Наречие как часть речи
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». 1 2 3 4 5 6 7
Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента. Расстояние, промежуток между чем-нибудь. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания. Обычный, ставший привычкой. Дверца в заборе, в воротах. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде.
1 К О Л О Н Н А 2 Д И С Т А Н Ц И Я 3 Г И Р Л Я Н Д А 4 Г А Л Е Р Е Я 5 П Р И В Ы Ч Н Ы Й 6 К А Л И Т К А 7 А К В А Р Е Л Ь
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Загадка. Самый трудный я, друзья, И воспитать меня нельзя. Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь. - Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.) - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Наречие как часть речи
- Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих. - Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии. Разделитесь на группы . Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме. Что обозначает наречие как часть речи? Какие вопросы задаются к наречиям? К каким частям речи присоединяется наречие? Можно ли изменить наречие? Каким членом предложения является наречие?
Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме
Составление кластера. - Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья) - Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. НАРЕЧИЕ
Объяснить знаки препинания, выписать в тетради слова с пропусками букв, обозначить орфограммы и условия их выбора. Вот солнце к… снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен… ую , озябшую землю. Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-иному красивый. Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла …кие звуки имени, звон, скрытый в них. («В людях» М. Горький.) - Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? - Каково лексическое значение слова благословляет? (1. Напутствовать. 2. Воздать благодарность кому-то. 3. У религиозных людей: перекрестить (Солнце – это жизнь.)
- Каков состав этого слова? (Благословляет.) Произошло от греческого eulogein ( eu – благое, logein – слово, говорить). Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание. - Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся. Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно. - Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях
ЗА ВОЛОСЫ Однажды сп .. саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы (с)разбегу шлепнулись в жи ..кую грязь. Вот уже все тулов.. ще моего коня скрылось в злово ( н,нн )ой грязи вот уже и моя голова стала погружа ( т.ть ) ся в болото и оттуда торчит лишь к.. сич (?)ка моего п.. рика . Мы (не) преме ( н,нн )о погибли бы если бы не удивительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв .. тив себя за эту к.. сич (?)ку я изо всех дернул вверх и без большого труда выт.. щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щ.. пцами . Если вы дума..те , что это ле ..ко, то попробуйте проделать это сами. - Найдите наречия; укажите словосочетания, в которые входят наречия; обозначьте в них главное и зависимые слова. -Что поясняет наречие? Какова его роль в предложении? -Каким членом предложения является наречие? -Можно ли изменить наречие? -Какой вопрос задается к наречиям?
Нас приглашает А.Дюма
Выписать словосочетания: наречие + слово, с которым оно сочетается. х 1)И тогда кабинет господина де Тревиля всегда вызывавш .. трепет у всех входивш .. мгновенно превратился в отделение приемной. 2)У ворот он увидел Портоса беседовавш .. с караульным. 3)Там я укажу вам подходящ .. для поединка место. 4)Д'Артаньян произнес эти слова с простотой делавш .. честь его учтивости. 5)Д'Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в происходивш .. там, внизу. 6)Д'Артаньян немедленно отправился в указанный ему трак¬тир который узнал по крикам доносивш .. ся оттуда. 7)Войти к будущему аббату оказалось не так-то просто.
А в двух других случаях какое значение наречий? Вывод 1-й: Наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями. - Наречия могут сочетаться и с именем существительным: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки. - Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие и деепричастие. - А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.) - В нашем предложении какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). (Признак признака.)
А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.) Разберем по членам предложения. Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия. - Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.) - Какова синтаксическая роль наречий?
- В 1-м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?) Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством . Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.) - Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!
Инструкция: в словосочетании с предполагаемым наречием изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие. Сравним: люблю солнце любуюсь солнцем люблю особенно любуюсь особенно красивого по-новому одеться по-новому красивый по-новому
Вывод 4-й: наречие – неизменяемая часть речи. Анализ художественных текстов. - Какую смысловую роль играют наречия в данных предложениях? Работа с приложением (Уточнение места действия - сзади, далеко впереди, далеко влево; показывают неожиданность действия – вдруг; делают высказывание более выразительным – тихо принялось за работу, трудно оторвать, мягко картавя, плавно взмахивая.) - А какова роль наречий в таких предложениях?
1) Солнце грело нежарко , и каждый листик и травка насквозь светилась под веселым лучом. Как умытые свежо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (М. Прилуков ). 2) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! За тучей прогремело, Принахмурилась земля. (Ф. Тютчев.) 3) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (В. Катаев.) 4) Прорвался печальный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным. (Л. Андреев.) Словарная работа: анемия – малокровие, анемичный – бледный, вялый.
(Наречия делают речь более точной и выразительной). Вывод о роли наречий в тексте. - Все тексты урока о солнце. Какие части речи его характеризуют и помогают передать мироощущение писателя? (Прилагательные и наречия). Какова роль наречий в художественном тексте? Составим синквейн «Наречие». Тема (существительное)____________________________________________ Описание (два прилагательных)______________________________________ Действие (три глагола)______________________________________________ Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________ Повторение сути (синоним темы)_____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.
Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...