться грамотно говорить?

Слайд 44

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"

Урок-проект на тему  "Лексические нормы русского литературного языка"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Уроки русского языка в 11 классе ( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»

Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, зак...

Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»

хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...