Бессоюзное сложное предложение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Бакума Юлия Алексеевна

Презентация содержит теоретический материал по теме "Бессоюзное сложное предложение" и может быть использована при проведении уроков в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Бессоюзное сложное предложение1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 класс «Бессоюзное сложное предложение».

Слайд 2

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Слайд 3

Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов, например, Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Слайд 4

Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.

Слайд 5

Запятая между частями БСП.

Слайд 6

Точка с запятой между частями БСП.

Слайд 7

Двоеточие между частями БСП.

Слайд 8

Тире между частями БСП.

Слайд 9

Тире между частями БСП (продолжение)

Слайд 10

Тест. А1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? На полотнах А.Г. Венецианова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафонкова: девочка с телёнком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части. б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. в) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. А2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Всех неудержимо тянуло к этому искреннему во всех проявлениях человеку: его радостно встречали на открытии выставки и на премьере спектакля, настойчиво приглашали на лекции и обсуждения. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. г) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

Слайд 11

А3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Искусство выполняет особую работу: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг. а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. в) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. А4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. в) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чём говорится в первой части.

Слайд 12

А5. Как объяснить постановку тире в данном предложении? С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать звуко-анализирующую аппаратуру — появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи. а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. А6. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. в) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Обобщающее слово находится перед рядом однородных членов.

Слайд 13

А7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Замечательный человек и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников XIX века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали. а) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. б) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. в) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Вторая часть сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части. А8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Берестяные грамоты Новгорода — бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Слайд 14

А9. Как объяснить постановку тире в данном предложении? На дворе палил летний зной – в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. г) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. А10. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать – ноги не повиновались. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. в) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...