Разработка открытого урока в 5 классе "Художественное описание предмета"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Тема урока «Художественное описание предмета» .
Эта тема по развитию речи учащихся является продолжением темы «Типы речи». Перед этим мы изучали повествование. Первоначальные сведения об описании учащимся известны.
Цель урока: познакомить с определением «Художественное описание предмета» и научить отличать его от научного описания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_opisanie_predmeta.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Художественное описание предмета.
Класс: 5г
Цель: познакомить с определением «Художественное описание предмета» и научить отличать его от научного описания.
Тип урока : комбинированный
Технологии: ИКТ, проблемно-поисковый
Оборудование : Мультимедийный проектор, презентация «описание предмета», раздаточный материал
Результаты обучения :
Различать художественное и научное описание предмета.
Предметные: научиться конструировать текст типа описания предмета художественного и научного стилей.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Личностные: формирование навыков работы в группе
- Ход урока :
- Организационный момент. Деление на группы , выбор координатора
- Мотивационный.
Учитель : Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя прием «Ладошка к ладошке».
Учитель : Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.
3. Актуализация знаний
Учитель : 1) Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока
СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС - ТЕКСТ
- Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически
- Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).
- Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)
Стадия вызова .
2) Для того, чтобы найти следующие ключевые слова для темы урока предлагаю работу в группах для создания мини-проекта.
Учитель : запишите задание № 1 в тетради : Прочитать текст, определить его тип, дать краткую характеристику данному типу речи.
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Только сильные и смелые люди работают с хищниками.
1 группа. ) В данном тексте используется повествование, говорится о следующих друг за другом действиях, отвечает на вопрос «О чем?», используется большое количество глаголов. Например : Я был, видел Тигры вставали, прыгали. Дрессировщик положил, ходил.
2 группа. )В данном тексте используется описание, говорится об одновременных признаках тигра. В текста типа описания используются прилагательные, изобразительные средства языка : сравнения, метафора, эпитеты. Мы посчитали и увидели, что в тексте всего 32 слова, из них 8 прилагательных
3 группа.) В данном тексте используется рассуждение о свойствах и явлениях. Такие тексты строятся по плану : тезис (Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?). Аргументы (Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? ). Вывод (Только сильные и смелые люди работают с хищниками).
Результат: Какие ключевые слова нашли? Текст, типы речи , стили речи.
Чтобы сформулировать тему урока, возьмем первое ключевое слово (ТЕКСТ), тип речи, о котором рассказали ребята 2 группы ( ОПИСАНИЕ), стиль речи 2 текста ( ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ) и стиль речи, при котором пишем заявления, объяснения (ДЕЛОВОЙ)
Стадия осмысления
- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.
Например, щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый.
Демонстрация мягкой игрушки – щенка.
- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?
А если мы скажем так
Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.
Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно- желтые.
Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.
Щенок просто как живой! Мне он очень нравится. А вам?
Какой текст вам понравился больше, почему?
ВЫВОД Описание бывает научное - излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция научного стиля — информационная (передача информации)
Художественное - применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Учитель : Мы с вами можем определить тему урока
Тема урока: Художественное описание предмета
Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.
Лимоны кислые, а сахар…
Собака лает, а кошка…
Трава зеленая, а небо…
У человека две ноги, а у собаки…
Птицы живут в гнездах, а люди …
Певец поет, а строитель…
Творческая мастерская
Создание текстов описания художественного и делового стилей.
Учитель: Однажды писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст. Необходимо восстановить тест , используя те части речи в соответствии со стилем и типом речи.
У вас на партах раздаточный материал. Задание №2 Обратите внимание на слова, которые даны для справок. Все ли слова вы будете использовать? Форму слов изменяем .
1 группа
(Текст – описание художественного стиля)
Живёт в соседском доме очень _______________кошка. Ее зовут____. Шубка у нее ____, а мордочка _______. Глаза похожи на ____________ пуговицы ___________ цвета. Ушки у нее ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки,хвостик_________________. Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый, добывать, взвешивать.
2 группа ( Текст описание делового стиля)
Как сохранить срезанные цветы, купленные за неделю до праздника? ? Стебли цветов _____________ наискось острым ножом и _______________цветы на два часа в воду ______________температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку ______________________.Через ___________________дней ________________ букет.
Слова для справок : подрезать, комнатная, несколько, ставить, проверить, холодильник, нарядный, синий
3 группа. Составьте из данных предложений текст.
А) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшей рожью,
виднелась небольшая деревенька.
Б) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу весело распевали ранние птички.
В) Было тихое летнее утро.
Г) К этой деревеньке, по узкой проселочной дороге, шла молодая женщина, в белом платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.
Ответ: В Б А Г
Ответы по группам
Учитель: Итак, вы сегодня работали с готовым текстом, восстанавливали текст, а сейчас попробуете составить текст типа описания самостоятельно.
Описание игрушки (устное)
Обсуждение текстов с анализом
Самооценка работы на уроке
Рефлексия
Выскажите свое отношение к нашему уроку, используя слова:
МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ…….
НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ……
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОКЕ……
Домашнее задание: описать свою любимую игрушку в художественном стиле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Методическая разработка открытого урока по предмету "Деловая культура"
план-конспект урока, тестовое задание...
Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»
Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....
Методическая разработка Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся Шапкиной Дарьей -5лет предмет по выбору (скрипка), (презентация к уроку).
Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» ...
Методическая разработка открытого урока по предмету «Изобразительное искусство» на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт" (Рисунок группы предметов)
Методическая разработка открытого урока по предмету «Изобразительное искусство» ...
Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....