Особенности художественного стиля речи
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Урок развития речи в 7 классе. В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Это первый урок в системе изучения художественного стиля.
Главный содержательный вопрос урока В чем заключаются особенности художественного стиля речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_hudozhestvennogo_stilya_rechi.docx | 1015.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формат описания урока для формирования читательской грамотности по ____русскому языку____________________________________________
(укажите предмет)
- Фамилия, имя, отчество автора Фан-Ди Оксана Викторовна
- Место работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 9
- Должность учитель русского языка и литературы
- Класс 7 класс
- Предмет русский язык
- Тема Особенности художественного стиля речи
- Место темы в программе[1] Урок развития речи. В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Это первый урок в системе изучения художественного стиля.
- Главный содержательный вопрос урока[2] В чем заключаются особенности художественного стиля речи
- Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
- Выразительные особенности художественного стиля.
- Что такое сравнение, эпитет, метафора и уметь находить их в художественном тексте.
уметь (сможет продемонстрировать):
- Использовать сравнения, эпитеты и метафоры при составлении своего текста
- Инструменты проверки достижения результата[4]: создание письменного текста-миниатюры с использованием средств выразительности, речь о которых шла на уроке
- Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[5] в тексте учащиеся должны использовать средства выразительности: метафору, сравнение, эпитет. При проверке текста используются следующие критерии:
- Текст соответствует художественному стилю:
- Учащийся использовал при создании текста метафору;
- Учащийся использовал при создании текста сравнение:
- Учащийся использовал при создании текста эпитет.
Если созданный текст соответствует всем критериям, он оценивается на 5 баллов. Если отсутствует критерии «Соответствие художественному стилю», работа не может быть оценена больше, чем на 2 балла. Орфография и пунктуация оцениваются отдельно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оценке письменных работ.
- Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Работа в классе:
Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) __3__ минут
Урок (работа с текстами, деятельность учащихся) ___40_ минут
Завершение урока __2__ минут
- Организационно-педагогические условия и описание хода урока
А) Описание учебной задачи[6]
— Вспомним языковые особенности текстов. Для этого выполним следующую работу. Распределите слова и заполните таблицу.
Таблица № 1.
Разговорная речь | Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль | Художественный стиль |
Диалог, эмоционально-оценочные слова. | Термины, слова в прямом значении, точность, доказательность, строгая логичность, прямой порядок слов. | Текст по шаблону. | Вопросительные и восклицательные предложения, призывность. | Метафора, сравнение, эпитет. |
Диалог, термины, вопросительные и восклицательные предложения, метафора, слова в прямом значении, высокая лексика, эмоционально-оценочные слова, сравнение, точность, доказательность, строгая логичность, прямой порядок слов, текст по шаблону, эпитет, призывность.
Формируемые читательские умения: распределять языковые единицы по категориям изученных стилей.
Вспомните, как одним словом можно назвать слова, записанные в колонку к художественному стилю. (Тропы)
Дайте определение этим тропам и приведите примеры их использования.
К таблице прилагается художественный текст, в котором нужно найти средства выразительности. Для того, чтобы дать определение средству выразительности, можно воспользоваться интернетом.
Таблица 2
Троп | метафора | сравнение | эпитет |
Определение | слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. | это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний. | это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. |
Примеры | Деревья в зимнем серебре, зимы блистательный ковер. | Лось застыл, как изваяние. | Побелевший двор, легкие узоры, припудренная хвоя, замшелые ноздри. |
Формируемые читательские умения: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Работа с иллюстративным материалом.
Подобрать к иллюстрациям средства выразительности, характеризующие данные изображения и объяснить, почему именно такие тропы подобрали. Работу можно провести в группах. Класс можно разделить на 3 или 6 групп. Каждая группа работает с одним средством выразительности. Если три группы, то к обеим картинкам. Если 6 групп, то к одной картинке. Затем задание могут быть изменены. Составить три предложения-описания с использованием тропов, речь о которых шла на уроке.
Формируемые читательские умения: использовать информацию, полученную на уроке для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (составления собственного текста).
Самостоятельная работа.
Написать сочинение миниатюру в художественном стиле с использованием средств выразительности: метафоры, сравнения, эпитета.
Формируемые читательские умения: использовать информацию, полученную на уроке для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (составления собственного текста).
- Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.
Таблица 1.
Разговорная речь | Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль | Художественный стиль |
Таблица 2
Троп | метафора | сравнение | эпитет |
Определение | |||
Примеры |
Тексты для практической работы к таблице 1
Диалог, термины, вопросительные и восклицательные предложения, метафора, слова в прямом значении, высокая лексика, эмоционально-оценочные слова, сравнение, точность, доказательность, строгая логичность, прямой порядок слов, текст по шаблону, эпитет, призывность.
К таблице 2
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор… На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре Сорок веселых на дворе. И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. (А.С.Пушкин) | Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. (Б.Полевой) |
Иллюстративный материал к работе на уроке
https://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%8C+%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B&tbm=isch&ved=2ahUKEwjF5YSaydTtAhUOtioKHePgBD4Q2-cCegQIABAA&oq=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%8C+%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B&gs_lcp=CgNpbWcQAzoECCMQJzoKCAAQsQMQgwEQQzoHCAAQsQMQQzoFCAAQsQM6BAgAEEM6AggAOgYIABAFEB46BggAEAgQHlCC1gVY0I0GYKSSBmgAcAB4AIABvAGIAcwNkgEEMC4xNJgBAKABAaoBC2d3cy13aXotaW1nwAEB&sclient=img&ei=TBPbX8WPO47sqgHjwZPwAw&bih=604&biw=867&safe=strict#imgrc=P0bxJ0NLCJqEsM
https://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6&newwindow=1&safe=strict&sxsrf=ALeKk03HYLYMbyv2FscyLIFnmeLzuhRN7w:1608192834504&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwiT2YWVydTtAhVo-yoKHdqBC7EQ_AUoAXoECBUQAw&biw=867&bih=604#imgrc=fYGbKM8sABMolM&imgdii=k_fool5jkHi0TM
Для домашней работы
https://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&tbm=isch&ved=2ahUKEwjF5YSaydTtAhUOtioKHePgBD4Q2-cCegQIABAA&oq=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&gs_lcp=CgNpbWcQAzIECCMQJzICCAAyAggAMgIIADICCAAyAggAMgIIADIGCAAQCBAeMgYIABAIEB4yBggAEAgQHjoKCAAQsQMQgwEQQzoHCAAQsQMQQzoECAAQQzoFCAAQsQM6CAgAELEDEIMBUOOYA1jHgAVgp4MFaApwAHgAgAHpAYgBgxSSAQYwLjE4LjKYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=TBPbX8WPO47sqgHjwZPwAw&bih=604&biw=867&safe=strict#imgrc=cbokVwu-R08YHM
При проверке текста мини-сочинения используются следующие критерии:
- Текст соответствует художественному стилю:
- Учащийся использовал при создании текста метафору;
- Учащийся использовал при создании текста сравнение:
- Учащийся использовал при создании текста эпитет.
Если созданный текст соответствует всем критериям, он оценивается на 5 баллов. Если отсутствует критерии «Соответствие художественному стилю», работа не может быть оценена больше, чем на 2 балла. Орфография и пунктуация оцениваются отдельно в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оценке письменных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Художественный стиль речи"
На уроке используется презентация, которая включает в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов, тренировочные задания. Для заданий исп...
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"
Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....
конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"
Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Художественный стиль речи
Сегодня продолжим изучение художественного стиля речи, изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур речи. Хочу начать урок с одного стихотворения Евгения Евтушенко. Ребята, о чем это сти...
Художественный стиль речи
В Презентации представлены сведения о художественно-изобразительных фигурах речи, задания для самостоятельной работы....
художественный стиль речи
конспект урока...