Особенности художественного стиля речи
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

 Фан-Ди Оксана Викторовна

Урок развития речи в 7 классе. В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Это первый урок в системе изучения художественного стиля.

Главный содержательный вопрос урока В чем заключаются особенности художественного стиля речи.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_hudozhestvennogo_stilya_rechi.docx1015.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формат описания урока для формирования читательской грамотности по ____русскому языку____________________________________________

(укажите предмет)

  1. Фамилия, имя, отчество автора   Фан-Ди Оксана Викторовна        

        

  1. Место работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 9
  2. Должность  учитель русского языка и литературы        
  3. Класс     7 класс        
  4. Предмет   русский язык        
  5. Тема    Особенности художественного стиля речи        
  6. Место темы в программе[1]  Урок развития речи. В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Это первый урок в системе изучения художественного стиля.
  7. Главный содержательный вопрос урока[2]   В чем заключаются особенности художественного стиля речи
  8. Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  •  Выразительные особенности художественного стиля.  
  •  Что такое сравнение, эпитет, метафора и уметь находить их в художественном тексте.

уметь (сможет продемонстрировать):

  •  Использовать сравнения, эпитеты и метафоры при составлении своего текста
  1. Инструменты проверки достижения результата[4]:  создание письменного текста-миниатюры с использованием средств выразительности, речь о которых шла на уроке        

        

  1. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[5] в тексте учащиеся должны использовать средства выразительности: метафору, сравнение, эпитет. При проверке текста используются следующие критерии:
  • Текст соответствует художественному стилю:
  • Учащийся использовал при создании текста метафору;
  • Учащийся использовал при создании текста сравнение:
  • Учащийся использовал при создании текста эпитет.

Если созданный текст соответствует всем критериям, он оценивается на 5 баллов. Если отсутствует критерии «Соответствие художественному стилю»,  работа не может быть оценена больше, чем на 2 балла. Орфография и пунктуация оцениваются отдельно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оценке  письменных работ.

  1. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Работа в классе:

Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) __3__ минут

Урок (работа с текстами, деятельность учащихся) ___40_ минут

Завершение урока __2__ минут

  1. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

А) Описание учебной задачи[6]

— Вспомним языковые особенности текстов. Для этого выполним следующую работу. Распределите слова и заполните таблицу.

Таблица № 1.

Разговорная речь

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Диалог, эмоционально-оценочные слова.

Термины, слова в прямом значении, точность, доказательность, строгая логичность, прямой порядок слов.

Текст  по шаблону.

Вопросительные  и восклицательные предложения, призывность.

Метафора, сравнение, эпитет.

Диалог, термины,  вопросительные и восклицательные предложения, метафора, слова в прямом значении, высокая лексика, эмоционально-оценочные слова, сравнение, точность, доказательность, строгая логичность, прямой порядок слов, текст по шаблону, эпитет, призывность.

Формируемые читательские умения: распределять языковые  единицы по категориям изученных стилей.

Вспомните, как одним словом можно назвать слова, записанные в колонку к художественному стилю. (Тропы)

Дайте определение этим тропам и приведите примеры их использования.

К таблице прилагается художественный текст, в котором нужно найти средства выразительности. Для того, чтобы дать определение средству выразительности, можно воспользоваться интернетом.

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре

Сорок веселых на дворе.

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

(А.С.Пушкин)

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук.

(Б.Полевой)

Таблица 2

Троп

метафора

сравнение

эпитет

Определение

слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении

двух предметов или состояний.

это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.

Примеры

Деревья в зимнем серебре, зимы блистательный ковер.

Лось застыл, как изваяние.

Побелевший двор, легкие узоры, припудренная хвоя, замшелые ноздри.

Формируемые читательские умения: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.  

Работа с иллюстративным материалом.

Подобрать к иллюстрациям средства выразительности, характеризующие данные изображения и объяснить, почему именно такие тропы подобрали. Работу можно провести в группах. Класс можно разделить на 3 или 6 групп. Каждая группа работает с одним средством выразительности. Если три группы, то к обеим картинкам. Если 6 групп, то к одной картинке. Затем задание могут быть изменены. Составить три предложения-описания с использованием тропов, речь о которых шла на уроке.

ᐈ Зимнее картинки рисунки, фотографии зима природа | скачать на  Depositphotos® Зимние пейзажи | Пикабу

Формируемые читательские умения:  использовать информацию, полученную на уроке для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (составления собственного текста).

Самостоятельная работа.

Написать сочинение миниатюру в художественном стиле с использованием средств выразительности: метафоры, сравнения, эпитета.

Зима в картинах русских художников : philologist — LiveJournal

Формируемые читательские умения:  использовать информацию, полученную на уроке для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (составления собственного текста).

  1. Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.  

Таблица 1.

Разговорная речь

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Таблица 2

Троп

метафора

сравнение

эпитет

Определение

Примеры

Тексты для практической работы к таблице 1

Диалог, термины,  вопросительные и восклицательные предложения, метафора, слова в прямом значении, высокая лексика, эмоционально-оценочные слова, сравнение, точность, доказательность, строгая логичность, прямой порядок слов, текст по шаблону, эпитет, призывность.

К таблице 2

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре

Сорок веселых на дворе.

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

(А.С.Пушкин)

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук.

(Б.Полевой)

Иллюстративный материал к работе на уроке

ᐈ Зимнее картинки рисунки, фотографии зима природа | скачать на  Depositphotos®

https://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%8C+%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B&tbm=isch&ved=2ahUKEwjF5YSaydTtAhUOtioKHePgBD4Q2-cCegQIABAA&oq=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%8C+%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B&gs_lcp=CgNpbWcQAzoECCMQJzoKCAAQsQMQgwEQQzoHCAAQsQMQQzoFCAAQsQM6BAgAEEM6AggAOgYIABAFEB46BggAEAgQHlCC1gVY0I0GYKSSBmgAcAB4AIABvAGIAcwNkgEEMC4xNJgBAKABAaoBC2d3cy13aXotaW1nwAEB&sclient=img&ei=TBPbX8WPO47sqgHjwZPwAw&bih=604&biw=867&safe=strict#imgrc=P0bxJ0NLCJqEsM

Зимние пейзажи | Пикабу

https://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6&newwindow=1&safe=strict&sxsrf=ALeKk03HYLYMbyv2FscyLIFnmeLzuhRN7w:1608192834504&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwiT2YWVydTtAhVo-yoKHdqBC7EQ_AUoAXoECBUQAw&biw=867&bih=604#imgrc=fYGbKM8sABMolM&imgdii=k_fool5jkHi0TM

Для домашней работы

Зима в картинах русских художников : philologist — LiveJournal

https://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&tbm=isch&ved=2ahUKEwjF5YSaydTtAhUOtioKHePgBD4Q2-cCegQIABAA&oq=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&gs_lcp=CgNpbWcQAzIECCMQJzICCAAyAggAMgIIADICCAAyAggAMgIIADIGCAAQCBAeMgYIABAIEB4yBggAEAgQHjoKCAAQsQMQgwEQQzoHCAAQsQMQQzoECAAQQzoFCAAQsQM6CAgAELEDEIMBUOOYA1jHgAVgp4MFaApwAHgAgAHpAYgBgxSSAQYwLjE4LjKYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=TBPbX8WPO47sqgHjwZPwAw&bih=604&biw=867&safe=strict#imgrc=cbokVwu-R08YHM

При проверке текста мини-сочинения используются следующие критерии:

  • Текст соответствует художественному стилю:
  • Учащийся использовал при создании текста метафору;
  • Учащийся использовал при создании текста сравнение:
  • Учащийся использовал при создании текста эпитет.

Если созданный текст соответствует всем критериям, он оценивается на 5 баллов. Если отсутствует критерии «Соответствие художественному стилю»,  работа не может быть оценена больше, чем на 2 балла. Орфография и пунктуация оцениваются отдельно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оценке  письменных работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Художественный стиль речи"

На уроке используется презентация, которая включает  в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов,  тренировочные задания. Для заданий исп...

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Художественный стиль речи

Сегодня продолжим изучение художественного стиля речи, изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур речи. Хочу начать урок с одного стихотворения Евгения Евтушенко. Ребята, о чем это сти...

Художественный стиль речи

В Презентации представлены сведения о художественно-изобразительных фигурах речи, задания для самостоятельной работы....