Методическая разработка "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку
Разделы: Преподавание русского языка.
Тема: Простые и сложные предложения.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с простыми и сложными предложениями; научить различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, определять союзы в сложном предложении;
2) Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе сравнения, классификации; зрительную и слуховую память на основе построения схем, таблиц; орфографическую зоркость и фонематический слух на основе определения пропущенных орфограмм и расшифровки анаграмм; навыки исследовательской работы.
3) Формировать положительную мотивацию к урокам русского языка, к активной познавательной деятельности.
Оборудование: Презентация «Простые и сложные предложения», учебник,
таблицы-схемы (конструкции простых и сложных предложе-
ний), пословицы на карточках, карточки с цифрами 1,2,3,4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur2.doc | 68.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 933.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
казенное образовательное учреждение
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
План – конспект
урока русского языка
в 5 классе
Кочнева Е.Ю.
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
г. Урай
2020г.
Урок русского языка в 5 классе.
Методическая разработка
«Простые и сложные предложения»
Разделы: Преподавание русского языка.
Тема: Простые и сложные предложения.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с простыми и сложными предложениями; научить различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, определять союзы в сложном предложении;
2) Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе сравнения, классификации; зрительную и слуховую память на основе построения схем, таблиц; орфографическую зоркость и фонематический слух на основе определения пропущенных орфограмм и расшифровки анаграмм; навыки исследовательской работы.
3) Формировать положительную мотивацию к урокам русского языка, к активной познавательной деятельности.
Оборудование: Презентация «Простые и сложные предложения», учебник,
таблицы-схемы (конструкции простых и сложных предложе-
ний), пословицы на карточках, карточки с цифрами 1,2,3,4.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. Доброе утро всем! Вот и прозвенел урок, начинаем наш урок!
Начинаем урок с четверостишия, которое поможет нам настроиться на работу.
Я начинаю, а вы дружно продолжаете:
На уроке не скучай,
Смело руку – поднимай,
Быстро, чётко – отвечай,
Время даром – не теряй.
- Открываем тетради, записываем дату.
- Егор напомнит нам, как нужно сидеть за партой, как писать в тетради?
- Сегодня мы будем изучать очень интересную тему. В результате исследования материала урока вы сами сделаете выводы, скажете, какая тема урока, над чем мы будем работать на уроке. А помогут нам ваши знания, ваши умения думать, анализировать, исследовать, делать выводы, открывать для себя новую, неизвестную, незнакомую, зато интересную страницу науки о языке – страницу русского языка.
Для этого мы повторим пройденный материал.
II. Повторение пройденного. Актуализация опорных знаний.
1. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами.
- Учащиеся по цепочке выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание.
Задание: Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
синт . ксис
сл . вос . четание
предл . жение
подл . жащее
ск . зуемое
2. Анаграмма.
Учитель: Ребята, что такое анаграмма? Давайте, расшифруем анаграмму.
Слайд №1
-В каком разделе русского языка мы говорим о словосочетаниях, предложениях и тексте?
- Что такое синтаксис?
- Дать определение словосочетанию.
Задание по карточкам.
1 группа: Составить и записать три словосочетания на зимнюю тему.
(учащиеся зачитывают составленные словосочетания)
2 группа: Прочитайте группы слов. Среди этих групп выпишите только словосочетания.
Снег растаял, кататься с горки, пушистый снег, быстро растаял, наступила зима.
3 группа: Записать словосочетания, указать главное слово.
Кататься с горки, пушистый снег, быстро растаял.
Слайд №2 (самопроверка по слайду: 2 и 3 группа)
III. Работа над новым материалом.
1.Анализ схем предложений, записанных на доске. Ответы на вопросы.
а) Что вы видите на доске?
в) Чем отличаются эти схемы?
,и
,
Вывод:
* первое и второе предложения простые, так как у них одна грамматическая основа;
* третье и четвёртое предложения - сложные, потому что две грамматические основы.
- Что такое грамматическая основа?
2) Формулирование темы и цели урока.
- Вы догадались, о чём будем сегодня говорить на уроке?
- Какова тема нашего урока?
- «Простые и сложные предложения». (записываем тему урока в тетради)
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Продолжаем знакомиться с ... и ...;
2) Учимся различать ... и ...;
3) Учимся ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями;
учиться различать простые и сложные предложения;
учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
3) Изучение нового материала.
- Работа с карточками, каждому учащемуся выдаётся карточка.
1.Используя свои словосочетания составить и записать два простых предложения, подчеркнуть грамматические основы.
2.Используя предложенные словосочетания составить и записать два простых предложения, подчеркнуть грамматические основы.
Деревья в лесу, везде лежит.
3.Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы.
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера.
(взаимопроверка выполненных заданий)
Учитель: Какие предложения вы назвали простыми, а какие — сложными?
Слайд №3
Выводы:
Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а предложения с двумя или с несколькими грамматическими основами — сложными.
Учитель: Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в составе сложного?
4) Зимняя физминутка.
5)Работа с учебником.
Учитель: Ребята, откройте учебники, на странице108, найдите правило.
- Чтение и объяснение правила стр.108
-На какие группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные)
- Знакомство с союзными и бессоюзными сложными предложениями.
- Задания:
1.Используя свои простые предложения, при помощи союза и составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.
2.Используя свои простые предложения, при помощи союза но составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.
3.Используя свои простые предложения, при помощи союза а составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.
4.Используя свои простые предложения, без союза составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.
5.Списать предложение, подчеркнуть подлежащие и сказуемые.
Наступила настоящая зима, земля покрылась белоснежным ковром.
(работа в парах)
- Один ученик от каждой пары выходит к доске и чертит схему.
IV. Творческая работа с иллюстрацией.
Итак, урок наш завершается. Мы поработали со словами, словосочетаниями, предложениями, а завершить наш урок нужно….(текстом)
- Коллективная работа по иллюстрации. Составляем текст на зимнюю тему.
Слайд №4
V. Подведение итогов урока. Оценивание знаний учащихся.
1) Ответы на вопросы.
— Что такое простое предложение?
— Что такое сложное предложение?
— Как отличить простое предложение от сложного?
— На какие две группы делятся сложные предложения?
— Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в составе сложного
предложения?
2) Оценки.
VI. Домашнее задание.
1) Параграф 46, страница 107,108, выучить правила.
2) I группа – упражнение 239, II группа – упражнение 240.
Слайд №5
VII. Рефлексия. Слайд №6
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: КАТАТЬСЯ С ГОРКИ, ПУШИСТЫЙ СНЕГ, БЫСТРО РАСТАЯЛ.
ПО СТРУКТУРЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА: Простые Сложные С одной грамматической основой [ - = ] . С двумя или более грамматическими основами [= - ] , [ - = ] . Луна заливала своим серебром поляны. Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.
НАСТУПИЛА ЗИМА.
ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЁМ ИТОГ. КАКИМ ЖЕ БЫЛ ДЛЯ ВАС УРОК? Урок полезен, всё понятно Лишь кое-что чуть-чуть не ясно Ещё придётся потрудиться Да, трудно всё-таки учиться!
ВЫ МОЛОДЦЫ!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧИТЬ ПРАВИЛА СТР.107, 108 1ГРУППА: УПР.238, 2 ГРУППА: УПР.239, ПО ЖЕЛАНИЮ: СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ ТЕКСТ ИЗ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ТЕМУ «ЗИМНИЙ ЛЕС», ИСПОЛЬЗУЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1.Наступила зима. 2.Птицы улетели в теплые края. 3.Деревья укутал снег, в берлоге заснул медведь. 4.Листья опали с деревьев, и в воздухе стоит тишина. 5.Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....