Эффективные роме в формирования читательской компетенции
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Эффективные приемы формирования ситательской компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_medvedeva_tg.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                  VI Международные Мартыновские чтения

 

Секция: «Круглый стол»

Название работы: «Эффективные приемы формирования читательской компетентности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

                                                   Выполнила: Медведева Таисия Геннадьевна,

                                                           учитель русского языка и литературы,

                                                           высшей квалификационной категории                          

                                                                     МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасского              

                                          района Саратовской области

                                   имени Бабушкина А.М.»

                                                                         

                                                             Контакты: э/п med.tg260564@yandex.ru

                                                                                            8 9873880494

                     

                                                         ПЕТРОВСК, 2024 ГОД

                                                     

                                                       

Введение

В статье описаны эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ВПР для обучающихся среднего звена, определены пути развития коммуникативной компетентности обучающихся через технологию продуктивного чтения.

Анализ результатов ВПР по русскому языку в среднем звене выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, интерпретировать текст. Эти же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации. Учителя, работающие в выпускных классах, знают, что больше всего ошибок дети делают из-за непонимания прочитанного текста, кроме того, не понимают формулировку задания.

Педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования работы с текстом на уроках русского языка как средства подготовки к ВПР.

Работа над опытом началась с обучающимися 5 класса. В настоящее время работа продолжается, но некоторые промежуточные результаты уже можно проследить.

Актуальность и перспективность опыта

Опыт работы и результаты ВПР показывают, что у современных школьников уровень владения всеми видами речевой деятельности заметно снизился. Следовательно, работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного выполнения ВПР, а в дальнейшем, поможет справиться с итоговой аттестацией.

                                              Новизна опыта

В настоящее время обучающиеся, с которыми началась работа по реализации педагогического опыта, учатся в 7 классе. С 5 класса они принимают участие в ВПР по русскому языку. В каждом классе к работе добавляются задания, проверяющие новые умения: 6 класс – коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в форме плана; 7 класс – нахождение в тексте ключевых слов и словосочетаний в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные УУД и предметные коммуникативные умения). Кроме того, появились задания, проверяющие коммуникативное умение: понимать уместность употребления стилистически окрашенных слов в собственной речи. Эти умения востребованы в жизненных ситуациях устного и письменного межличностного общения. Но на разных ступенях обучения данные умения формируются с различной степенью эффективности.

Новизна данного опыта состоит в создании ступенчатой системы использования эффективных приемов формирования читательской компетентности на уроках русского языка на основе технологии продуктивного чтения при подготовке к ВПР.

Адресность опыта

Данные материалы могут быть полезны учителям русского языка и литературы, целенаправленно работающим над формированием читательской компетентности при подготовке к ВПР, а также всем педагогам, заинтересованным в развитии коммуникативных навыков обучающихся.

Описанные приемы работы с текстом будут эффективны и полезны для обучающихся 5-9 классов на уроках не только гуманитарного цикла.

Трудоёмкость опыта

Трудности при использовании педагогического опыта:

- работа по формированию читательской компетентности должна быть непрерывной, т.е. продолжаться во внеурочное время, что не всегда бывает возможно;

- много времени занимает этап подготовки наглядных пособий, презентаций, раздаточного материала;

- необходимость органично использовать интерактивные средства с вербальными.

Технология опыта

Научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя.

Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело.

На различных этапах работы с текстом используются эффективные приемы продуктивного чтения.

Данная технология включает три этапа работы с текстом:

1 этап – этап предтекстовой деятельности;

2 этап – этап текстовой деятельности;

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы для успешного выполнения заданий ВПР в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.

Приемы:

  • «Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?)
  • «Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.)
  • «Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.)
  • «Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет».

На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию читательской компетентности. Такие умения необходимы при выполнении заданий 10 (6 класс), 11 (7 класс), 12,13 (6 и 7 класс).

Приемы:

  • «Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.)
  • «Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передает содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.)
  • «Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» - это я знаю, «-» - это новая для меня информация, «?» - непонятно, надо спросить.)
  • «Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы-микротемы, озаглавливает их в виде вопроса.)

В работе с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются таких умений, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации. Данные типы заданий представлены в ВПР 6 и 7 классов (задание 14).

Приемы:

  • «Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? И пр.)
  • «Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)

Рассмотренные в работе приемы с каждым классом помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию читательской компетентности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.

Результативность опыта

Благодаря эффективной работе с текстом с использованием элементов технологии продуктивного чтения удалось достигнуть следующих положительных результатов:

Данные институционального мониторинга банка данных ВПР с сайтов показывают повышение качества выполнения всероссийской проверочной работы по русскому языку с 36% в 5 классе до 50% в 6 классе и 54% - в 7 классе, а также увеличение количества детей, успешно справившихся с заданиями, проверяющими коммуникативные умения (задания 9-14).

Наблюдается увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

По данным психологического тестирования увеличилась доля обучающихся, мотивированных к изучению русского языка и литературы, легко справляющихся с творческими заданиями (изложениями и сочинениями), активно занимающихся проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

Формирование читательской компетенции учащихся III ступени на уроках внеклассного чтения.

Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.Как важно на...

Формирование читательской компетенции у учащихся

Статья "Формирование читательских компетенций учащихся в процессе преподавания литературы в 5-7 классах" автора В.Н. Куликова будет полезна для прочтения родителям и моим коллегам....

Литературная викторина как эффективный приём формирования читательской компетенции.

      Литературные викторины помогают в нашей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображе...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Эффективные приемы формирования читательской компетенции

Эффективные приемы формирования читательской компетенции...