Урок в 7 классе по теме "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Заключительный урок по теме "Предлог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 7 классе по теме "Предлог" | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовила Крекшина Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Планируемые результаты
Предметные:
учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, расширить лексический запас учащихся.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. Т.А. Ладыженской, 7 класс. – М.: Просвещение, 2020., таблицы.
Ход урока:
1. Орг. момент. Объявление темы урока
Учитель: Добрый день! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число и «классная работа». Сегодня мы вспомним, что узнали о предлогах на прошлых уроках.
2. Опрос
Учитель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте ответим на несколько вопросов.
1)Что такое предлог? Какова его роль?
2)Почему он считается служебной частью речи?
3)На какие группы предлоги делятся по составу? (простые и составные)
4)На какие группы предлоги делятся по происхождению? (производные и непроизводные)
5) на какие группы предлоги делятся по своему значению?
3. Активизация деятельности учащихся
Учитель: На доске вы видите словосочетания с предлогами, задайте вопрос от главного слова к зависимому и разделите их на 4 группы по значению, которые они выражают.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ПРИЧИННЫЕ
ЦЕЛЕВЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
Приехать под вечер
Выйти на сцену
Начать в пять часов
Выглянуть из-за ширмы
Вернуться через десять минут
Сценарий для актёра
Пропустить спектакль по болезни
Приехать для переговоров
Достать из рукава
Встретиться у школы.
4. Изучение нового материала
Учитель: Мы продолжаем изучать предлоги. Прослушаете небольшой рассказ.
Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».
- Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.
- Не на Крым, а в Крым.
- Понял. Я поехал в Кавказ.
- В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.
- Ясно. Я поехал на Сибирь.
- На Сибирь нельзя. В Сибирь.
Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?
Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и научимся правильно употреблять их в речи.
Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:
вернулся со школы
с завода
вернулся с Москвы
с концерта
- Какие грамматические ошибки вы заметили?
- Надо говорить «из школы», «из Москвы».
- Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.
Объяснение сопровождается записью на доске:
вернулся из школы - пошел в школу
с завода - на завод
вернулся из Москвы - поехал в Москву
с концерта - на концерт
Итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» - предлог «в», предлога «с» - «на».
5. Закрепление
Упражнение 1.
Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.
Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.
Пошел | Вернулся |
Упражнение выполняется письменно.
Образец выполнения:
в больницу, на фабрику, в мастерскую, в библиотеку, в магазин, в театр, на базар, в детский сад, на дискотеку | из больницы, с фабрики, из мастерской, из библиотеки, из магазина, из театра, с базара, из детского сада, с дискотеки |
Упражнение 2.
Вставьте нужные предлоги и объясните значение фразеологизмов.
Как …воду глядел.
Глаза …лоб лезут.
Как снег…голову.
Зуб... зуб не попадает.
За словом …карман не полезет.
Пояснение:
Как в воду глядел.
Глаза на лоб лезут.
Как снег на голову.
Зуб на зуб не попадает.
За словом в карман не полезет.
Учитель: Ребята, в русском языке есть варианты предлогов(о-об-обо; к-ко; с-со; над-надо; под-подо; в-во)
Например:
К уроку – ко сну
С грохотом – со звонком
Упражнение 3.
Вставьте нужный вариант предлога и запишите словосочетания.
Подойдет …дому – подойдет …мне
Приедет …понедельник – приедет …вторник
Встретился …ним – встретился …мной
Говорил …деле – говорил …экскурсии – говорил …мне
Сидит …крышей – блестит …льдом
Пролетает…домом – пролетает …мной
Пояснение:
Подойдет к дому – подойдет ко мне
Приедет в понедельник – приедет во вторник
Встретился с ним – встретился со мной
Говорил о деле – говорил об экскурсии – говорил обо мне
Сидит под крышей – блестит подо льдом
Пролетает над домом – пролетает надо мной
6. Изучение нового материала (продолжение)
Учитель: Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» - только с родительным: «без радости», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, которые требуют определенного падежа от существительного.
Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?
ПО ОКОНЧАНИ.. работы Правильно: по окончаниИ
ПО ПРИЕЗД.. домой по приездЕ
ПО НЕЗНАН.. дела по незнаниЮ
- Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?
- От падежа.
- Давайте определим падеж записанных существительных.
- Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.
Употребление предлога ПО | |
Дательный падеж | Предложный падеж |
(Эти части таблицы пока закрыты) | |
Допустить ошибку по невнимательности по незнанию | Вернуться по окончании школы По выполнении работ по приезде домой |
В первом столбике таблицы существительные с предлогом «по» употреблены в дательном падеже. Каким другим предлогом можно заменить «по»? (предлогом из-за). Какой смысловой вопрос можно задать к данным существительным? (Допустить ошибку (ПОЧЕМУ?) по невнимательности). Следовательно, какое значение у предлога «по»? (причинное).
Обратимся ко второму столбику. Здесь записаны существительные в предложном падеже. Каким предлогом можно заменить предлог «по» (Предлогом «после»). Какой смысловой вопрос можно задать к существительным? (вернуться (КОГДА?) по окончании школы). Какое значение у предлога «по»? (временное).
Учитель открывает верхнюю часть таблицы, которая до этого была закрыта:
по = из-за (почему? причина) | по = после (когда? время) |
Итак, ребята, если предлог «по» имеет значение причины, то существительное употребляется в дательном падеже, если значение времени, то существительное ставится в предложный падеж.
Производные предлоги:
Согласно чему?
Благодаря с Дат.п.
Вопреки
Вследствие чего?
Из-за с Род. п.
1)Определите стилистический характер предлогов.
Самолет не прилетел ввиду плохих погодных условий.
Самолет не прилетел из-за плохой погоды.
Вывод: первое предложение характерно для текстов делового стиля, а второе – разговорного.
2)Сравните три предложения. В каком из них допущена ошибка?
Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
Благодаря помощи папы я быстро собрал модель парусника.
Я опоздал на урок благодаря дождю.
Вывод: в 3.
7. Закрепление
Упражнение 4.
Составить словосочетания, ставя в нужный падеж существительные, данные в скобках, над существительным надписать падеж (по упр. учебника). Упражнение выполняется коллективно с доской.
Ошибаться по (невнимательность, рассеянность, небрежность)
Отсутствовать по (болезнь, причина)
Запишите словосочетания в тетрадь.
Согласно (прогноз погоды), вопреки (предсказания синоптиков), погибли вследствие (заморозки), благодаря (старания), согласно (график занятий).
Упражнение 5.
Исправьте ошибки в предложениях.(Выполняется коллективно)
1)По окончанию работы все должны собраться в зале.
2)Вопреки приказа рабочие не соблюдают технику безопасности.
3)Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась.
4)Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточный режим работы.
5)Мама пришла с магазина.
6)Она не собирается посвящать всех о своих делах.
7)На уроке мы уделяем внимание на правописание.
8)Купить таблетки для головной боли.
Пояснение:
1)По окончаниИ работы все должны собраться в зале.
2)Вопреки приказУ рабочие не соблюдают технику безопасности.
3)ИЗ-ЗА дождя интересная экскурсия не состоялась.
4)Согласно приказУ директора предприятие перешло на круглосуточный режим работы.
5)Мама пришла ИЗ магазина.
6)Она не собирается посвящать всех В свои дела.
7)На уроке мы уделяем внимание правописаниЮ.
8)Купить таблетки ОТ головной боли.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Вспомните, какие проблемы были поставлены в начале урока. (Как правильно
употреблять предлоги в речи, с какими падежами они сочетаются, как связаны со стилями речи?)
Какое решение вы нашли?
(Предлоги употребляются с определёнными падежами по требованию главного слова,
существует связь между предлогами в – из, на – с, предлоги благодаря, согласно, вопреки всегда употребляются с Д.п., а вследствие, из-за – с Р.п.), предлоги употребляются в соответствии со стилями речи: производные – чаще в деловом, непроизводные – в разговорном стиле).
В чём вы видите актуальность изучения этой темы?
(Правильное употребление предлогов важно в жизни, т.к. свидетельствует об уровне культуры речи и образованности человека в целом.)
9. Домашнее задание. Упр. 352 Пар.57 (материал в рамках выучить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...