"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Цели урока:
1. выяснить условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
2. научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
3. правильно ставить знаки препинания в БСП, обосновывая условия их выбора;
4. составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._9_klass._dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.pptx | 120.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями » Л.Т.Григорян
1. Верите ли вы, что все сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные? 2. Верите ли вы, что для верной постановки знаков препинания в БСП важно интонационное оформление предложения? 3. Верите ли вы, что в БС П при перечислении фактов, событий, явлений ставится только запятая? 4. Верите ли вы, что запятая ставится в СБП, если смысловые отношения между предложениями показывают последовательность событий или одновременность? 5. Верите ли вы, что точка с запятой в БСП ставится, если между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1,1,0,1,1 Без ошибок – «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки – «3» Более 3 - «2»
1) Генрих Гейне сказал Доброта всегда одержит верх над красотой . 2) Солнце светит одинаково всем и человеку и дереву и животному. 3 ) Мы знаем главное предназначение человека оставлять свой добрый след на земле.
1) Генрих Гейне сказал: «Доброта всегда одержит верх над красотой». 2) Солнце светит одинаково всем: и человеку, и дереву, и животному. 3 ) Мы знаем: главное предназначение человека - оставлять свой добрый след на земле.
Доброта — добродушие, благодушие, добросердечие, мягкосердечие, незл о бивость, отзывчивость, душевность, состр а дание, милосердие
Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в заботливом, нежном отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1 . в ыяснить условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; 2. научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП; 3. правильно ставить знаки препинания в БСП, обосновывая условия их выбора; 4. составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие. Цели урока :
Я доверяю любящим: они великодушны. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
Я доверяю любящим: они великодушны. Я доверяю любящим, потому что они великодушны. [ - = ], (потому что - = ). Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
Я доверяю любящим: они великодушны. Я доверяю любящим, потому что они великодушны. [ - = ], (потому что - = ). Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость, а именно: человек должен делать только добро. [ ] : [ поясняет , конкретизирует, раскрывает содержание ] Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
Я доверяю любящим: они великодушны. Я доверяю любящим, потому что они великодушны. [ - = ], (причина ). Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость, а именно: человек должен делать только добро. [ ] : [ поясняет , конкретизирует, раскрывает содержание ] Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. Я убежден, что правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. [ ] : [дополняет, поясняет сказуемое]
Двоеточие в БСП [ ] : [ причина ] П (= потому что, так как) [ ] : [ пояснение ] П = а именно, то есть [ ] : [ дополнение ] Д (= что ( и увидел , что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро . Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. 3 . Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему . 5. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро .(пояснение ) Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) (причина) 3. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнение) 4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему . (По М. Панину .) (пояснение) 5. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. ( причина)
1 ) Я решил, что завтра обязательно поеду к деду . 2 ) Не стоит забывать наших ветеранов, потому что они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине . 3 ) Я знаю, что добрых людей на свете больше . 4 ) Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер .)
1 ) [ Я решил ] : [ завтра обязательно поеду к деду ] . 2 ) [ Не стоит забывать наших ветеранов ] : [ они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине ] . 3 ) [ Я знаю ] : [ добрых людей на свете больше ] . 4 ) [ Доброта ... постоянна и сама себя усиливает ] : [ она рождает ответную доброту ] . (А. Швейцер .)
Конструирование предложений Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания. 1.С детских лет постигаем мы истину … 2.Хочешь изменить мир к лучшему…
1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо ". 7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты. 10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. 11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните : с доброты человек начинается!
Домашнее задание : Напишите сочинение-рассуждение: Как вы понимаете смысл последнего предложения: «Помните: с доброты человек начинается!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....
Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе. Материал данного урока подготовлен учащимися на ...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...